Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 21 (7278) 7 - 13 июня 2001г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраГолливуд нищихБлокбастер "Матрица" в интерпретации Олега Киреева Валентин ДЬЯКОНОВ
Как известно, в современном искусстве границы жанров не определены и в принципе (что является необходимым условием творчества) не определяемы. Такое сравнительно свежее явление, как видеоарт, вообще не имеет четких жанровых рамок. В сущности, само понятие выглядит немного инструментальным, это все равно, как определить живопись Врубеля словом "масло". Если перед нами экран и видеомагнитофон и если представленное нам зрелище является ненарративным, то есть обладает некоторой статикой высказывания, мы соображаем, что это - видеоарт. Исключений из этого правила так же много, как и подтверждений ему. Предлагаем вам яркий пример современного подхода к смешению жанров. "Матрица" Олега Киреева - это, во-первых, спектакль, потому что в ней есть герои (протагонисты и антагонисты), а также хор, активно выражающий свое отношение к происходящему смехом или выкриками. Во-вторых, это еще и перформанс, ибо от актеров не требуется полного перевоплощения и заучивания текста, кроме того, конец спектакля совершенно непредсказуем. В-третьих, это и произведение современного изобразительного искусства, ибо на презентации "Матрицы" мы стали свидетелями видеоверсии, откомментированной самим Олегом Киреевым, в результате чего получили представление об идее события. А искусство идей искусства - это, как известно, концептуализм. Итак, с жанровым определением этого интересного и яркого произведения (и - шире - практики) далеко не все ясно. Но такого рода ясность, по большому счету, из искусства давно исчезла. Даже люди, которые позиционируют себя как художники-живописцы, на самом деле занимаются более-менее рефлексией о ее месте и значении. В качестве яркого примера можно привести Илью Глазунова, который живописцем не является настолько, насколько является определенным культурным агентом, презентируя не картины, но живопись вообще, со всем национал-патриотическим багажом, который он сам ей приписывает. Впрочем, не будем далее утомлять вас теоретическими построениями. Идея ставить спектакли по кассовым голливудским фильмам пришла в голову Олегу Кирееву и Марине Потаповой по пути в посольство Северной Кореи, где должна была проходить их очередная лекция о здоровом образе жизни корейцев, подписывающихся под идеями чучхэ. Позже Марина отошла от совместной деятельности, занявшись кино с ассоциацией "За анонимное и бесплатное искусство", а Олег решил довести намеченное до конца. Олег Киреев - молодой деятель московского андеграунда. На его счету - участие в нескольких акциях с явным политическим оттенком. В том числе и в прогремевшей акции "Баррикады на улицах Москвы", когда Олег вместе с товарищами преданно и вдохновенно воспроизвел на улице Герцена парижские баррикады, точь-в-точь такие, какие возникали летом 1968 года, в пору студенческих восстаний. Новый проект изначально задумывался как театральный. Найти актеров Олегу удалось быстро, среди прогрессивной молодежи, то есть своих друзей. Каждый был не прочь поиграть в кино. Первой премьерой стала инсценировка фильма "Криминальное чтиво", выдержавшая несколько представлений и снискавшая восторженные отзывы зрителей. Спектакль происходил в Перовском социальном клубе (он же - по совместительству жилая квартира). Герои наступали зрителям на ноги, этим нехитрым приемом добившись правдоподобия. На следующий спектакль цикла, по фантастическому фильму "Матрица", принесли видеокамеру. Собравшиеся были полны решимости подискутировать о жанровой принадлежности видеозаписи. Представлявший Киреева Василий Карецкий сразу расставил все по местам: нам будет демонстрироваться телерадиоспектакль. Это ироническое название, отсылающее к практике телеспектаклей, столь любимых каналом "Культура", не помешает поместить киреевскую "Матрицу" в поле современного искусства. На экране гремел, кипел, шумел настоящий перформанс, в ходе которого голливудские штампы разбивались о русский медлительный или, наоборот, разухабистый темперамент. Олег, игравший главного хорошего парня, изменял его монологи в соответствии со своей политической программой. Плохие парни матерились и спотыкались об арматуру. Вместо космических кораблей использовалась магазинная тележка. Кстати, об арматуре: спектакль был не квартирный. Для его проведения была выбрана одна из незаконченных чертановских новостроек. В этом футуристическом интерьере, весьма подходящем для спектакля, и происходили перипетии запутанного сценария. Большинство зрителей были одновременно и участниками, и массовкой. Это позволяло всем быть задействованными и не мерзнуть. Как указал в своем докладе В.Карецкий, стилистическое направление, в которое вписывается спектакль, - это киберпанк. Оригинал, то есть фильм "Матрица", - тоже киберпанк, но уже лакированный. Герой киберпанковских построений - анархист, взламывающий стройные системы и желающий смерти зомбированной программе управления человечеством. Одновременно это, конечно, и параноик, подозревающий о существовании такой программы. Киберпанк любуется потоками информации, которую невозможно проверить на истинность. Главным тезисом этого направления является равенство всей информации и, как следствие этого, превращение информации в огромную кучу мусора. Эстетически спектакли Киреева как раз об этом - о равных возможностях Киану Ривза в оригинале фильма и А. Белова, исполняющего главную роль в спектакле. Участники спектакля играют не только героев фильма, они еще играют и актеров. Примеряя на себя сразу несколько слоев, актеры Киреева копаются в целлулоидном мусоре, компонуя его в соответствии с настроением либо в романтические образы, либо в кривые зеркала. И это, конечно, очень смешно. Киберпанк как карнавал, в котором примеряют маски и сразу от них отказываются, идут в массовку, чтобы попить чайку. Внезапный голос Киреева, усиленный мегафоном, обиженно и требовательно указывает одному из персонажей его место на сцене. В любой момент кто-нибудь может обидеться, или забыть реплику, или просто задуматься. Суфлеров здесь нет, репетиции не проводились, поэтому каждое провисание - тоже часть спектакля, причем лучшая, наиболее позитивно заряженная. У Олега Киреева много планов и проектов. На вечере в соцклубе "Перово" Олег продемонстрировал отрывки из нового телерадиоспектакля "Ревизор" по пьесе неизвестного армянского драматурга. Пьеса взята из альманаха "Литература Армении" за 1978 год. Хотя съемка еще не закончена, видно, что и эту постановку (кстати, впервые целиком телевизионную, без зрителей) зрители полюбят. Также в рубрике:
|