Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 21 (7278) 7 - 13 июня 2001г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Голливуд нищих

Блокбастер "Матрица" в интерпретации Олега Киреева

Валентин ДЬЯКОНОВ


Тема "Матрицы" волнует русских художников так же сильно, как и голливудских продюсеров. Фотоколлаж В.Дорфмайстера. 2001 г.

Как известно, в современном искусстве границы жанров не определены и в принципе (что является необходимым условием творчества) не определяемы. Такое сравнительно свежее явление, как видеоарт, вообще не имеет четких жанровых рамок. В сущности, само понятие выглядит немного инструментальным, это все равно, как определить живопись Врубеля словом "масло". Если перед нами экран и видеомагнитофон и если представленное нам зрелище является ненарративным, то есть обладает некоторой статикой высказывания, мы соображаем, что это - видеоарт. Исключений из этого правила так же много, как и подтверждений ему.

Предлагаем вам яркий пример современного подхода к смешению жанров. "Матрица" Олега Киреева - это, во-первых, спектакль, потому что в ней есть герои (протагонисты и антагонисты), а также хор, активно выражающий свое отношение к происходящему смехом или выкриками. Во-вторых, это еще и перформанс, ибо от актеров не требуется полного перевоплощения и заучивания текста, кроме того, конец спектакля совершенно непредсказуем. В-третьих, это и произведение современного изобразительного искусства, ибо на презентации "Матрицы" мы стали свидетелями видеоверсии, откомментированной самим Олегом Киреевым, в результате чего получили представление об идее события. А искусство идей искусства - это, как известно, концептуализм.

Итак, с жанровым определением этого интересного и яркого произведения (и - шире - практики) далеко не все ясно. Но такого рода ясность, по большому счету, из искусства давно исчезла. Даже люди, которые позиционируют себя как художники-живописцы, на самом деле занимаются более-менее рефлексией о ее месте и значении. В качестве яркого примера можно привести Илью Глазунова, который живописцем не является настолько, насколько является определенным культурным агентом, презентируя не картины, но живопись вообще, со всем национал-патриотическим багажом, который он сам ей приписывает.

Впрочем, не будем далее утомлять вас теоретическими построениями.

Идея ставить спектакли по кассовым голливудским фильмам пришла в голову Олегу Кирееву и Марине Потаповой по пути в посольство Северной Кореи, где должна была проходить их очередная лекция о здоровом образе жизни корейцев, подписывающихся под идеями чучхэ. Позже Марина отошла от совместной деятельности, занявшись кино с ассоциацией "За анонимное и бесплатное искусство", а Олег решил довести намеченное до конца.

Олег Киреев - молодой деятель московского андеграунда. На его счету - участие в нескольких акциях с явным политическим оттенком. В том числе и в прогремевшей акции "Баррикады на улицах Москвы", когда Олег вместе с товарищами преданно и вдохновенно воспроизвел на улице Герцена парижские баррикады, точь-в-точь такие, какие возникали летом 1968 года, в пору студенческих восстаний.

Новый проект изначально задумывался как театральный. Найти актеров Олегу удалось быстро, среди прогрессивной молодежи, то есть своих друзей. Каждый был не прочь поиграть в кино. Первой премьерой стала инсценировка фильма "Криминальное чтиво", выдержавшая несколько представлений и снискавшая восторженные отзывы зрителей. Спектакль происходил в Перовском социальном клубе (он же - по совместительству жилая квартира). Герои наступали зрителям на ноги, этим нехитрым приемом добившись правдоподобия. На следующий спектакль цикла, по фантастическому фильму "Матрица", принесли видеокамеру.

Собравшиеся были полны решимости подискутировать о жанровой принадлежности видеозаписи. Представлявший Киреева Василий Карецкий сразу расставил все по местам: нам будет демонстрироваться телерадиоспектакль. Это ироническое название, отсылающее к практике телеспектаклей, столь любимых каналом "Культура", не помешает поместить киреевскую "Матрицу" в поле современного искусства. На экране гремел, кипел, шумел настоящий перформанс, в ходе которого голливудские штампы разбивались о русский медлительный или, наоборот, разухабистый темперамент. Олег, игравший главного хорошего парня, изменял его монологи в соответствии со своей политической программой. Плохие парни матерились и спотыкались об арматуру. Вместо космических кораблей использовалась магазинная тележка.

Кстати, об арматуре: спектакль был не квартирный. Для его проведения была выбрана одна из незаконченных чертановских новостроек. В этом футуристическом интерьере, весьма подходящем для спектакля, и происходили перипетии запутанного сценария. Большинство зрителей были одновременно и участниками, и массовкой. Это позволяло всем быть задействованными и не мерзнуть.

Как указал в своем докладе В.Карецкий, стилистическое направление, в которое вписывается спектакль, - это киберпанк. Оригинал, то есть фильм "Матрица", - тоже киберпанк, но уже лакированный. Герой киберпанковских построений - анархист, взламывающий стройные системы и желающий смерти зомбированной программе управления человечеством. Одновременно это, конечно, и параноик, подозревающий о существовании такой программы. Киберпанк любуется потоками информации, которую невозможно проверить на истинность. Главным тезисом этого направления является равенство всей информации и, как следствие этого, превращение информации в огромную кучу мусора. Эстетически спектакли Киреева как раз об этом - о равных возможностях Киану Ривза в оригинале фильма и

А. Белова, исполняющего главную роль в спектакле. Участники спектакля играют не только героев фильма, они еще играют и актеров. Примеряя на себя сразу несколько слоев, актеры Киреева копаются в целлулоидном мусоре, компонуя его в соответствии с настроением либо в романтические образы, либо в кривые зеркала.

И это, конечно, очень смешно. Киберпанк как карнавал, в котором примеряют маски и сразу от них отказываются, идут в массовку, чтобы попить чайку. Внезапный голос Киреева, усиленный мегафоном, обиженно и требовательно указывает одному из персонажей его место на сцене. В любой момент кто-нибудь может обидеться, или забыть реплику, или просто задуматься. Суфлеров здесь нет, репетиции не проводились, поэтому каждое провисание - тоже часть спектакля, причем лучшая, наиболее позитивно заряженная.

У Олега Киреева много планов и проектов. На вечере в соцклубе "Перово" Олег продемонстрировал отрывки из нового телерадиоспектакля "Ревизор" по пьесе неизвестного армянского драматурга. Пьеса взята из альманаха "Литература Армении" за 1978 год. Хотя съемка еще не закончена, видно, что и эту постановку (кстати, впервые целиком телевизионную, без зрителей) зрители полюбят.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;