Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 21 (7278) 7 - 13 июня 2001г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Арена для шута

"Риголетто" по-саратовски

Гюляра САДЫХ-ЗАДЕ
Саратов - Санкт-Петербург


Сцена из спектакля "Риголетто". В. Григорьев - Спарафучиле, И.Соколова - Маддалена

За 14 лет своего существования Собиновский музыкальный фестиваль, возглавляемый дирижером Юрием Кочневым, стал признанным общественным событием, из разряда тех, что удачно представляют творческие резервы и возможности российской глубинки. Избранная в Саратовском оперном театре фестивальная модель оказалась на редкость благодатной и гибкой: внутри нее мирно сосуществуют рок-концерт и оперный спектакль, симфоническая программа и лекционные просветительские курсы и даже вокальный конкурс. Нынешняя оперная афиша фестиваля была целиком составлена из произведений Верди, что объяснимо: нынче во всем мире отмечают Год Верди. В Саратове были представлены четыре самых известных и популярных оперы: "Риголетто", "Трубадур", "Аида" и "Травиата".

Центральное событие фестиваля пришлось на его второй день: премьера "Риголетто" в постановке режиссера Дмитрия Белова и художницы Альоны Пикаловой. Сценическая версия затейлива, витиевата и так насыщена кодами и паролями, режиссерскими "обманками", карнавальными перевертышами, символами и параллелями, что сценическая ткань спектакля в конце концов обратилась в ребус, который зрителю нужно напряженно разгадывать.

Разветвленная система альтернатив, выстроенная в спектакле, - земное и небесное, черти и ангелы, невинность и порок - воплощается на разных уровнях. На зрительное восприятие рассчитано противопоставление цветов: кричащие кроваво-золотые тона - символ власти и Герцога - спорят с серебряно-голубыми цветами неба и звезд, цветами Джильды. Неоновые огни, светящиеся круги и полукружья, пылающие над колосниками, подсвеченные лампочками зловещие кинжалы-свечи (один из многочисленных примеров предметов-перевертышей), рулетка казино, превращенная в нимб, очертания многоярусного многоэтажного гаража, ассоциирующегося с конструкцией алтаря, где в центр помещен неоновый силуэт Богоматери, святость, трансформирующаяся в адский лик, небесная ладья, преображающаяся в ложе порока, - вот лишь малая часть того предметного мира, что создала в "Риголетто" Альона Пикалова.

Но главный "перевертыш", двигающий потайные пружины спектакля, - это благородный и оскорбленный отец Монтероне, воплощение судьбы, который одновременно является и Спарафучиле, мрачным наемным убийцей. Обе роли исполняет один певец - Виктор Григорьев, и двойная функция его персонажа не сразу поддается разгадке. Монтероне возникает в спектакле как Люцифер, явившийся прямиком из геенны: он одет в красный лаковый плащ, за которым до поры скрыто черное длиннополое одеяние киллера-мафиозо Спарафучиле. За всей этой игрой с космическими символами - глобусом, звездами, облаком-лифтом, в котором, словно Зевс-громовержец, возносится Герцог, напевая свою Балладу, - постепенно вызревает ощущение, что мир, созданный режиссером Беловым и художницей Пикаловой, какой-то подчеркнуто невсамделишный, игрушечный. Постепенно эстетика спектакля, отсылающая к стилистике оформления какого-нибудь ночного клуба или казино - с яркими огнями, с круглой ареной, с мотивом круга-колеса, - подготавливает зрителя к прозрению: да это же цирк, с его иллюзионом, дешевыми трюками и плоскими репризами!

Приметы цирка рассыпаны в спектакле в изобилии. Риголетто появляется в первой сцене в боа и перьях, в корсаже, с уродливо размалеванным лицом и лысым черепом; а уже во второй сцене преображается, превратившись для частной жизни в элегантного, хотя и болезненно кособокого господина в черном, с трагическим лицом Пьеро, повадками Урии Хипа и грустными выразительными глазами.

Джильду в момент похищения господа в масках и с неуместными крылышками прячут в ящик фокусника. Ящик растаскивают на части, уносят прочь, затем снова составляют, и вот уже на руки несчастного отца вместо дочери из ящика выпадает груда пушистых игрушечных кроликов. Фокус удался. Спектакль обнажает свои пружины и ходовые механизмы далеко не сразу. Оперу, как на дыбе, растягивают на цирковой арене, переинтонируя любое душевное движение, любой эмоциональный порыв, заложенные в вердиевской партитуре, добиваясь внешней эффектности и оригинальности формы. "Представление в представлении" заявлено уже в первой же сцене. Когда поднимается супер, сшитый из бесформенной кучи посеревшего тюля, свисающей клочьями, на сцене видны сидящие зрители. Скамьи, как и положено, поднимаются амфитеатром от поворотного круга-арены, на котором идет модное дефиле - парафраз этого дефиле мы увидим позднее, в самой пронзительной сцене, в спальне Герцога, когда девушки в белом наподобие теней в "Баядерке" медленно и печально движутся по кругу, а на авансцене бушуют боль и отчаяние оскорбленного отца.

Условность, театральная изнанка, агрессивно выпяченная наружу, провоцируют на восприятие спектакля "головою", а не сердцем. Рассудочность и расчет довлеют над непосредственным выражением. Собственно, выражения как такового и нет вовсе: "Риголетто" Белова - это сознательное "изображение", понимаемое как беспристрастная фиксация происходящих в опере событий и их интерпретация в избранной авторами спектакля условно-символистической манере. При этом сама картинка настолько занимательна, а игра актеров в целом настолько убедительна, что спектакль принимаешь - хотя и не сразу и не до конца.

Эмоциональным центром спектакля - и, на мой взгляд, его главной удачей - стало исполнение заглавной партии Александром Багматом. Звучный баритон, умение сопереживать персонажу, редкая способность непринужденно существовать в предлагаемых обстоятельствах плюс выразительное лицо, подвижная мимика - вот главные достоинства певца. Неплоха была и Джильда - Марина Багмат, с ясным голоском, корректным звуковедением и детской пластикой подростка. Однако далеко не все было благополучно с певческим составом премьеры. Тенор Гурт Назаров - Герцог практически не справился с партией: его истошный вопль вообще мало походил на пение и до обидного снижал впечатление от спектакля.

В целом Собиновский фестиваль, посвященный Верди, произвел скорее благоприятное, нежели негативное впечатление. Несомненно, за три последних года он явно улучшил свои позиции и во мнении саратовчан, и на общероссийском фоне. Из трех премьер последних сезонов - "Тангейзер", "Евгений Онегин", "Риголетто" - вердиевская опера оказалась самой интересной, во всяком случае, заслуживающей серьезного профессионального разговора. А это уже прогресс, тем более отрадный, что Саратовский театр не собирается останавливаться на достигнутом.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

ЗАПИСИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;