Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 28 (7285) 26 июля - 1 августа 2001г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Первая полоса

Биомеханик Огурцов из Малого театра

Игорю Ильинскому - 100 лет

Ирина АЛПАТОВА
Фото В.ПЛОТНИКОВА


И.Ильинский

Он был, без сомнения, всенародным любимцем. Его ярким, порой экстравагантным и одновременно психологически тонким мастерством восторгалось не одно поколение зрителей. Шутка ли, Ильинский впервые вышел на профессиональную сцену еще в 1918 году, будучи студийцем Ф.Комиссаржевского, создавшего при своей студии коллектив с неблагозвучным названием Театр ХПСРО (Художественно-просветительного совета рабочих организаций). В театре этом полагалось быть артистом синтетическим - танцевать в балетах, петь в операх и играть драматические роли. Со всем этим юный Ильинский, еще не окончивший гимназиию, справлялся блестяще. Приглашения сыпались на начинающего артиста как из рога изобилия. Ильинский играл в театре Н.Фореггера и в знаменитом кабаре "Летучая мышь" Н.Балиева, в Теревсате (Театр революционной сатиры) и оперетте Потопчиной, в Театре Пролеткульта и Вольном театре, какое-то время состоял в труппе МХАТа. Метался от сцены к сцене, попутно постигая азы мастерства, и нигде не задерживался подолгу. Пока судьба не свела его с Мейерхольдом.

Мейерхольд сделал его знаменитым, доверив молодому артисту ведущие роли в своих, теперь уже легендарных постановках: Аркашка Счастливцев в "Лесе" и Бруно в "Великодушном рогоносце", Фамусов в "Горе уму" и Присыпкин в "Клопе", Расплюев в "Свадьбе Кречинского" и Тихон в "Грозе". Ильинский блистательно демонстрировал на сцене знаменитую "биомеханику" и вскоре стал именоваться "первым актером революционного театра".

Популярности добавляло и кино. Нарождающаяся советская кинокомедия могла ли обойти вниманием такого технически виртуозного артиста? Сыграв в известных немых фильмах "Закройщик из Торжка", "Процесс о трех миллионах", "Праздник святого Йоргена", Ильинский если и не стал "русским Чаплином", то не уступал по степени популярности М.Линдеру или Б.Китону.

Однако и от Мейерхольда неуемный артист то и дело сбегал - то в Первую студию МХАТа, то в Театр им.В.Комиссаржевской, то в Ленинград, в бывшую Александринку. В 1935-м - ушел навсегда, объяснив это себе и окружающим "кризисом" Мастера. Над Мейерхольдом уже сгущались тучи, и уходили многие. Но камня в Мастера Ильинский не бросил никогда в отличие от некоторых своих коллег, публично клеймивших режиссера.

Актер, по собственному признанию, "оказался на распутье" и почти три года был не у дел - редкие съемки в теперь уже забытых фильмах, отдельные выступления на эстраде с чтецкими программами, записи на радио.

В 1938 году в его творческой судьбе случился очередной, но самый крутой вираж, казавшийся тогда парадоксальным. Экстравагантный комик Ильинский, взращенный на "биомеханике" и не слишком знакомый с традициями русской психологической актерской школы, становится актером Малого театра, дебютировав на старейшей московской сцене в роли Хлестакова. Этому театру он не изменит уже никогда.

Кстати, приняли его здесь настороженно, опасаясь внедрения "мейерхольдовщины". Один из корифеев Малого, Пров Садовский, сыронизировал: "Ну теперь, после поступления Игоря Ильинского, ждите приглашения в Малый театр Карандаша". Но Ильинский - по жизни - был прилежным учеником и весьма быстро освоил, что такое "жить в роли", как по-новому общаться с партнерами, помня о знаменитых "петельках-крючочках". Он усвоил иную манеру игры, не изменив себе, не отрекаясь от яркости формы, театральности, сдобренной изрядным чувством юмора. Замечательно вписался в репертуар Дома Островского, сыграв массу колоритнейших характеров. Занялся режиссурой, уже первый опыт - "Ярмарка тщеславия" У.Теккерея (1958) - оказался успешным и потребовал продолжения. Оно последовало: "Любовь Яровая" К.Тренева, "Ревизор" Н.Гоголя, "Лес" и "На всякого мудреца довольно простоты" А.Островского. Ильинский снискал все возможные звания и награды - стал народным артистом СССР, лауреатом Государственных премий, Героем Социалистического Труда. Успел получить одну из первых "Золотых Масок" (1986) - за несколько месяцев до смерти.

В кино Ильинский оставался комедиантом, обожаемым публикой: Бывалов ("Волга-Волга"), Огурцов ("Карнавальная ночь"), Кутузов ("Гусарская баллада"). Но в последний раз снялся в 1969 году в фильме "Старый знакомый", больше его не приглашали. Впрочем, он сам грустно высказался на эту тему: "Трагедия комика в наш просвещенный век состоит в том, что писать и высказываться о кинокомедиях приходится чаще, чем играть в них".

И на сцене в последние годы у Ильинского все чаще звучали трагические ноты. Его Аким в толстовской "Власти тьмы" стал театральной легендой - мудрый, глубокий, подлинно народный характер. Он играл нелепого забытого Фирса в "Вишневом саде" А.Чехова, Льва Толстого периода его ухода в спектакле "Возвращение на круги своя" И.Друцэ. На склоне лет открывал новые грани своего мастерства, уже не внешние - внутренние. Последние спектакли Ильинского порой смотреть было больно: артист почти ничего не видел и уже плохо двигался, коллеги трогательно и бережно направляли его по сцене. Но он, как настоящий Артист, не мог позволить себе уйти на покой и выходил на подмостки, собирая последние силы. В этом было ощущение некоего долга, которое несли в себе, не уставая исполнять, мастера прошлого, "великие старики" Малого театра.

Также в рубрике:

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;