Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 28 (7285) 26 июля - 1 августа 2001г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаБиомеханик Огурцов из Малого театраИгорю Ильинскому - 100 лет Ирина АЛПАТОВА
Он был, без сомнения, всенародным любимцем. Его ярким, порой экстравагантным и одновременно психологически тонким мастерством восторгалось не одно поколение зрителей. Шутка ли, Ильинский впервые вышел на профессиональную сцену еще в 1918 году, будучи студийцем Ф.Комиссаржевского, создавшего при своей студии коллектив с неблагозвучным названием Театр ХПСРО (Художественно-просветительного совета рабочих организаций). В театре этом полагалось быть артистом синтетическим - танцевать в балетах, петь в операх и играть драматические роли. Со всем этим юный Ильинский, еще не окончивший гимназиию, справлялся блестяще. Приглашения сыпались на начинающего артиста как из рога изобилия. Ильинский играл в театре Н.Фореггера и в знаменитом кабаре "Летучая мышь" Н.Балиева, в Теревсате (Театр революционной сатиры) и оперетте Потопчиной, в Театре Пролеткульта и Вольном театре, какое-то время состоял в труппе МХАТа. Метался от сцены к сцене, попутно постигая азы мастерства, и нигде не задерживался подолгу. Пока судьба не свела его с Мейерхольдом. Мейерхольд сделал его знаменитым, доверив молодому артисту ведущие роли в своих, теперь уже легендарных постановках: Аркашка Счастливцев в "Лесе" и Бруно в "Великодушном рогоносце", Фамусов в "Горе уму" и Присыпкин в "Клопе", Расплюев в "Свадьбе Кречинского" и Тихон в "Грозе". Ильинский блистательно демонстрировал на сцене знаменитую "биомеханику" и вскоре стал именоваться "первым актером революционного театра". Популярности добавляло и кино. Нарождающаяся советская кинокомедия могла ли обойти вниманием такого технически виртуозного артиста? Сыграв в известных немых фильмах "Закройщик из Торжка", "Процесс о трех миллионах", "Праздник святого Йоргена", Ильинский если и не стал "русским Чаплином", то не уступал по степени популярности М.Линдеру или Б.Китону. Однако и от Мейерхольда неуемный артист то и дело сбегал - то в Первую студию МХАТа, то в Театр им.В.Комиссаржевской, то в Ленинград, в бывшую Александринку. В 1935-м - ушел навсегда, объяснив это себе и окружающим "кризисом" Мастера. Над Мейерхольдом уже сгущались тучи, и уходили многие. Но камня в Мастера Ильинский не бросил никогда в отличие от некоторых своих коллег, публично клеймивших режиссера. Актер, по собственному признанию, "оказался на распутье" и почти три года был не у дел - редкие съемки в теперь уже забытых фильмах, отдельные выступления на эстраде с чтецкими программами, записи на радио. В 1938 году в его творческой судьбе случился очередной, но самый крутой вираж, казавшийся тогда парадоксальным. Экстравагантный комик Ильинский, взращенный на "биомеханике" и не слишком знакомый с традициями русской психологической актерской школы, становится актером Малого театра, дебютировав на старейшей московской сцене в роли Хлестакова. Этому театру он не изменит уже никогда. Кстати, приняли его здесь настороженно, опасаясь внедрения "мейерхольдовщины". Один из корифеев Малого, Пров Садовский, сыронизировал: "Ну теперь, после поступления Игоря Ильинского, ждите приглашения в Малый театр Карандаша". Но Ильинский - по жизни - был прилежным учеником и весьма быстро освоил, что такое "жить в роли", как по-новому общаться с партнерами, помня о знаменитых "петельках-крючочках". Он усвоил иную манеру игры, не изменив себе, не отрекаясь от яркости формы, театральности, сдобренной изрядным чувством юмора. Замечательно вписался в репертуар Дома Островского, сыграв массу колоритнейших характеров. Занялся режиссурой, уже первый опыт - "Ярмарка тщеславия" У.Теккерея (1958) - оказался успешным и потребовал продолжения. Оно последовало: "Любовь Яровая" К.Тренева, "Ревизор" Н.Гоголя, "Лес" и "На всякого мудреца довольно простоты" А.Островского. Ильинский снискал все возможные звания и награды - стал народным артистом СССР, лауреатом Государственных премий, Героем Социалистического Труда. Успел получить одну из первых "Золотых Масок" (1986) - за несколько месяцев до смерти. В кино Ильинский оставался комедиантом, обожаемым публикой: Бывалов ("Волга-Волга"), Огурцов ("Карнавальная ночь"), Кутузов ("Гусарская баллада"). Но в последний раз снялся в 1969 году в фильме "Старый знакомый", больше его не приглашали. Впрочем, он сам грустно высказался на эту тему: "Трагедия комика в наш просвещенный век состоит в том, что писать и высказываться о кинокомедиях приходится чаще, чем играть в них". И на сцене в последние годы у Ильинского все чаще звучали трагические ноты. Его Аким в толстовской "Власти тьмы" стал театральной легендой - мудрый, глубокий, подлинно народный характер. Он играл нелепого забытого Фирса в "Вишневом саде" А.Чехова, Льва Толстого периода его ухода в спектакле "Возвращение на круги своя" И.Друцэ. На склоне лет открывал новые грани своего мастерства, уже не внешние - внутренние. Последние спектакли Ильинского порой смотреть было больно: артист почти ничего не видел и уже плохо двигался, коллеги трогательно и бережно направляли его по сцене. Но он, как настоящий Артист, не мог позволить себе уйти на покой и выходил на подмостки, собирая последние силы. В этом было ощущение некоего долга, которое несли в себе, не уставая исполнять, мастера прошлого, "великие старики" Малого театра. Также в рубрике:
|