Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 28 (7285) 26 июля - 1 августа 2001г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ИнформацияСолистка царских кровейУ Людмилы Чурсиной - юбилей Светлана ХОХРЯКОВА
Людмила Чурсина родилась в Сталинабаде, нынешнем Душанбе. Во всяком случае, так записано в ее документах. Хотя на самом-то деле произошло это счастливое событие во время бомбежки, в дни отступления, где-то в пути. Ее мать пробиралась из Риги к родственникам в Великие Луки. Вся последующая жизнь Чурсиной - сплошная дорога. Она окончила Театральное училище им.Б.В.Щукина, куда попала совершенно случайно, за компанию с подругой, и поступила в труппу Театра им.Евг. Вахтангова, где прослужила три года. Роли, как и перспективы, были хорошие, но Чурсина выбирает кино, совмещать которое с театром становится делом невозможным, - снималась-то в двух-трех картинах одновременно и каждый год. Переезжает в Ленинград, к мужу, кинорежиссеру Владимиру Фетину. Там уже состояла в штате киностудии "Ленфильм", в течение нескольких лет служила в Академическом театре драмы им.А.С.Пушкина. С 1984 года Людмила Алексеевна работает в Театре Армии в Москве. Сегодня она занята в двух спектаклях: "Дуэт для солистки" Кемпински - бенефисная роль, а пьеса хотя и не самая выдающаяся, но позволяет актрисе показать себя сполна (красавица, не боящаяся быть на сцене в иные мгновения почти старухой и способная в считанные минуты вновь обрести совершенство), и "Боже, храни короля" Моэма. Участвует в антрепризном проекте "Императрица", где играет Екатерину II. Ролей, быть может, не так много, но они есть и всегда качественные. Царственных особ Чурсина переиграла предостаточно. Была в ее биографии императрица Мария Федоровна в громком спектакле Леонида Хейфеца "Павел I", княгиня Ольга в одноименном спектакле театрального центра "Весь мир" и Молодежного театра. И в этом нет ничего удивительного. Не так часто наши актрисы имеют царственную поступь, умеют носить исторический костюм. Да и нецарственные ее героини выглядели царственно: Настасья Филипповна в "Идиоте", Анфиса в "Угрюм-реке". Колдовские женщины большой природной силы и притягательности. В кино Чурсина попала рано - еще студенткой. Играла небольшие роли, а потом ее, четверокурсницу, позвал режиссер Владимир Фетин в "Донскую повесть", которую снимал по мотивам произведений Михаила Шолохова. Чурсина стала знаменита. Слава, которая пришла к ней, на нынешних молодых актрис ни при каких самых радужных обстоятельствах не может обрушиться. Если посмотреть на список ролей, сыгранных Чурсиной в кино, то среди них много экранизаций. Поэтому на фестивале "Литература и кино", который проходит в Гатчине и к которому причастна газета "Культура", проводили ретроспективу фильмов с ее участием. И сама актриса туда приезжала. Надо сказать, что работать с ней очень легко. Четкий человек, обычно это актрисам несвойственно. Сказала, что поедет тогда-то, сделает то-то. И сделает стопроцентно, никому при этом не изматывая нервов, без капризов. И со зрителями знает, как нужно общаться. В день творческой встречи актрисы с гатчинцами кинотеатр "Победа", в котором проходит фестиваль, брали штурмом. Чурсина довольно часто появляется на фестивалях, особенно питерских. Но как-то быстро и незаметно исчезает. Сделает положенное и уезжает, тусоваться не остается. За участие в фильмах "Виринея", "Угрюм-река", "Журавушка" была удостоена Госпремии РСФСР им.бр.Васильевых. За "Журавушку" получила премию XVII Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне. Ее Марфа-вековуха, ждущая мужа, на которого получила похоронку, в резиновых сапогах и телогрейке поразила фешенебельную фестивальную публику. Последовали приглашения в Голливуд, предложения участвовать там в 15 (!!!) проектах. Не отпустили. Сказали, вдруг что-нибудь антисоветское предложат или чего доброго раздеваться потребуют. Да и сама актриса не особенно-то туда рвалась. Такова была внутренняя установка. А в советском кино все же одна из первых предстала на экране полуобнаженной. Хотя делать ей это было необязательно. Чурсина была сексуальна и в самом глухом платье. Одного движения ее ноздрей - теперь такое и не снится, - взгляда из-под ресниц было достаточно. Она была демонической женщиной, и всегда леди, всегда породистой, даже когда играла свою легендарную купринскую Олесю - настоящее дитя природы, простолюдинку, живущую среди чащ и болот. А народной артисткой РСФСР стала очень рано, едва ли не беспрецедентно рано - в 27 лет. И было это еще до купринской Олеси и Любови Яровой. И народной СССР стала очень рано. Обласкана ли была властью? Наверное, да. В том лишь смысле, что все рано получила - звания и награды. Да ведь и было за что. Ей приписывала молва самое невероятное: связи с членами Политбюро и иными высокопоставленными лицами. Но женой дипломата и сына Юрия Андропова - Игоря Андропова она стала уже пребывая во всенародной славе, будучи народной СССР, да и самого генсека уж не было в живых. В ее судьбе сполна отразилась жизнь страны. Она не раз была делегатом комсомольских, профсоюзных и прочих съездов. Выступала на всесоюзных конференциях женщин, участвовала в шефских мероприятиях. Исколесила страну в составе творческих бригад. Ездила на БАМ, другие стройки века, особенно жаловала военных - конечно, потому, что работала в армейском театре, а также в силу того, что и сама дочь военного и немало постранствовала по свету вместе со своими родителями - от Камчатки до Грузии. В 86-м ей присудили премию КГБ СССР за участие в фильме "Досье человека в "мерседесе". Это именно она в компании двух других "армейских" актрис - Ларисы Голубкиной и Алины Покровской - в свое время отправилась к министру обороны Язову хлопотать за Петера Штайна и его грандиозный проект "Орестея". Не хотел министр допускать на свою сцену какого-то там немца с каким-то там греком Эсхилом. Первые красавицы театра добились своего. Штайн приехал, а Чурсина участвовала в его "Орестее". Также в рубрике:
|