Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 28 (7285) 26 июля - 1 августа 2001г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Страна ошалевшего солнца

Азия в Москве

Валентин ДЬЯКОНОВ
Фото А.КОРСУНСКОГО


Экспозиция "Collaboratiоn" в Музее Востока

Русская матрешка, конечно, далека от своего японского прототипа, но не будем забывать, что миф о российской самобытности появился не без азиатского вмешательства.

От усадебных фарфоровых кабинетов к живописи Рериха и далее - к моде на икебану, пришедшую в Россию в начале 90-х, восточная тематика играла существенную роль во многих художественных проектах. Потому восточное не менее модно, чем Энди Уорхол (и с более давних пор).

Дружба народов

Понятие "восточное" можно охарактеризовать как величину переменную. "Восточное" может быть довольно интенсивным и совсем слабым. К примеру: книжка с девушкой в купальнике на обложке и с заголовком "Диета йогов" - это распространенный пример слабой интенсивности "восточного". А поездка на слонах во Дворец Ветров, соответственно, - наоборот.

Экспозиция "Collaboratiоn" в Музее Востока

На выставке "Collaboration" фотографа Светланы Маковецкой и мастера интерьера Макино Миэко в Государственном музее искусства народов Востока, "восточное" достигло довольно высокого градуса на вернисаже, который подарил гостям еще и традиционную японскую музыку в исполнении двух флейтистов. Госпожа Миэко даже исполнила минималистичный танец, напоминавший скорее чайную церемонию: скупые движения рук, будто передвигавшие чашки, легкие кивки головой. Танец закончился почти незаметно: художница просто вышла из состояния концентрации, улыбнулась, и все зааплодировали.

Идея выставки родилась как продолжение дружеского общения двух художниц. Японская художница учила русскую (или, как предпочитает указывать буклет, европейскую) "медитации", "приоткрыла двери в закрытый во многом для европейцев мир природы". Все это "для того, чтобы снять Японию так, чтобы удивились сами японцы". Обратного процесса посвящения японской художницы в тайны русской-европейской культуры, видимо, не происходило. А жаль: давно никто не показывал Россию так, чтобы удивились сами русские.

Выставка производит странное впечатление. Современные экспозиционные методы (видеопроекции, инсталляция) сочетаются в ней с традиционным, характерным для Музея Востока материалом. Пиктореальные фотографии Светланы Маковецкой построены по всем канонам классической, если не сказать передвижнической, композиции. Скорее, упор делается на красивость, а не на духовность, что не позволяет проявляться всякого рода недопониманиям, характерным для мистически настроенных художников. В сущности, японские девушки в окружении японских деревьев на фотографиях Маковецкой, - реинкарнации "Аленушки" Васнецова. Ни хорошо ни плохо.

Макино Миэко внесла, со своей стороны, атмосферу простой японской комнатки. Самый сильный экспонат выставки - "под природу" сделанные светильники. Деревянные конусообразные скелеты обернуты бумагой с иероглифами и напоминяют светящиеся камни. Классические ампирные колонны зала обвили сухие ветки.

Совместное творчество, заявленное в названии, выразилось в сооруженной посреди зала инсталляции. На полу лежат протянутые в дорожку камни и каменные плиты, а над ними парит полотнище с самой красивой фотографией Маковецкой, напоминающей кадр из "Снов" Акиры Куросавы. Пространство, надо сказать, завоевано. Преображение достигнуто. Победу завершает примостившийся справа от входа телевизор, обернутый в самодельную бумагу, - тоже, в определенном смысле, символ Востока, пришедший к нам через фирмы "Sony", "Panasonic" и пр.

Березовский Будда

Александр Шабуров, как ни посмотри, достоин звания Мистер Современное Искусство. И красота (акция "Моя красота спасет мир"), и сила (см. на сайте историю "Как я побил-таки Колю Палажченко"), и ум (романы "Герой нашего времени", "Жизнь supermena") - все при нем. Методы также характерны для 90-х. Обоюдоострые игры в политтехнологию, перформанс и длинный-длинный перечень текстов. Акционизм Шабурова можно назвать "теплым" в противовес жестким выступлениям Кулика и Бренера. Шабуров никого не хочет обидеть или победить - почти митек, но на фирменном московском материале.

Шабуров творчески переосмыслил всю коллекцию маразмов, окружавшую постсоветского человека в повседневности. Первые самостийные сектанты, руководимые женщиной по имени Мария Дэви Христос, нашли отражение в листовке "Шабуров Саша Христос", где художник выступает персонажем (дело для Шабурова обычное) и воздевает длань в жесте благословения. Картину дополняет глумливый горожанин-голубь, явно не в образе Святого Духа, а в привычной городскому жителю испостаси гадящего на головы пернатого.

"Я следую взглядам Л. Толстого, - говорит художник, - декларировавшего, что художник должен жить жизнью "простых людей", среди них плодить и распространять свои творения". Эти слова не только привычная ирония. "Человеку-собаке" Кулику достается слава на биеннале, но слава эфемерна, недолговечна. Вот зубы - дело другое, понятное и близкое каждому. В своей знаменитой акции, в ходе которой художник оформил счет от дантиста как заявку на грант и добился его выплаты, Шабуров доводит до абсурда погоню за грантами Сороса, этими краеугольными камнями почти всех значительных арт-начинаний последних лет.

И вот в галерее М.Гельмана Александр Шабуров из тихого шахтерского городка Березовский перевоплощается в Будду, делая это без потери туристического ритма в волшебном Непале. А потом в противовес талибам, устроившим культурную революцию в Афганистане, с помощью друзей создает серию фотографий, на которых эти самые друзья возлежат в соответствующих позах в своих родных местах. В связи с проектом художник высказывает в пресс-релизе самые разнообразные предположения о выгодности проекта. От рекламной: мол, участники увлекутся и не смогут отнестись холодно, а следовательно, разнесут весть о Шабурове по всей Руси великой. До душеспасительной - оказывается, в ваджраяне есть такой метод визуализации. Это когда буддист садится перед статуей Будды и воображает себя в его состоянии. "Глядишь, вскоре они и наш, более действенный метод переймут", - пишет Шабуров. То есть либо воспользуются камерой-обскурой, либо усвоят обыкновение спокойно лежать среди городской сутолоки.

Как вы, наверное, уже поняли, самое интересное на выставке - пресс-релиз. Шабуровские акции ничего не теряют в пересказе, ибо рассчитаны не на текст (которым являются фотографии), а на концептуальный подтекст. Самые заинтересованные в выставке лица - это друзья художника, понаехавшие со всех концов России, чтобы увидеть себя в образе Будды на стенах ведущей московской галереи.

Если делать, так сказать, предварительные выводы, то в проекте Шабурова ничего специфически восточного, то есть того, чем мы как критерием пользовались в обзоре предыдущей выставки, нет. Но Шабуров интересен тем, что не становится в позу ошеломленного европейца. Он ведет себя как практикующий космополит, с радостью вписывающийся в другую культуру. Простецкий креатив Шабурова, конечно, не ближе к дзэн, чем автостоп, забава молодежи. Однако правила игры соблюдены на все сто: каждый может стать Буддой, число попыток не ограничено.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;