Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 39 (7296) 11-17 октябрь 2001г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мираСвет любви Мориса БежараМировая премьера на фестивале "Ночи Фурвьера" Виктор ИГНАТОВ
В античном театре Лиона среди древних развалин и пышной зелени вдруг утихли трели птиц. Священные звуки мессы Баха - и под живописное свечение неба на сцене появился Морис Бежар. Цитируя Библию, он начал поэтический рассказ о чуде света - основах мироздания, источника жизни. Новый спектакль под названием "Свет" предстал в исполнении лозаннской труппы М.Бежара и учеников его школы Рудра. Музыкальную основу балета составляют песни Барбары и Жака Бреля, которые и после смерти остаются кумирами Франции, да и всего мира. О рождении спектакля М.Бежар написал так: "В течение 35 лет Барбара - мой преданный друг, моя сестра, говорила мне о свете. Себя она считала "черным сиянием", светом для нее был Жак Брель. Я встречал его в Брюсселе, где он играл "Человека из Ламанчи". Когда меня попросили поставить новый спектакль в Лионе, я сразу же подумал о паре Брель - Барбара, а также о мире кино, которое всегда питало мое творчество". Для балета "Свет" М.Бежар выбрал наиболее популярные песни Барбары и Бреля (их соответственно 9 и 7). Они пластически оживают на сцене в сопровождении фото- и киноизображений певцов, возникающих на трех больших экранах, один из которых имеет форму овала. Загадочная Элизабет Роз и артистичный Жиль Роман в знакомых черных костюмах напоминают образы Барбары и Бреля. Их песни предстают как некий калейдоскоп света человеческой души и света жизни. Творцом этого эмоционального и философского действа является сам М.Бежар. Периодически он выходит на сцену и участвует в танце, говорит о своей любви к свету, делится воспоминаниями, цитирует Ницше и Сент-Экзюпери. В спектакле, который идет без антракта полтора часа, существенная часть посвящена кинематографу, который рождается благодаря свету. Хореограф очень любит кино и оказывает почести его создателям - братьям Люмьер. Луи и Огюст появляются в облике веселых клоунов и с блеском разыгрывают открытие нового вида искусства. Их допотопные камеры творят чудеса, и на экранах возникают исторические фрагменты: "выход рабочих" - первые в мире кинокадры, снятые братьями на их заводе в Лионе (1895); широко известное "прибытие поезда в Сиота" (1897) и незнакомое "па-де-бурре балерины". Демонстрируя возможности своей аппаратуры, братья-клоуны снимают солиста труппы, и его изображение напрямую транслируется на экранах, перед которыми в оцепенении замирает весь кордебалет. Среди многочисленных картин спектакля, созданных в танцевально-пластическом стиле М.Бежара, есть удивительные открытия. Наиболее впечатляющее - это вальс под песню Ж.Бреля "Вальс в тысячу тактов". Опьяняющий вдохновенной полетностью и экспрессией, он подан необычайно акробатично. К танцующим парам как бы незаметно присоединяются вторые партнеры, образуя множество трио с причудливыми па и кружевами связок. Интересно, что вальс исполняют артисты, одетые в черно-белое трико, как в балетах Баланчина, которому М.Бежар, видимо, тоже хотел поклониться. Но Бежар не был бы Бежаром, если бы вновь не сочинил дивные дуэты. В этом он непревзойденный мастер. Действительно, зал замирает, когда самозабвенно танцуют изящная Кристина Блан и атлетичный Доменико Левре, излучающие любовь и счастье. Их лирические дуэты, сплетенные из тончайших и чувственных линий, насыщены поэзией и красотой. Незабываемое впечатление производит и соло "Черный орел", которое исполняет Октавио Станлей под звучание одноименной песни Барбары. Полуобнаженный юноша с черными крыльями пленяет трепетной пластикой, воплощая облик гордой, волевой птицы. Спектакль разворачивается в обрамлении древнеримских колонн не только на огромной сцене, но и на окружающей ее широкой площадке прямо у ног зрителей. Это позволяет весьма эффектно выстроить массовые сцены, в которых труппа демонстрирует свою молодость и резвость. На первый взгляд может показаться, что на сей раз М.Бежара подвела его хореографическая фантазия, ибо кордебалет меньше танцует и чаще демонстрирует акробатические фигуры. Но в пластике ансамбля все-таки есть все необходимое, чтобы оживить песни, дать им зрительную пульсацию. Мудрый М.Бежар не старается представить легендарные песни. Это невозможно и не нужно. Песни-исповеди все говорят сами, в них есть бессмертная душа и пламенное сердце Барбары и Бреля. Для М.Бежара его "Свет" - прекрасный повод, чтобы выразить свою любовь к этим уникальным певцам и их искусству. Спектакль начинается и завершается в едином сценическом решении - чрезвычайно впечатляющем и оригинальном, идею которого хореограф впервые блистательно осуществил в балете "Пирамида" (1990). В прологе "Света" под звуки мессы Баха на сцене появляются таинственно двигающиеся черные мешки. Из них постепенно высвобождаются руки, ноги, а затем и полностью тела 20 юношей в черных слипах. По свистку М.Бежара они взрываются радостным визгом и веселым танцем, символизируя бурное начало жизни. В финале 40 участников представления выходят на сцену с портативными телевизорами; на их экранах - изображение Бреля. Герои спектакля выносят священные реликвии - большие портреты Барбары и Бреля. Затем все облачаются в ярко-желтые мешки, пульсируя скульптурной пластикой, и, наконец, замирают как последний аккорд этого гимна свету, жизни и любви. После премьеры М.Бежар сказал: "Для меня свет - это любовь к людям и жизни". Выражая любовь и почтение к мэтру, восторженная публика устроила по окончании спектакля невероятный фейерверк: под бурные овации в ночное небо полетели сотни желтых подушек с каменных трибун, казалось, раскалившихся от зрительских восторгов. Для создания костюмов к спектаклю М.Бежар впервые пригласил парижского модельера Жан-Поля Кнотта, который 13 лет работал с Ивом Сен-Лораном. В прошлом году талантливый бельгиец основал собственную марку. Показ его первой коллекции в Лувре "Интернэшнл геральд трибюн" назвала самым красивым среди парадов мод Нью-Йорка, Лондона, Милана и Парижа. Действительно, в балете "Свет" костюмы чаруют воздушностью и элегантностью, современностью и чувственностью. В них есть интимный настрой и хрупкая доверительность. Особенно красивы длинные рубиновые платья в танго и белые комбинезоны с рисунком кинолент, светло-голубые туники и вуалевые юбки с весенней зеленью, а также белое кимоно и черный костюм орла с пышным оперением. Остается добавить, что новый сезон М.Бежар откроет серией своих балетов в парижском Дворце конгрессов. Будут показаны: "Весна священная", "Болеро", "Симфония для одинокого человека" и "Свет". Также в рубрике:
|