Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 39 (7296) 11-17 октябрь 2001г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №33
№32    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Краски мира

Свет любви Мориса Бежара

Мировая премьера на фестивале "Ночи Фурвьера"

Виктор ИГНАТОВ
Лион - Париж
Фото автора


Сцена из спектакля

В античном театре Лиона среди древних развалин и пышной зелени вдруг утихли трели птиц. Священные звуки мессы Баха - и под живописное свечение неба на сцене появился Морис Бежар. Цитируя Библию, он начал поэтический рассказ о чуде света - основах мироздания, источника жизни. Новый спектакль под названием "Свет" предстал в исполнении лозаннской труппы М.Бежара и учеников его школы Рудра. Музыкальную основу балета составляют песни Барбары и Жака Бреля, которые и после смерти остаются кумирами Франции, да и всего мира. О рождении спектакля М.Бежар написал так: "В течение 35 лет Барбара - мой преданный друг, моя сестра, говорила мне о свете. Себя она считала "черным сиянием", светом для нее был Жак Брель. Я встречал его в Брюсселе, где он играл "Человека из Ламанчи". Когда меня попросили поставить новый спектакль в Лионе, я сразу же подумал о паре Брель - Барбара, а также о мире кино, которое всегда питало мое творчество".

Для балета "Свет" М.Бежар выбрал наиболее популярные песни Барбары и Бреля (их соответственно 9 и 7). Они пластически оживают на сцене в сопровождении фото- и киноизображений певцов, возникающих на трех больших экранах, один из которых имеет форму овала. Загадочная Элизабет Роз и артистичный Жиль Роман в знакомых черных костюмах напоминают образы Барбары и Бреля. Их песни предстают как некий калейдоскоп света человеческой души и света жизни. Творцом этого эмоционального и философского действа является сам М.Бежар. Периодически он выходит на сцену и участвует в танце, говорит о своей любви к свету, делится воспоминаниями, цитирует Ницше и Сент-Экзюпери.

В спектакле, который идет без антракта полтора часа, существенная часть посвящена кинематографу, который рождается благодаря свету. Хореограф очень любит кино и оказывает почести его создателям - братьям Люмьер. Луи и Огюст появляются в облике веселых клоунов и с блеском разыгрывают открытие нового вида искусства. Их допотопные камеры творят чудеса, и на экранах возникают исторические фрагменты: "выход рабочих" - первые в мире кинокадры, снятые братьями на их заводе в Лионе (1895); широко известное "прибытие поезда в Сиота" (1897) и незнакомое "па-де-бурре балерины". Демонстрируя возможности своей аппаратуры, братья-клоуны снимают солиста труппы, и его изображение напрямую транслируется на экранах, перед которыми в оцепенении замирает весь кордебалет.

Среди многочисленных картин спектакля, созданных в танцевально-пластическом стиле М.Бежара, есть удивительные открытия. Наиболее впечатляющее - это вальс под песню Ж.Бреля "Вальс в тысячу тактов". Опьяняющий вдохновенной полетностью и экспрессией, он подан необычайно акробатично. К танцующим парам как бы незаметно присоединяются вторые партнеры, образуя множество трио с причудливыми па и кружевами связок. Интересно, что вальс исполняют артисты, одетые в черно-белое трико, как в балетах Баланчина, которому М.Бежар, видимо, тоже хотел поклониться. Но Бежар не был бы Бежаром, если бы вновь не сочинил дивные дуэты. В этом он непревзойденный мастер. Действительно, зал замирает, когда самозабвенно танцуют изящная Кристина Блан и атлетичный Доменико Левре, излучающие любовь и счастье. Их лирические дуэты, сплетенные из тончайших и чувственных линий, насыщены поэзией и красотой. Незабываемое впечатление производит и соло "Черный орел", которое исполняет Октавио Станлей под звучание одноименной песни Барбары. Полуобнаженный юноша с черными крыльями пленяет трепетной пластикой, воплощая облик гордой, волевой птицы.

Спектакль разворачивается в обрамлении древнеримских колонн не только на огромной сцене, но и на окружающей ее широкой площадке прямо у ног зрителей. Это позволяет весьма эффектно выстроить массовые сцены, в которых труппа демонстрирует свою молодость и резвость. На первый взгляд может показаться, что на сей раз М.Бежара подвела его хореографическая фантазия, ибо кордебалет меньше танцует и чаще демонстрирует акробатические фигуры. Но в пластике ансамбля все-таки есть все необходимое, чтобы оживить песни, дать им зрительную пульсацию. Мудрый М.Бежар не старается представить легендарные песни. Это невозможно и не нужно. Песни-исповеди все говорят сами, в них есть бессмертная душа и пламенное сердце Барбары и Бреля. Для М.Бежара его "Свет" - прекрасный повод, чтобы выразить свою любовь к этим уникальным певцам и их искусству.

Спектакль начинается и завершается в едином сценическом решении - чрезвычайно впечатляющем и оригинальном, идею которого хореограф впервые блистательно осуществил в балете "Пирамида" (1990). В прологе "Света" под звуки мессы Баха на сцене появляются таинственно двигающиеся черные мешки. Из них постепенно высвобождаются руки, ноги, а затем и полностью тела 20 юношей в черных слипах. По свистку М.Бежара они взрываются радостным визгом и веселым танцем, символизируя бурное начало жизни. В финале 40 участников представления выходят на сцену с портативными телевизорами; на их экранах - изображение Бреля. Герои спектакля выносят священные реликвии - большие портреты Барбары и Бреля. Затем все облачаются в ярко-желтые мешки, пульсируя скульптурной пластикой, и, наконец, замирают как последний аккорд этого гимна свету, жизни и любви.

После премьеры М.Бежар сказал: "Для меня свет - это любовь к людям и жизни". Выражая любовь и почтение к мэтру, восторженная публика устроила по окончании спектакля невероятный фейерверк: под бурные овации в ночное небо полетели сотни желтых подушек с каменных трибун, казалось, раскалившихся от зрительских восторгов.

Для создания костюмов к спектаклю М.Бежар впервые пригласил парижского модельера Жан-Поля Кнотта, который 13 лет работал с Ивом Сен-Лораном. В прошлом году талантливый бельгиец основал собственную марку. Показ его первой коллекции в Лувре "Интернэшнл геральд трибюн" назвала самым красивым среди парадов мод Нью-Йорка, Лондона, Милана и Парижа. Действительно, в балете "Свет" костюмы чаруют воздушностью и элегантностью, современностью и чувственностью. В них есть интимный настрой и хрупкая доверительность. Особенно красивы длинные рубиновые платья в танго и белые комбинезоны с рисунком кинолент, светло-голубые туники и вуалевые юбки с весенней зеленью, а также белое кимоно и черный костюм орла с пышным оперением.

Остается добавить, что новый сезон М.Бежар откроет серией своих балетов в парижском Дворце конгрессов. Будут показаны: "Весна священная", "Болеро", "Симфония для одинокого человека" и "Свет".

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;