Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 39 (7296) 11-17 октябрь 2001г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Под занавес

Параллельные миры

На "Арт-фотографии"-2001

Жанна ВАСИЛЬЕВА


Ю.Павлов (Калининград). "Аугури". 1992 г.

Вообще-то "Параллельные миры" - название серии работ новосибирского фотографа Сергея Кристева. Около его фотографий всегда кто-нибудь торчит озадаченный, рассуждая, как это Кристеву удалось. Вот же яркие краски небрежно нарисованной тумбы, решительно намеченный то ли фломастером, то ли кистью угол стены, а на тумбе рядом с нарисованной ромашкой в удлиненной бутыли стоит в темной бутылке роза, на которой уже можно разглядеть каждый лепесток. Роза сфотографирована, но следов склейки коллажа нет и в помине. На тумбочке небрежно положены ножницы, а пониже - наручные часы. Нет, отчетливость их фотографии не бросается в глаза, как и розы, впрочем. Просто в уплощенной "сезанновской" перспективе рисованного пространства оказывается вдруг отчетливая объемность фотоизображения. Эка невидаль, скажете вы, в коллаже художники уже полвека минимум фотографии используют. А то и еще раньше - сюрреалистов посмотрите! А что швы незаметны - так цифровые технологии на что? Все так. Но то ли радостная примитивность цвета, то ли ненавязчивость перехода от одной условности изображения к другой рождают смешное, детское ощущение чуда... Оно, конечно, чудо понарошку, и потому можно стоять и, как в детстве, очень серьезно обсуждать, как же эта мятая бумажка живьем, можно сказать, въехала в этот вот нарисованный интерьер.

Ю.Павлов (Калининград). "Девочка на шаре"

После фотографий Кристева этого детского, несолидного удивления начинаешь ждать от встречи с другими работами. Как будто тебе кто-то пообещал праздник... Смешно, конечно. Пересечение живописи и фотографии иногда (в виде исключения, может статься) дает такой эйфорический эффект. А как правило, пересечение параллельных миров - дело вовсе не такое радостное и чревато стрессами, в лучшем случае - черным юмором. Вроде того, каким окрашены работы Лены Карин и Алексея Соловьева ("Арт-графика"). Пять лет в эфире! - бодрый рекламный слоган обнаруживает параллель идиотически-радостному пиару в медицинской конкретике. Банка с формалином, в которой плавают "заэфиренные" мозги, - наглядная метафора результата воздействия славных СМИ.

Е.Мохорев (Санкт-Петербург). "Денис и круглое окно". 1999 г.

"Противоборство ожившей статуи и человека обычно оканчивается не в пользу последнего". Это не потерянный эпиграф к "Каменному гостю" или "Медному всаднику". Это - из описания проекта "Оживление памятников-1", которым занялась группа "Москва" вообще и Галина Москалева - в частности. Диалог людей и памятников в отставке (не всех, но некоторых) получился очень даже живым. По крайней мере, с точки зрения людей, которые старались идти в ногу и соответствовать ожиданиям - послать, например, мяч в ворота гипсовому вратарю, который мечтал об этом наверняка всю свою сознательную жизнь, трубя срок где-нибудь в "Трудовых резервах". Вратарь выглядит самым счастливым из оживших (одушевленных) памятников. Остальные, кажется, как не замечали людей при жизни, так и в каменном обличье не изменяют привычкам.

Встреча людей и памятников, само собой, частный случай встречи времени и вечности или живого и мертвого. Магистральная эта тема всех искусств, начиная со сказки, в современной фотографии вообще оказалась чуть ли не главной. По крайней мере, модной. И наши артфотографы отнюдь не в арьергарде. "Искусство мумификации" Виктора Хмеля и Елены Суховеевой, очевидно, перекликается с работами французов, показанными на фестивале "Мода и стиль в фотографии" этой весной. Песок и глина выглядят в двух триптихах антагонистами. Легкость и тяжесть, сухость и влажность, сыпучесть и слитость в ком складываются в антитезу жизни и смерти. Из глины слеплен Адам - в песок уходит жизнь.

А.Орлов (Йошкар-Ола). "Алексей..." 2000 г.

Вообще с конструированием параллелей у художников все в порядке. Художники, вопреки стереотипу, выглядят людьми рациональными, активно использующими "параллельные" жанры - вплоть до перформанса, склонными к философским обобщениям, они даже если и шутят, то отменно тонко и умно. Странно, но на меня самое сильное впечатление произвели работы, где параллельный мир не создается, а фиксируется. Потому как он данность. Как, например, в серии Евгения Кома из Запорожья "666". Евгений Ком не Пьер Безухов с его поисками "цифры Зверя", но его съемкам постиндустриального пейзажа мог бы позавидовать Ридли Скотт. Апокалиптический эффект не хуже, чем в "Бегущем по лезвию", но наверняка дешевле дался.

Серии "Гномы" Дмитрия Ткаченко (Новосибирск) могут позавидовать организаторы любых перформансов. Его "гном" - беззубый, заросший щетиной, в вонючем, заляпанном нечистотами комбинезоне - персонаж не братьев Гримм, а невидимый путешественник современного города, вылезающий из канализационного люка. Он "схвачен" динамичной репортерской съемкой, но подан как образ вечного обитателя подземелий, состарившегося тысячелетия назад.

Пересечение в пространстве снимков художественной акции и точного наблюдения не такая уж редкость на этой выставке. Достаточно упомянуть работы Людмилы Зинченко из Твери ("Азбука рук"), "Де-партацию" Юрия Павлова из Калининграда, снимки Александра Аносова "Белая скала" и "Белая волна" или фото другого иркутчанина, Геннадия Иванова, "Байкал стынет"...

Другое дело, выставка из тех, что редки. Для этой, например, понадобилось 10-летие Союза фотохудожников России. К юбилею был объявлен конкурс. Две тысячи фотографий 230 мастеров из 70 городов - такой была точка отсчета. Результат отбора - перед зрителями Фотоцентра. И то, что зрители есть, - пожалуй, для нынешней ситуации главное.

Также в рубрике:

ПОД ЗАНАВЕС

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;