Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 46-47 (7303) 6 - 19 декабря 2001г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраЗавсегдатай кафе "Ротонда"Судьба художника Хаима Сутина Григорий АНИСИМОВ
В галерее "Гмуржинска" в Кельне открылась персональная выставка выдающегося живописца XX века Хаима Сутина. Хотя в его паспорте была помета, что родина Сутина - Россия, а национальность - русский, его по сию пору числят французским художником. Биография его обросла мифами, легендами, выдумками. Нигде так щедро не разбрасываются учеными, изобретателями, художниками, музыкантами, как в России. В наших библиотеках о Сутине нет книг, альбомов, монографий. А он любил свою родину, дружил с русскими художниками, упивался поэзией Пушкина. "Можно ли было предполагать, что о работах этого тщедушного подростка, уроженца белорусского местечка Смиловичи, будут мечтать музеи всего мира?" - так писал о Сутине Илья Эренбург в книге "Люди, годы, жизнь".
Недавно телеканал "Культура" показал превосходный фильм о Сутине французского производства. По-видимому, наступит время, когда Третьяковка или Русский музей покажут выставку работ этого художника. Сутина при жизни ценили и понимали одиночки. Самым большим его поклонником был Амедео Модильяни. Это он сказал поэту и коллекционеру Зборовскому: "Ты не грусти, когда меня не станет, я оставлю тебе в наследство гениального художника - Сутина". Сутин умер 9 августа 1943 года во время фашистской оккупации Франции. Он боялся идти в больницу, чтобы не попасть в руки гитлеровской полиции. На Монпарнасское кладбище его провожали Пабло Пикассо, Жан Кокто, Макс Жакоб. Художника хоронили по фальшивому паспорту, чтобы скрыть от нацистов, что он еврей.
Сутин был десятым ребенком в бедной семье из маленького местечка вблизи Минска. Одна из последних картин художника называлась "Возвращение из школы после грозы". Легко угадывается в этой картине неброский пейзаж. Художник любил свой край беззаветно и всю жизнь хранил в душе яркие детские воспоминания. Но в отличие от Марка Шагала Париж не стал для Сутина "вторым Витебском". В художественной критике Сутина и теперь, спустя более полувека после его смерти, никак не могут отнести к какому-то определенному направлению, называя его то примитивистом, то экспрессионистом, то импрессионистом абстрактного толка. А он попросту большой и значительный мастер, очень человечный, чувственный, задушевный. Самые великие импрессионисты утверждали свой творческий метод, свою эстетику, подчеркивая главную задачу - запечатлеть в цвете мимолетные мгновения. Сутин посвятил свою жизнь не мимолетностям, а вечности. Стихия линий, мазков, цветовых масс, всегда драматических и трагедийных, внезапно начинает звучать у Сутина с моцартовской силой, с беспредельной искренностью.
Каждая работа Сутина несет в себе поистине ядерный заряд, но заряд этот не смертоносный, а гуманный. Это заряд света и тепла, предупреждение об угрозе, о возможном апокалипсисе. Когда германская авиация в апреле 1937 года разбомбила маленькую деревушку в Стране басков, Пикассо написал "Гернику", картину, явившуюся своевременным сигналом грядущей мировой катастрофы. Подобной картины у Сутина не было, но все его творчество - это живая, деятельная любовь к жизни, сострадание к простым людям, занятым самым будничным трудом. Часто Сутин по-своему переосмысливал классику, никому не подражая. Он писал женщину, ступающую в воду, - сюжет Рембрандта. Писал "Кафедральный собор в Шартре", как у Коро. Многократно писал мясные туши и увлекался сюжетами с едой, потому что многие годы жил впроголодь. И в России, и в Париже. Сутин в жизни был человеком одержимым, фанатично преданным живописи. Мог работать без устали много часов, забывая о сне и еде, был крайне чувствителен к малейшим деталям, связанным с профессиональной работой. Он набрал ту высоту художества, какой достигают единицы. Друзья художника высоко ценили его необыкновенный живописный дар. Они понимали, что этот не очень-то требовательный к бытовым условиям человек - редчайший труженик и Божий избранник. Он ничего не делал, чтобы добиться славы и успеха, хотя и мечтал об этом. Модильяни поселил Сутина у русского скульптора Мещанинова. Там были все условия для работы. Хозяин мастерской был человеком большой доброты, порядочности и благородства. Это было первое жилье, где Сутин чувствовал себя как дома. Исключая, конечно, кафе "Ротонда", где окрепла живопись европейского авангарда. Сюда частенько наезжал Кандинский, а каждодневными посетителями были Пикассо, Дерен, Модильяни, Вламинк, Брак, Цадкин. Почему так часто Сутин в своих картинах прибегал к мотивам смерча, урагана, вселенской катастрофы? В его портретах, пейзажах, картинах все разворочено. Люди корчатся, деревья орут, рыбы на столе подпрыгивают, фигуры исковерканы. Портреты людей - это образы-символы, сильно напоминающие жертв холокоста, узников "Освенцима", "Майданека", Бабьего Яра, "Равенсбрюка". Художник Сутин был далек от политики, но социальная проблематика его картин выражена весьма определенно. Как-то в Париже появился американский коллекционер доктор Барнс. Увидев работы Сутина, он был поражен силой трагического мироощущения автора. - Кто это все написал? - спросил пораженный американец. - Сутин, художник из России, - ответил Зборовский. - Сколько стоят его работы - я хочу забрать все, что у вас есть! Зборовский назвал астрономическую по тем временам сумму. Американец без разговоров выложил деньги. Работы Сутина перебрались в Америку, а Сутин внезапно разбогател. В Париже, Чикаго и Вашингтоне прошли выставки мастера. Хотя Хаим Сутин мог показаться кому-то дикарем, "тронутым", неряхой и пьяницей, но в живописи он был аристократом и гением, человеком вольным, гордым и независимым. Про себя он посмеивался, когда вспоминал рассказы о том, что московские меценаты заказывали Матиссу картины, давали сюжеты и говорили художнику: это сделаете нам к такому-то числу, а то исполните в таком-то размере и привезете в Москву в декабре. И Матисс старался. Сутин разворачивал аккуратно обернутый в газету том Пушкина и читал: "Поэт сам выбирает предметы своих песен, и толпа не имеет права управлять его вдохновением..." И добавлял: "Вот умница. Да таких свет не видал!" Том этот был выпущен на папиросной бумаге в 1899 году к столетию со дня рождения поэта. А подарил его Сутину Оскар Мещанинов. Им, этим томом, Сутин бесконечно дорожил, как и самим Пушкиным, которого просто боготворил. Один из великих живописцев ХХ века Хаим Сутин и по сию пору остается "вещью в себе". Время от времени устраивают его выставки, а после снова надолго забывают. Его картины после будут покупать арабские шейхи, семья Чаплина, семья Росселлини. Даже Пабло Пикассо купит и повесит в своей мастерской картину Сутина "Париж ночью". Что же всех их завораживает - хаос мазков, линий, особая сутинская энергетика, напор трагизма, обнаженность всего живого и сущего? Честно говоря, не знаю. Об этом надо было спросить у самого художника или у его подружки Мари-Берт Оренш. Говорят, она тонко понимала эти материи. Сутин был по-детски доверчив. Он верил в себя, в свои руки, как и его отец, который мог сшить костюм самому привередливому тирану, но по жизни был штопальщик, то есть чинил старую одежду. Для Сутина его работа живописца была главным и единственным законом жизни. Понял он это, когда взобрался на высоченную пожарную башню в их местечке. Оттуда открывалась впечатляющая панорама, наполнившая душу таким вдохновенным восторгом, какой бывает у мастера после удавшейся работы или после интимной близости с любимой. Судя по живописи, Сутин всегда прямо и смело смотрел в глаза своей судьбе. У него было все, чтобы построить Утопию с цветами и розами, чтобы вызвать в себе четвертый сон Веры Павловны, так сочно и сладко описанный Чернышевским. Но он больше верил Бальзаку, который до крови в глазах разглядывал мрак и нечистоты. А золотые стихи Пушкина подымали его ввысь, помогали ему писать свои картины, в которых тепло божественного дыхания сочеталось с любовью и страстью. Целое поколение писателей и художников в первые тридцать лет ХХ века было завсегдатаем парижских кафе "Ротонда", "Куполь", "Тулузский негр". Не бездельники и клошары приходили туда, а люди, которые хорошо поработали. Об этом можно прочитать у Хемингуэя, Эренбурга, Поплавского. Откройте Эренбурга и найдете там строчки, которые имеют прямое отношение к разговору о Сутине и его собратьях: "Для того, чтобы привычные слова волновали, чтобы ожил холст или камень, нужны дыхание, страсть, и художник сгорает быстрее - он живет за двоих, ведь помимо творчества есть у него своя кудлатая, запутанная жизнь, как у всех людей, никак не меньше". Писательница, жившая в Париже, - Гертруда Стайн - думала, что эти люди - потерянное поколение. Она-то и придумала термин "неприкаянные". Ничуть не бывало! Разве Сутин и Шагал, Паскин и Штеренберг, Хемингуэй и Эренбург, Скотт Фицджеральд и Модильяни были потерянными? Для кого? Они жили страстью творчества, работали как одержимые, обогатили человечество. Также в рубрике:
|