От "Укротителей огня" до "Праздника девочек"
Визуальное пространство московской фотографии
Рена ГВОЗДЕВА
 |
В.Шустов. "Байкал спокоен" |
О том, что фотография - неотъемлемая составляющая современной визуальной культуры, уже заговорили. С тем, что она - базовая составляющая этой культуры, многим пока еще трудно согласиться. Фотография появилась позже живописи, копировала и училась у нее, а вскоре после изобретения светописи уже наступила эра кинематографа. Фотографии потребовалось почти сто лет, чтобы утвердиться как искусству в представлении зрителей, музейных хранителей и тех, кто ее создает и представляет. И все-таки до сих пор фотография, представленная в музее, акцентированная как произведение искусства, отличается в массовом представлении от фотографии-документа, любительского снимка: одна - часть культуры, вторая - нечто косвенное, непосредственно к ней не относимое. Хотя фотография "не-художественная" влияет на наше видение не меньше, чем искусство, преподнесенное в музеях.
 |
А.Елфимов. "Березы" |
Вот пример. В одном русском городе жил да был интеллигентный строитель, не чуждый прекрасному, но изящным искусствам не обучавшийся. В почтенном возрасте он занялся фотографией и преуспел в ней, достигнув известности по месту жительства; его фотографии стали "визитной карточкой" этого города. Какого времени эта история? Она могла быть в XIX веке, когда фотографы-любители стремились на досуге выразить свое художественное чувство. И то, что они делали, было прекрасно как иллюстрация из модного журнала, как репродукция хорошей реалистической картины. Но рассказанная выше история произошла не сто лет назад, а сейчас. И, как ни удивительно, в провинции не изменилось ничего: там по-прежнему занимаются фотографией, чтобы поделиться своим видением, воспитанным на сегодняшних (и двадцатилетней давности тоже) журналах и книгах. Выставка в Фотоцентре фотографа Аркадия Елфимова из Тобольска хороша, как написано в аннотации, для того чтобы "внимательно и несуетно вглядеться и сопереживать" вместе с автором. Именно такой фотографией до сих пор живет зритель в России. Именно такая карточка, восходящая в традиции к живописным пейзажам XIX века и глянцевым снимкам советских изданий о "сегодняшнем дне СССР", волнует людей настолько, что в нее готовы вкладывать деньги. То, что эту выставку привезли в Москву, - свидетельство постепенного появления интереса к фотографии как форме творчества. Одновременно это продолжение сложившейся еще в 70-е годы традиции создания и поддержки глянцевых пейзажей городов и весей России, похожих как две капли воды. Но именно эти пейзажи со временем для историков культуры станут свидетельством о русской культуре нашего времени.
 |
В.Шустов. Из серии "Укротители огня" |
В галерее "Фотосоюз" в эти дни чествуют Валерия Шустова. Искавший себя в художественном училище и на геологическом факультете, прошедший Великую Отечественную войну, он стал одним из самых ярких фоторепортеров в 60 - 70-е. Его карьера началась в АПН в 1958 году, тогда же он удостоился международного признания: его фотография победила на международном конкурсе в Голландии. Шустовский "Байкал спокоен" стал знаком утверждения нового поколения фотографов, которых со временем назовут "шестидесятниками". Это была фотография, соединившая в себе документальный кадр и экспериментальную "художественную" печать. Вслед за Шустовым этим путем прошли многие из советских фотографов тех десятилетий.
 |
Е.Голицына. "Ориентальное интермеццо" |
Позже Шустов первым из СССР получил "Золотой глаз" на профессиональном конкурсе WorldPressPhoto в 1978 году, а вторую такую же награду - в году следующем. В девяностые он был почти забытым для широкой фотографической публики. Присутствие мэтра Шустова на своем вернисаже в дни 75-летия только еще раз доказало, что этот великий репортер Советского Союза выдержал годы, когда его фотографии жили своей собственной жизнью, независимо от него. На его снимках из репортажа "Укротители огня" выросло поколение тех, кто сегодня снимает катастрофы, а его парадный портрет звездной пары, Гагарина и Терешковой, 1964 года, где первый космический человек пощипывает за ухо космическую подругу, своей неправдоподобной, немыслимой для той поры лиричностью вошел в историю. На вернисаже в "Фотосоюзе" наконец после долгого "тайм-аута" можно было увидеть рядом и легендарные фотографии, и их автора.
 |
Е.Голицына. "Китайский натюрморт" |
Как и в былые годы, сегодня фотографы с удовольствием выставляются рядом с живописцами и графиками. В этом не только стремление фотографов поддержать свой статус художников, но в большей степени ощущение своей артистической общности с другими искусствами. В галерее "Манеж" открылась выставка трех художниц - Екатерины Рожковой, Эвелины Шац и Екатерины Голицыной - "Третий день третьей луны. Праздник девочек". Первая работает в графике, вторая - художник книги, а третья - мастер фотографики. Голицына популярна в фотографической среде как художник, для среды артистической она - любимый маргинал. На этот раз она в компании художников графики, как это уже бывало; их представление публике посвящено японскому празднику маленьких женщин, да и просто - игре в Восток, прекрасным дамским изыскам в стиле шинуазри, которые с годами ценятся все больше, как хороший шелк. Переплетения орнаментов и лиц, круглых чайных чашечек и жемчужин-анфас подобно автоматическому письму, что рождает множество ассоциаций, отнюдь не высказанных вполне ни в изображениях, ни в названиях. Как абстракции эти произведения никогда не будут восприняты, хотя по отвлеченности от обыкновенного и углубленности во внутреннее переживание созданное Рожковой и Голицыной ближе других этому направлению.
Так, в последнее время границы фотографических событий в Москве расширились, и в диапазоне от документального до художественного появилось множество новых дефиниций. Поистине фотография все-таки становится основой визуального пространства культурной жизни столицы.