Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 46-47 (7303) 6 - 19 декабря 2001г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мираОхота Преследователя СашиНовая роль Владимира Машкова Юрий КИРИЛЬЧЕНКО
Завоевать Голливуд - задача непростая, тем более для россиянина, о чем существует множество горестных историй. Но есть среди деятелей нашего кино и такие, кому она вполне по плечу. Один из наиболее ярких примеров - Владимир Машков, который, подобно альпинисту, постепенно, шаг за шагом идет к вершинам популярности в Соединенных Штатах. Его новая "высота" - роль в патриотическом американском фильме "В тылу врага" (Behind Enemy Lines). На экраны Соединенных Штатов эта лента, снятая режиссером Джоном Мором, вышла 30 ноября. Фильм смогут оценить и россияне. "Российская премьера намечена на март 2002 года, - отметила в телефонной беседе представительница кинокомпании "ХХ век-Фокс", попросившая не называть ее имени. - Надеюсь, что наша работа будет иметь большой успех и в Соединенных Штатах, и в России". Зарубежный кинематограф для Владимира Машкова давно уже не terra incognita. Наряду со съемками в почти двух десятках российских лент на его счету участие в таких известных широкому зрителю в США фильмах, как "Танцы в "Голубой игуане", "15 минут", "Американская рапсодия". Так уж повелось, что во многих картинах, где появляется неотразимый россиянин, тут же раздаются выстрелы. Звучат они и "В тылу врага". Как можно догадаться по названию, фильм этот о войне. Военная тема в последнее время переживает настоящий бум на экранах США. Неустанно трудится на ниве нового осмысления Второй мировой войны Стивен Спилберг, который при жизни обрел статус классика американской режиссуры. По телевидению (платный канал Эйч-би-оу) только что завершился показ его сериала "Ватага братьев", снятого совместно со столь же прославленным актером Томом Хэнксом, который на сей раз выступил в роли продюсера. После оглушительного успеха картины "Спасти рядового Райана", собравшей богатый урожай "Оскаров", оба мастера, похоже, до сих пор не в силах отказаться от продолжения повествования о подвигах американцев в Европе на завершающем этапе войны. Столь высокая востребованность батальных кинолент в США вполне объяснима. После чудовищных террористических актов в Нью-Йорке и Вашингтоне американцы имеют достаточно оснований именовать себя "раненой" нацией, жаждущей мщения. Душа просит возвышенного, героического, наконец, решительного. И репортажами Си-эн-эн из Афганистана тут не обойдешься. Как признают в киностудии "ХХ век-Фокс", первоначально планировалось, что фильм "В тылу врага" поступит в американский прокат в январе будущего года. Однако чрезвычайные обстоятельства заставили Голливуд поторопиться. На "Оскара" картина "В тылу врага" претендовать вряд ли сможет, но заметной ее назвать можно вполне. И не только потому, что в ней снялся известный российский актер. Посвящена она войне современной - той, что совсем недавно бушевала в Боснии и Герцеговине. А настоящее творческое осмысление балканской трагедии, пожалуй, только начинается. Владимира Машкова компания "ХХ век-Фокс" аттестует как "одного из наиболее популярных и выдающихся актеров и режиссеров России". Но, увы, в американских кинолентах россияне при всех своих талантах героические роли исполняют нечасто. Не стал исключением и новый фильм. Главный положительный герой в нем - лейтенант Крис Бэрнетт, бравый штурман авиации ВМС США (актер Оуэн Уилсон - он же астронавт в фильме "Армагеддон" и ковбой в комедии-боевике "Шанхайский полдень"). Комедийный дар исполнитель главной роли отчасти использует и в новом фильме. Однако до шуток ли? Лейтенантская душа жаждет настоящих воздушных поединков, а тут - скучная служба и изматывающие учебные тревоги на борту авианосца, безмятежно бороздящего воды Адриатики, наблюдающего за выполнением условий перемирия на многострадальной земле бывшей Югославии. "Мы не сражаемся, а только смотрим", - жалуется засидевшийся на палубе летчик. Дело доходит до подачи рапорта об увольнении в запас. В конце концов хорошие штурманы и в гражданской авиации нужны. Однако у командира корабля (роли честных служак всегда удавались голливудской звезде первой величины Джину Хэкману) свои соображения по поводу дальнейшей судьбы лейтенанта. Будучи опытным военным педагогом, адмирал Рейгарт решает "встряхнуть" приунывшего Бэрнетта и подыскивает ему и его напарнику подходящее задание - аккурат на Рождество. Обычный инспекционный полет штурмовика F/А-18 "Суперхорнет" над демилитаризованной зоной оборачивается приключением, которому лейтенант не рад при всем своем задоре. Двумя ракетами из зенитной установки советского производства самолет сбит, и летчики вынуждены катапультироваться. Тут-то, уже на суше, и появляется герой, а вернее, антигерой Владимира Машкова, значащийся в сценарии как Преследователь. Человек-загадка, но видно, что готов на все, сражаясь на стороне боснийских сербов. Видя попадание ракеты в американский истребитель, он мрачно целует нательный крест. А спустя короткое время хладнокровно стреляет в затылок напарнику и другу лейтенанта Бэрнетта, неспособному передвигаться из-за сломанной ноги. Будучи свидетелем этого, главный герой вынужден приложить все силы для того, чтобы спастись. Вполне очевидно, что сербы, напоминающие в фильме нацистов и боевиков мафии одновременно, намерены догнать и пристрелить американца, который за время полета снял скопление их сил в запретной зоне. Плюс натолкнулся на место еще одного преступления - массового расстрела мирного населения, видимо, из числа мусульман. При просмотре фильма обиду могут испытать не только сербы, поголовно изображенные сущими бандитами, но и представители некоторых государств, вполне дружественных Соединенным Штатам. Например, Испании. Чего стоит испанский адмирал Пике (в исполнении Хоакина де Альмейды), командующий военно-морской группировкой НАТО у Балканского побережья. Страшно боясь срыва хрупкого перемирия в Боснии, он запрещает адмиралу Рейгарту организовать спасательную операцию, хотя сбитый лейтенант Бэрнетт отчаянно взывает о помощи. В конце концов такая миссия снаряжается, но только не бесстрашными морскими пехотинцами США, а французами. Французы, естественно, с заданием не справляются - их вертолеты покидают условленное место встречи с американским летчиком, не заметив, что он, запыхавшись, все-таки прибежал туда чуть позже срока. Из неамериканцев доброго слова заслуживают разве что боснийские мусульмане. О том, что это люди хорошие, свои, свидетельствуют майка, на которой изображен рэпер Айс Кьюб, а также припасенная бутылка кока-колы, так пригодившаяся измученному жаждой штурману, весь фильм бегущему от жестоких преследователей. Кстати, о Преследователе. Отрицательный герой разговаривает только отрывистыми фразами и практически всегда по-сербски. Но не исключено, что это русский. Один раз его называют Сашей. А в конце фильма, поняв, что американский летчик перехитрил его, Преследователь отчетливо произносит по-русски: "Тварь" (в субтитрах появляется перевод: "Дерьмо"). Создается впечатление, что главное режиссерское требование к Машкову было одно - побольше хмуриться. В остальном "отрицательный" российский антураж олицетворяют вооружения и техника, которыми располагают сербы: вездеходы "УАЗ", танки, бронетранспортеры, автоматы Калашникова. Все вместе это выглядит чудовищной силой, но в конце концов, как и положено, оказывается разбросанным и покореженным в результате решительных действий американских воинов. Сам лейтенант Бэрнетт проявляет чудеса ловкости и сообразительности. Ни пуля, ни вражеский штык его не берут. Например, он смело бежит по минам-растяжкам - и остается жив. Гибнут, в том числе от тех же мин, исключительно сербские преследователи. В конце концов возмездие настигает и Преследователя Сашу. А американец, прихватив из обломков своего самолета компьютерный диск с визуальными данными о преступлениях сербов, благополучно улетает на веревке, спущенной с вертолета. Не французского, конечно, а родного, американского. Создатели кинопроизведения говорят, что ставили перед собой цель не только потрясти зрителя батальными сценами с использованием всевозможных эффектов. Целью было сделать политический боевик в духе мастера шпионского романа Тома Клэнси. "В нашем фильме столько же жарких схваток, сколько и в любом из тех, которые мне довелось видеть, - подчеркнул продюсер картины Джон Дэвис, - однако, на мой взгляд, его содержание выходит далеко за рамки боевика. Мы хотели ввести этот жанр в ХХI век, сосредоточив внимание на сложностях современной войны, а также на ее воздействии на мужчин и женщин, которые служат своей стране". Основные съемки проводились в Словакии. Горы под Братиславой, как показалось американским кинематографистам, своим угрюмым величием практически не уступают балканским кряжам. Разве что по причине необычно теплой зимы пришлось припорошить словацкий лес фальшивым снегом, специально доставленным из Лондона. Гораздо примечательнее то, насколько отзывчивым по отношению к Голливуду проявил себя Пентагон. Не секрет, что творческая интеллигенция и военные не всегда ладят между собой. Но тут вооруженные силы проявили поистине королевскую щедрость, позволив съемочным группам работать на палубах двух авианосцев - "Конститьюшн" и "Карл Винсон". Говорят, актеры держались "в обстановке, приближенной к боевой", молодцом. Чтобы войти в образ, Уилсону, исполнявшему роль лейтенанта Бэрнетта, пришлось жить среди летчиков на военно-воздушной базе ВМС и даже пройти "курс выживания". Но особенно потряс всех своей органичностью Хэкман - бывший радист морской пехоты США. Что же получилось в результате столь трогательного сотрудничества "муз" и "пушек"? "Кино про войну для мальчишек", - отвечает еженедельник "Тайм". Впрочем, тут же добавляет, что речь идет об образце "хорошей, солидной коммерческой кинематографии". Владимир Машков, кстати, удостаивается от авторитетного журнала особой похвалы за создание образа, "исполненного молчаливой угрозы, от которой кровь стынет в жилах". Благожелательно отзываются критики и о режиссере Джоне Море. Ранее он проявил себя настоящим мастером создания рекламных роликов. Может быть, именно поэтому картина получилась столь живой, или, как говорят в Голливуде, "с адреналинчиком"? Можно ли считать фильм "В тылу врага" кинобоевиком нового поколения? В этом есть определенные сомнения. Но ведь есть картины, способные принести сиюминутную пользу, в особенности когда нация нуждается в поднятии духа. Америка оправляется после беспрецедентных терактов 11 сентября, воюет в Афганистане. И если эта лента хоть чуть-чуть поднимет американцам настроение, значит, кинематографисты, в том числе Владимир Машков, в любом случае старались не зря. А трагедию Балкан во всей ее полноте, вероятно, осмыслит кто-нибудь другой. Также в рубрике:
|