Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 3 (7310) 17 - 23 января 2002г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №33
№32 №34  
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Провинция: премьеры

Лаборатория любви

На Театральном фестивале имени Александра Вампилова

ИРКУТСК

Николай ЖЕГИН
Константин ЩЕРБАКОВ


Современную драматургию нынче не жалуют. На театральной афише России она занимает скромное место, и новым Островским театры явно предпочитают Островского старого.

А было время, когда новую пьесу, только что вышедшую из-под пера Арбузова или Розова, Володина или Зорина, караулили завлиты. Пьесу запрещали, а она, как феникс из пепла, возрождалась на подмостках. Вопреки, несмотря ни на что, под гром аплодисментов, вызывая толки и споры. И начинался так называемый "городаж" - триумфальное шествие новой пьесы по градам и весям...

Золотое, что там ни говори, было время для современной драмы!

Теперь не то. Новая пьеса оставила сцену без боя, уступив место классике и зарубежной кассовой пьесе.

В этих обстоятельствах забвения и тишины в далеком Иркутске в конце прошлого года открылся Всероссийский театральный фестиваль современной драматургии имени А.Вампилова. То, что власти и театральная общественность Иркутской области при поддержке Министерства культуры взяли на себя заботу о современной драматургии, заслуживает глубокой признательности.

За неделю на сценах Иркутска мы увидели 18 спектаклей, поставленных по произведениям современных отечественных авторов, и получили представление о том, какие пьесы вызывают сегодня интерес. Причем речь не только о поставленных, но и о недавно написанных и еще не дошедших до сцены: на фестивале плодотворно работала лаборатория молодых драматургов под руководством Рустама Ибрагимбекова. И оказалось не так уж все грустно, как мы привыкли думать в последние годы.

На фестивале были показаны спектакли, отражавшие в известной мере палитру современного репертуара, и потому в Иркутске встретились столь несхожие между собою авторы, как, скажем, Николай Коляда (его пьесу "Группа ликования" показал театр "Волхонка" из Екатеринбурга) и Евгений Гришковец. Первый - автор целой библиотеки пьес, не один сезон идущих на сценах страны. По мнению некоторых критиков, уже даже и "живой классик", к тому же основатель "уральской школы драматургов", которые с каждым годом завоевывают и новые подмостки, и "антибукеры". На фестивале Коляда представлял, так сказать, традиционную драму.

Второй - ее живое "опровержение". Его "Записки русского путешественника" сегодня популярны. А спектакль Московского театра "Школа современной пьесы", который поставил Иосиф Райхельгауз (и одного из персонажей талантливо сыграл), имел шумный и вполне сенсационный успех. Владимир Стеклов и Альберт Филозов - мастера импровизаций и театральных провокаций - были так неопровержимо достоверны, что казалось, автор текста Гришковец тут решительно ни при чем (мнение, впрочем, совершенно ошибочное).

А рядом с ними признанный мастер бытовой "народной" комедии Степан Лобозеров. Один из самых репертуарных авторов последнего десятилетия представлял свою новую пьесу "Семейный портрет с дензнаками" в постановке Русского театра имени Бестужева из Улан-Удэ.

Особняком - пьеса Рустама Ибрагимбекова "Петля" в Московском театре "Модернъ", поставленная Светланой Враговой и автором. Здесь - русская история. И потому, что пьеса о прошлом. И потому, что случилась история эта с русскими людьми в Париже в 29-м году, и не с какими другими людьми она не могла случиться. Спектакль о том, о чем сейчас как-то не принято говорить - о чести, достоинстве, о долге перед Родиной и собой. (О "Петле" газета "Культура" писала подробно.)

"Петля" на фестивале имела большой успех. Пьесы Лобозерова и Коляды в контексте творчества этих драматургов займут наверное, скромное место, однако, коль скоро пьесы написаны, они должны были стать предметом фестивального внимания и обсуждения: ведь это Лобозеров и Коляда!

Само собою, особое место на фестивале принадлежало Александру Вампилову. Не только потому, что Третий Иркутский фестиваль носит имя Вампилова (в Иркутске его имя и помнят, и свято чтут). Вампилова сегодня ставят. В последние годы, отвечая ностальгическим настроениям зрителя, театры возвращают на сцены "хорошо забытое старое". Все еще согревают душу и "поэзия коммуналок", и вид нелепых платьев, и забытой моды пальто. И все-таки дело не только в этом. Интерес к пьесам Арбузова, Володина и Вампилова объясняется еще и тем, что это превосходно написанные пьесы.

Об этом непременно подумаешь на спектакле "Прошлым летом в Чулимске"... Но тут интересно еще и другое. Обращаясь к старой пьесе, театры, естественно, не прибегают к старой сценической лексике. Показателен в этом отношении спектакль Иркутского драматического театра, когда-то нашедшего "ключ" к Вампилову в спектакле "Старший сын" с его точностью психологических и бытовых характеристик, лирической атмосферой "предместья". Сегодня, повинуясь веяниям времени, театр освобождает сценическое пространство от бытовых реалий чайной районного масштаба, застилает пол листами металла, выстраивает металлические двухъярусные конструкции, используя гравий и оргстекло, прибегая к условному языку метафор, создавая по-современному жесткий мир человеческих отношений.

К этому надо добавить - пьесы Вампилова оказались необычайно восприимчивы не только к современным театральным поискам, мы увидели на фестивале еще и очень "национального" Вампилова - в ритмах, колорите, стиле Национального театра Латвии. "Старший сын" молодого режиссера Регнарса Вайварса, где решения символические оказались так органичны, не единственное обращение к Вампилову, в театре идет в его постановке и "Прошлым летом в Чулимске".

Награды на фестивале не присуждались, однако общественное признание, негласный рейтинг, конечно же, возникали. Рижский "Старший сын" в этом рейтинге - один из первых. Как и спектакль "Долгая счастливая жизнь", поставленный в Саратовском театре драмы молодым режиссером Антоном Кузнецовым и сыгранный молодыми актерами. Это спектакль по сценариям, стихам, песням Геннадия Шпаликова. И его душевный посыл адресован не только "шестидесятникам", которые вспоминают о надеждах своей молодости, но прежде всего тем, кого в ту пору еще и на свете не было. Душевный посыл, который принимается с признательностью и готовностью. Всем, оказывается, это нужно - надежда... И если говорить о ностальгии, то скорее не по "доброму ушедшему времени", а по человечности красивых порядочных людей, еще не ведавших греха бездушного прагматизма. Об этих людях, способных на высокие порывы души, на жертвы во имя любви, - спектакль омского "Пятого театра", поставленный Андреем Любимовым по пьесе Арбузова "Воспоминание". Заметим, спектакль назван "И все-таки - о любви...".

О любви - "Пять вечеров" в Московском театре на Покровке. Пьесу нашего классика Александра Володина мужественно и трогательно, сентиментально и жестко поставил Сергей Арцибашев и сам блестяще сыграл Ильина, а Тамару - Татьяна Швыдкова, как актриса словно заново родившаяся в этом спектакле.

"Лаборатория любви" Петра Гладилина, драматурга, которого, наверное, можно уже отнести к среднему поколению, идет в режиссуре Юрия Пахомова в Томском театре драмы. Спектакль пронзительно сыгран Валентиной Бекетовой и Александром Постниковым.

И в этом кругу, на этой волне - "Сказка о женской дружбе" Елены Исаевой, поставленная Владимиром Пахомовым в Липецком театре драмы.

Поверьте, здесь нет игры в слова, и спектакли на фестиваль отбирались отнюдь не по "тематическому" признаку. Была, повторим, попытка дать объективную картину современного репертуара. А в объективной картине могла обозначиться или не обозначиться тенденция. Так вот - обозначилась. "Чернухи" на Иркутском фестивале не было не потому, что ей ставились какие-то препоны (избави нас Бог от цензуры даже с лучшими намерениями), а потому, что она перестает занимать на современной сцене то непомерное место, которое занимала еще несколько лет назад. Театры обращаются к вечным ценностям - добру, состраданию, милосердию.

Мучительный путь к добру и любви - основа и суть спектаклей дебютантов - Льва Проталина (его пьесу "Ах, зачем эта ночь так была хороша..." поставил Анатолий Морозов в Белгородском академическом театре имени Щепкина), Федора Гаврина (спектакль по его пьесе "Моему Возлюбленному после смерти" с подзаголовком "История любви" идет в Красноярском драматическом театре имени Пушкина в режиссуре Алексея Литвина) и, наконец, иркутского поэта и прозаика Алексея Шманова - его триптих "Лабиринты сновидений" в Иркутском ТЮЗе режиссер из Калуги Александр Баранников изобретательно трактовал в духе постмодерна. Очень разные дебютанты. Проталин - шукшинская традиция, люди из дальнего, Богом забытого поселения. Гаврин - это мотивы современного города. А у Шманова притча соседствует с анекдотом. Ничего общего, кроме одного - мучительного пути к добру и любви.

Дебютанты эти, однако, - зрелые люди. Сложнее всего обстояло дело с новыми драматургами - их спектаклей на фестивале, увы, не оказалось. Но, напомним, работала лаборатория. Так что будем надеяться, все впереди.

Также в рубрике:

ИРКУТСК

НОВОСИБИРСК

ЧЕЛЯБИНСК

ПЕРМЬ

САРАТОВ

НИЖНИЙ НОВГОРОД

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;