Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 3 (7310) 17 - 23 января 2002г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Провинция: премьерыЛаборатория любвиНа Театральном фестивале имени Александра Вампилова ИРКУТСКНиколай ЖЕГИН Современную драматургию нынче не жалуют. На театральной афише России она занимает скромное место, и новым Островским театры явно предпочитают Островского старого. А было время, когда новую пьесу, только что вышедшую из-под пера Арбузова или Розова, Володина или Зорина, караулили завлиты. Пьесу запрещали, а она, как феникс из пепла, возрождалась на подмостках. Вопреки, несмотря ни на что, под гром аплодисментов, вызывая толки и споры. И начинался так называемый "городаж" - триумфальное шествие новой пьесы по градам и весям... Золотое, что там ни говори, было время для современной драмы! Теперь не то. Новая пьеса оставила сцену без боя, уступив место классике и зарубежной кассовой пьесе. В этих обстоятельствах забвения и тишины в далеком Иркутске в конце прошлого года открылся Всероссийский театральный фестиваль современной драматургии имени А.Вампилова. То, что власти и театральная общественность Иркутской области при поддержке Министерства культуры взяли на себя заботу о современной драматургии, заслуживает глубокой признательности. За неделю на сценах Иркутска мы увидели 18 спектаклей, поставленных по произведениям современных отечественных авторов, и получили представление о том, какие пьесы вызывают сегодня интерес. Причем речь не только о поставленных, но и о недавно написанных и еще не дошедших до сцены: на фестивале плодотворно работала лаборатория молодых драматургов под руководством Рустама Ибрагимбекова. И оказалось не так уж все грустно, как мы привыкли думать в последние годы. На фестивале были показаны спектакли, отражавшие в известной мере палитру современного репертуара, и потому в Иркутске встретились столь несхожие между собою авторы, как, скажем, Николай Коляда (его пьесу "Группа ликования" показал театр "Волхонка" из Екатеринбурга) и Евгений Гришковец. Первый - автор целой библиотеки пьес, не один сезон идущих на сценах страны. По мнению некоторых критиков, уже даже и "живой классик", к тому же основатель "уральской школы драматургов", которые с каждым годом завоевывают и новые подмостки, и "антибукеры". На фестивале Коляда представлял, так сказать, традиционную драму. Второй - ее живое "опровержение". Его "Записки русского путешественника" сегодня популярны. А спектакль Московского театра "Школа современной пьесы", который поставил Иосиф Райхельгауз (и одного из персонажей талантливо сыграл), имел шумный и вполне сенсационный успех. Владимир Стеклов и Альберт Филозов - мастера импровизаций и театральных провокаций - были так неопровержимо достоверны, что казалось, автор текста Гришковец тут решительно ни при чем (мнение, впрочем, совершенно ошибочное). А рядом с ними признанный мастер бытовой "народной" комедии Степан Лобозеров. Один из самых репертуарных авторов последнего десятилетия представлял свою новую пьесу "Семейный портрет с дензнаками" в постановке Русского театра имени Бестужева из Улан-Удэ. Особняком - пьеса Рустама Ибрагимбекова "Петля" в Московском театре "Модернъ", поставленная Светланой Враговой и автором. Здесь - русская история. И потому, что пьеса о прошлом. И потому, что случилась история эта с русскими людьми в Париже в 29-м году, и не с какими другими людьми она не могла случиться. Спектакль о том, о чем сейчас как-то не принято говорить - о чести, достоинстве, о долге перед Родиной и собой. (О "Петле" газета "Культура" писала подробно.) "Петля" на фестивале имела большой успех. Пьесы Лобозерова и Коляды в контексте творчества этих драматургов займут наверное, скромное место, однако, коль скоро пьесы написаны, они должны были стать предметом фестивального внимания и обсуждения: ведь это Лобозеров и Коляда! Само собою, особое место на фестивале принадлежало Александру Вампилову. Не только потому, что Третий Иркутский фестиваль носит имя Вампилова (в Иркутске его имя и помнят, и свято чтут). Вампилова сегодня ставят. В последние годы, отвечая ностальгическим настроениям зрителя, театры возвращают на сцены "хорошо забытое старое". Все еще согревают душу и "поэзия коммуналок", и вид нелепых платьев, и забытой моды пальто. И все-таки дело не только в этом. Интерес к пьесам Арбузова, Володина и Вампилова объясняется еще и тем, что это превосходно написанные пьесы. Об этом непременно подумаешь на спектакле "Прошлым летом в Чулимске"... Но тут интересно еще и другое. Обращаясь к старой пьесе, театры, естественно, не прибегают к старой сценической лексике. Показателен в этом отношении спектакль Иркутского драматического театра, когда-то нашедшего "ключ" к Вампилову в спектакле "Старший сын" с его точностью психологических и бытовых характеристик, лирической атмосферой "предместья". Сегодня, повинуясь веяниям времени, театр освобождает сценическое пространство от бытовых реалий чайной районного масштаба, застилает пол листами металла, выстраивает металлические двухъярусные конструкции, используя гравий и оргстекло, прибегая к условному языку метафор, создавая по-современному жесткий мир человеческих отношений. К этому надо добавить - пьесы Вампилова оказались необычайно восприимчивы не только к современным театральным поискам, мы увидели на фестивале еще и очень "национального" Вампилова - в ритмах, колорите, стиле Национального театра Латвии. "Старший сын" молодого режиссера Регнарса Вайварса, где решения символические оказались так органичны, не единственное обращение к Вампилову, в театре идет в его постановке и "Прошлым летом в Чулимске". Награды на фестивале не присуждались, однако общественное признание, негласный рейтинг, конечно же, возникали. Рижский "Старший сын" в этом рейтинге - один из первых. Как и спектакль "Долгая счастливая жизнь", поставленный в Саратовском театре драмы молодым режиссером Антоном Кузнецовым и сыгранный молодыми актерами. Это спектакль по сценариям, стихам, песням Геннадия Шпаликова. И его душевный посыл адресован не только "шестидесятникам", которые вспоминают о надеждах своей молодости, но прежде всего тем, кого в ту пору еще и на свете не было. Душевный посыл, который принимается с признательностью и готовностью. Всем, оказывается, это нужно - надежда... И если говорить о ностальгии, то скорее не по "доброму ушедшему времени", а по человечности красивых порядочных людей, еще не ведавших греха бездушного прагматизма. Об этих людях, способных на высокие порывы души, на жертвы во имя любви, - спектакль омского "Пятого театра", поставленный Андреем Любимовым по пьесе Арбузова "Воспоминание". Заметим, спектакль назван "И все-таки - о любви...". О любви - "Пять вечеров" в Московском театре на Покровке. Пьесу нашего классика Александра Володина мужественно и трогательно, сентиментально и жестко поставил Сергей Арцибашев и сам блестяще сыграл Ильина, а Тамару - Татьяна Швыдкова, как актриса словно заново родившаяся в этом спектакле. "Лаборатория любви" Петра Гладилина, драматурга, которого, наверное, можно уже отнести к среднему поколению, идет в режиссуре Юрия Пахомова в Томском театре драмы. Спектакль пронзительно сыгран Валентиной Бекетовой и Александром Постниковым. И в этом кругу, на этой волне - "Сказка о женской дружбе" Елены Исаевой, поставленная Владимиром Пахомовым в Липецком театре драмы. Поверьте, здесь нет игры в слова, и спектакли на фестиваль отбирались отнюдь не по "тематическому" признаку. Была, повторим, попытка дать объективную картину современного репертуара. А в объективной картине могла обозначиться или не обозначиться тенденция. Так вот - обозначилась. "Чернухи" на Иркутском фестивале не было не потому, что ей ставились какие-то препоны (избави нас Бог от цензуры даже с лучшими намерениями), а потому, что она перестает занимать на современной сцене то непомерное место, которое занимала еще несколько лет назад. Театры обращаются к вечным ценностям - добру, состраданию, милосердию. Мучительный путь к добру и любви - основа и суть спектаклей дебютантов - Льва Проталина (его пьесу "Ах, зачем эта ночь так была хороша..." поставил Анатолий Морозов в Белгородском академическом театре имени Щепкина), Федора Гаврина (спектакль по его пьесе "Моему Возлюбленному после смерти" с подзаголовком "История любви" идет в Красноярском драматическом театре имени Пушкина в режиссуре Алексея Литвина) и, наконец, иркутского поэта и прозаика Алексея Шманова - его триптих "Лабиринты сновидений" в Иркутском ТЮЗе режиссер из Калуги Александр Баранников изобретательно трактовал в духе постмодерна. Очень разные дебютанты. Проталин - шукшинская традиция, люди из дальнего, Богом забытого поселения. Гаврин - это мотивы современного города. А у Шманова притча соседствует с анекдотом. Ничего общего, кроме одного - мучительного пути к добру и любви. Дебютанты эти, однако, - зрелые люди. Сложнее всего обстояло дело с новыми драматургами - их спектаклей на фестивале, увы, не оказалось. Но, напомним, работала лаборатория. Так что будем надеяться, все впереди. Также в рубрике:
|