Главный "Овен" десятилетия - продюсер Сергей Сельянов
Светлана ХОХРЯКОВА
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ
 |
С.Сельянов |
Десятая по счету церемония вручения премии "Золотой Овен", четыре последних года носящая титул Национальной премии кинокритики и кинопрессы, состоялась в воскресенье в "Мире Кинотавра". 14 номинаций и 42 номинанта были выставлены на кон. Результат ошеломительный: абсолютным призером стал фильм Александра Сокурова "Телец". В пору менять название: "Золотого Овна" на "Золотого тельца". "Телец" назван "Лучшим фильмом" (он оказался лучше "Второстепенных людей" Киры Муратовой, "Нежного возраста" Сергея Соловьева и фильма "Романовы. Венценосная семья" Глеба Панфилова). Далее - в номинациях "Лучшая режиссерская работа" и "Лучшая работа оператора" вновь лидировал Александр Сокуров. В операторском деле он дебютант, и рядом с ним фигурировали асы этого дела Михаил Агранович ("Романовы") и Павел Лебешев ("Нежный возраст"). Потом критики удивлялись: как такое могло произойти, и не слишком ли авангардно или даже маргинально данное решение. Но ведь сами же проголосовали! "Лучший сценарий" - "Телец" Юрия Арабова. "Лучшая работа художника" - "Телец" и Наталья Кочергина. Именно она произнесет фразу, которую вслед за ней станут повторять все "тельцы": "Сегодня день удался!" Призы за лучшую мужскую и женские роли также родом из "Тельца": это Леонид Мозговой, он же Ленин, и Мария Кузнецова, она же Крупская. В общем, легче говорить о том, чего фильм Сокурова не получил и в каких номинациях не упоминался. Их всего-то три, не считая дебютной и трех иностранных. Не получил "Телец" "Овна" за лучшую музыку, за лучшие роли второго плана - мужскую и женскую. Достались награды в этой части композитору Олегу Каравайчуку ("Темная ночь" Олега Ковалова), Сергею Гармашу ("Нежный возраст") и дивной Евгении Добровольской ("Механическая сюита"). Таким образом, нам остается повторить вслед за Вадимом Абдрашитовым, что кинематографисты для себя уже решили проблему переноса российской столицы из Москвы в Санкт-Петербург. Александр Сокуров, получая награды, приговаривал: "Многие, наверное, недовольны таким решением. Но так сложилось. У нас не очень любят авторское кино, но за нами будущее. Мы поставили на карту жизнь свою. Это очень серьезное дело, чтобы отступать. Простите, если это решение кого-то огорчает. В этом перечне - имя Киры Муратовой, по-настоящему великого человека. Я смущен". Испортил все Виктор Сергеев - продюсер "Тельца" и руководитель "Ленфильма". Ему традиционно это удается. Сказал он следующее: "Мы отказываемся от приза или получаем его. Сегодня мы его получаем." Спасибо вам, Виктор Сергеев, что вы принимаете наш приз. "Кинотавру" однажды не повезло. Приз за "Молох" Александр Сокуров и Виктор Сергеев принять отказались (не тот дали - второй по значимости). Тогда унизили своим отказом и "Кинотавр", и коллег. На пользу прошлый горький опыт не пошел. Случись такое, что отдали бы теперь критики главную номинацию Панфилову или Муратовой, то вновь не приняли бы сегодняшние триумфаторы других присужденных им наград?
 |
А.Сокуров смущен, но на первых ролях |
Оставаясь поклонницей "Тельца" и лично Александра Сокурова, никак не могу уразуметь подобного отношения к премиям. Сам факт номинации уже почетен. Но наши творцы каким-то образом выведывают результаты заранее и в случае не самого благоприятного для них исхода просто не приходят на церемонии. И еще нельзя не сказать об одном. Живем мы словно бы одним днем. Как будто каждодневного кинопроцесса не существует, а мы не пишем своих рецензий, не раздаем критических призов на наших немалочисленных отечественных фестивалях. Кажется, только вчера Марк Рудинштейн произносил пламенную речь по поводу того, что всякий раз, стоит появиться в конкурсе картине Муратовой, критики поднимают шум, что Муратову обидели. Правильно, поднимаем. А тут, когда все отдано на откуп самим критикам, принимаем решения, опрокидывающие все с ног на голову. Самое поразительное, что в номинацию "Лучшая женская роль второго плана" попала Рената Литвинова. Перепутали критически мыслящие люди сериал А.Митты "Граница", где Рената реально существует, с его же фильмом "Таежный роман", где ее надо очень сильно захотеть найти.
 |
Е.Добровольская на "втором плане". На первом - Б.Грачевский |
"Сестры" Сергея Бодрова признаны лучшим фильмом-дебютом, победителем картин "Ехали два шофера" Александра Котта и "Приходи на меня посмотреть..." Михаила Аграновича и Олега Янковского. Бодров был удивлен, и его понять можно. "Сестер" критики бранили, а потом вдруг приз выдали. Мы в "Культуре" тоже побранили, а в результате признали, подводя итоги года, самым заметным дебютом.
Как ни странно, конечный критический выбор сконцентрировался в номинации "Лучший зарубежный фильм" на "Пианистке" Михаэль Ханеке, в то время когда в номинации с ней соседствовали "Любовное настроение" Кар-Вая и "Амели" Жан-Пьера Жене. Тут уж я совсем отказываюсь что-либо понимать. "Пианистка" Изабель Юппер стала и обладательницей титула "Лучшая женская роль в зарубежном фильме". Валерий Тодоровский, вручавший приз, упорно называл ее имя, насмешливо глядя в зрительный зал. Нет ответа. Не ответил и Райан Гослинг, тот самый "Фанатик" в одноименном американском фильме Генри Бина, показанном на ММКФ. Да, собственно, на ответ никто и не рассчитывал.
 |
С.Гармаш хорош в любой номинации |
Группа компаний "Кинотавр" сделала свой выбор, назвав человеком десятилетия Сергея Сельянова и выдав ему "Овна" десятилетия". Комментарии излишни, тут место аплодисментам. Все сошлось, в том числе и десятилетие компании "СТВ", основанной Сельяновым в 1992 году, на счету которой "Брат", "Брат-2", "Операция "С Новым годом", "Мама, не горюй", "Сергей Эйзенштейн. Мексиканская фантазия", "Про уродов и людей", "Блокпост", "Сестры", "Ехали два шофера", телепрограммы и спецпроекты. Жаль только, что Сергей Сельянов целиком погрузился в продюсерскую деятельность и сам кино не снимает. Человек, снявший "День ангела", "Духов день", "Время печали еще не пришло", сделавший монтажный фильм "Русская идея", еще многое мог бы сказать миру. В "СТВ" работают всегда, даже когда нет денег. Такой принцип. И умеют сами находить средства на кинопроизводство, а не стоять с протянутой рукой, клянча у государства. Профессия продюсера все еще эфемерна в нашей стране и часто сводится к тому, чтобы брать деньги все у того же государства.
Сергей Сельянов был растроган, не то чтобы ему это несвойственно (он как раз человек настоящий и искренний), просто многим он известен как деловой человек, а тут пошла чистая лирика. Заверил он нас в том, что в следующем десятилетии работать будет веселее. Сельянову можно верить.
День, конечно, удался и плавно перешел в банкетную ночь. А вот церемония не удалась категорически. Прежде всего чудовищным был показ. Посмотришь на такое изображение на экране и подумаешь: и за это вручать приз? А звук какой! Ужас! С таким приданым "Миру Кинотавра" жить непозволительно. Стоило ведущим что-либо перепутать в сценарии, как откуда-то из поднебесья раздавался голос режиссера Оскара Волина, словно он сам Господь Бог: "Говорит режиссер. Вы сделали ошибку". Иначе как самодеятельностью такое зрелище не назовешь. Мужчины вручали призы мужчинам, делали комплименты друг другу и беспрерывно шутили на этот счет, дамы развлекали дам. Так теперь модно. Милое начало для открывшихся в тот же день "Ликов любви".