Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 3 (7310) 17 - 23 января 2002г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мираУгасание чувстваЗаметки о 42-м Кинофестивале в Салониках Сергей ЛАВРЕНТЬЕВ
Еще по дороге из аэропорта в отель, изучая программу 42-го Международного кинофестиваля в Салониках, я испытал чувство национальной гордости. Почти все главные хиты, демонстрируемые в столице греческой Македонии, уже были показаны московским ценителям кино в июне минувшего года на ММКФ. А некоторые ("Пианистка", "Что ни день, то неприятности") успели даже выйти в российский кинопрокат. Вышеупомянутое чувство сменилось другим, нечасто являющимся в последние пятнадцать лет. С чувством глубокого удовлетворения отправлялся я в кинозалы, наверстывая упущенное в Москве и Карловых Варах.
С радостью отметил, что в своей последней по времени работе - картине "На пути в Кандагар" - выдающийся иранец Мохсен Макмальбаф подтвердил репутацию политически ангажированного и темпераментного художника. На фоне анемии, поразившей западный кинематограф, история канадской афганки, пытающейся спасти сестру, запертую в талибском Кандагаре, трогает и потрясает. Причем не только и не столько актуальностью темы, сколько чисто кинематографическим способом ее воплощения. Такого энергичного кино в Европе мы не видели последнюю четверть века. Рассказывая историю экзотическую, экстремальную, Макмальбаф нигде и ни в чем не дает повода рассматривать его фильм в русле пресловутой политкорректности, на наших глазах загубившей великий кинематограф Америки. Да, в "Кандагаре" речь идет о женщинах, страдающем меньшинстве в радикальном государстве талибов. Но по сюжетосложению, по структуре своей лента Макмальбафа едва ли не ближе к классическому Голливуду с его историями о благородных героях, отправляющихся на край света, чтобы вызволить из беды родственника или друга.
Образцы нынешнего политкорректного кино также наличествовали в Салониках. Хотя бы "Возбудитель", также известный по ММКФ. Если бы у режиссеров Ричарда Глетцера и Уоша Уэста было чуть больше таланта, нашему взору могла бы явиться щемящая драма поруганной любви. Но если таланта, мягко говоря, не хватает, остается лишь снимать нечто на тему "Меньшинства (в данном случае сексуальные) - тоже люди" и предлагать "большинствам" под видом художественного фильма рекламный проспект "Добро пожаловать в мир порноиндустрии". Между тем уже на второй фестивальный день чувство национальной гордости стало во мне медленно угасать. Прежде всего потому, что из почти двухсот фильмов, показанных в этом году в Салониках, только один был произведен в нашей стране. "Сестры" Сергея Бодрова, уже успевшие объездить после майской премьеры в Сочи почти весь свет, в Греции были приняты весьма благожелательно. Залы были полны (впрочем, мне уже доводилось писать на страницах "Культуры", что аншлаги на фестивальных сеансах - вещь за пределами любимой Родины естественная). Никто не утверждал, что фильм является шедевром, но все отмечали свежесть сюжета, естественность исполнительниц, режиссерскую уверенность. Говорили, что, посмотрев "Сестер", можно составить некоторое представление о реальной жизни в современной России. Но на вопрос, нет ли у нас чего-нибудь еще, приходилось отвечать отрицательно. У нас есть несколько приличных картин для внутреннего употребления. Мировой же кинообщественности мы можем предъявить лишь "Сестер" да сокуровского "Тельца", наталкивающегося на яростное сопротивление марксистов-ленинцев, до сих пор, к сожалению, имеющих большое влияние в сфере искусства в Европе и Азии. Злорадное удовлетворение можно было бы получить от просмотра греческих фильмов. Художественная беспомощность, обрученная с тяжелой претенциозностью, превращает просмотр в изощренную пытку - совсем как у нас. Так же, как в случае с большинством российских картин, хочется спросить: зачем. Зачем это снимается? Зачем тратятся деньги?.. Впрочем, здесь как раз сходство между нашими кинематографами заканчивается. В России несуразные кинопроизведения появляются либо тогда, когда "юное дарование" обладает даром убедить богатого "дядю" вложить деньги в проект без всякой гарантии их возврата, либо когда "дядя" спонсирует семидесятилетнего мастера из любви к его замечательным лентам сорокалетней давности. В Греции существует сильный меценат - государство. Через мощную организацию - Национальный киноцентр - этот меценат дает деньги на то, чтобы греческая кинематография не погибла в конкуренции с монстрами мировой киноиндустрии. И она не гибнет. Более тридцати фильмов сделано в минувшем году. Веселые комедии бьют рекорды посещаемости, оставляя позади блокбастеры из-за океана. Интеллектуальные опусы демонстрируются на фестивалях. Художественный результат никуда не годен в обоих случаях? А с этим никто особо не спорит. Художественный результат - дело непрогнозируемое. Сегодня - убог, а завтра, глядишь, получше будет. Главное, чтобы киноиндустрия работала. Это понимают в Греции и никак не хотят понять в России. Поэтому чувство глубокой зависти окончательно сменило чувство национальной гордости, с которым я начал свою жизнь в Салониках на сей раз. Тем более что общий художественный уровень мирового кинематографа сегодня оставляет желать лучшего. В этой горькой истине убеждаешься всегда, когда на фестивалях смотришь старые ленты в рамках ретроспективных показов. Председателем жюри в Салониках был Джон Бурман. На пресс-конференции он назвал себя "режиссером второго сорта" и сказал, что всегда понимал, что не сравнится с гениями мирового кино. Что ж, году этак в 80-м подобные речи никого бы не удивили. Сегодня же, просматривая ленты Бурмана и невольно сравнивая их с современной кинопродукцией, хочется яростно возразить режиссеру. Ну какая, скажите, современная голливудская лента может быть сопоставима с "Избавлением", бурмановским шедевром 1972 года! В этой выдающейся киноистории путешествия четырех друзей по горной реке есть все, что должно быть в голливудской ленте. Есть тайна. Есть напряжение. Есть схватки с природой и с негодяями. Есть расследование убийства. Но еще существует то, что современный Голливуд выбросил за ненадобностью, - сильные характеры, психологическая мотивированность поступков, режиссерское уважение к зрителю, предстающему не дебилом с тремя извилинами, а человеком, с которым можно всерьез обсуждать сложные проблемы бытия. А знаменитый "Экскалибур" 1981 года! Никаких компьютерных эффектов, но - удивительное сочленение волшебства старинных легенд о короле Артуре и быта, плоти той давней реальности, что породила легенды! Если сегодня именовать это вторым сортом, то что же может удостоиться чести быть первым? Неудивительна поэтому любовь фестивалей к кинематогафиям молодых, развивающихся стран. В фильмах, пришедших оттуда, есть некая наивность, ощущение того, что режиссеры, взявшие в руки камеру, как бы заново открывают не только мир, но и кино. В конкурсе фестиваля победила албанская лента "Тирана, год нулевой" - энергичная, кинематографически взвинченная история страны, судьба которой меняется на наших глазах. Картина совсем непохожа на элегически безысходные "Лозунги", уже прогремевшие в Канне и тоже, кстати, показанные в Салониках в особой балканской программе. И в этой непохожести - залог того, что успех двух албанских лент не случаен. Быть может, мы станем вскоре свидетелями нового "киночуда", подобного иранскому? Что же касается чувства национальной гордости, то оно вновь посетило меня на борту ТУ-154, улетавшего из Салоников. Самолет был до отказа заполнен соотечественниками, совершившими выгодные покупки в Греции. Они громко веселились, пили, говорили по мобильному во время снижения, а после приземления ринулись к выходу, не дожидаясь окончания движения лайнера. Попытки вразумить соседей, сказать им, что еще впереди очередь на паспортный контроль, а затем - утомительное ожидание багажа, успеха не имели. "Эй, народ! - раздалось с задних рядов. - Кто на Казанский вокзал?" - "Нам в Домодедово", - ответили с передних. "Вот люди! - размышлял я, стоя у пустой ленты багажного транспортера. - Привозят в Россию товары, помогают развивать рыночную экономику. Нужно ли им кино? До кино ли сейчас России?" Задав себе этот вопрос, я как-то сразу успокоился и, вновь обретя чувство национальной гордости, сел в 851-й автобус, идущий к метро "Речной вокзал". Также в рубрике:
|