Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 3 (7310) 17 - 23 января 2002г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияМастерам закон не писанВ России создан первый профсоюз кустарей С НАРОДНЫМИ ПРОМЫСЛАМИНаталья КОВАЛЕВА В конце года о проблемах малого бизнеса заговорили на самом высоком государственном уровне. В том смысле, что надо-таки его поддержать. Действительно, на долю малого бизнеса в разных странах приходится не менее 50 - 60 процентов трудоспособного населения, в России же 6 - 7 процентов. Как известно, страна у нас большая, и, когда решаются проблемы глобальные, обычно получается, что всех учесть невозможно, - о ком-то обязательно забудут, по странному стечению обстоятельств чаще всего забывают о тихих тружениках культуры. Вот так из поля зрения законодателей выпала целая категория граждан - людей, которые занимаются прикладным искусством в одиночку и потому не проходят по разделу "Народные художественные промыслы". Не проходят они и по ведомству "малый бизнес", да многие из них и не считают, что занимаются предпринимательством или ремесленничеством, уверены, что занимаются искусством. Создают свои произведения как художники, продают их, как предприниматели. Просто живут и работают. Работают - хорошо. Живут - плохо. Художника обидит всякийВ Межвузовском выставочном центре Нижнего Новгорода прошла выставка-продажа "Галерея ремесел". Изобилие и разнообразие представленного в экспозиции (равно как и цена) удивляет; качество работ, тщательность отделки всех этих резных ложек, свистулек, лоскутных одеял поразительно. Но... Художник, мастер-резчик по дереву Игорь Фролов, с горечью рассказывает: "В силу пресловутых "сложившихся обстоятельств" большинство людей, индивидуально занимающихся творчеством, находятся на грани выживания. В Нижегородской области практически отсутствуют сбалансированная инфраструктура и законодательная база, обеспечивающие их благосостояние... Парадоксально, но в области действует немалое количество государственных образовательных учреждений, выпускающих специалистов в сфере культуры; но выпускают их практически в социальный вакуум, где, занимаясь избранной профессией, строить свое благосостояние нереально... А ведь художник - независимо от обстоятельств - не может не заниматься творчеством. Творчеством, которое не востребовано, не оплачивается, не поощряется. Наверняка на центральной улице города (и многих других городов, кстати) вам нередко приходилось видеть художников, которые предлагают купить у них их "вещи". Поймите, не от хорошей жизни эти люди выходят на улицу, простужаясь и срывая голос, порой обмораживая себе руки, которыми пишут картины. Лицемерное утверждение, что, дескать, "сытый художник - плохой художник", возмутительно. Но удобно для тех, кто должен бы, но не желает заботиться о людях, занимающихся культурой. Конечно, всем сейчас непросто, но улучшение ситуации, причем значительное, вполне реально, считают нижегородские мастера. Например, создание специализированных магазинов-салонов, принимающих на реализацию авторские работы без ограничения жанров, и информационно-консультативных центров на базе государственных и общественных учреждений". Но пока суд да дело, мастера решили отстаивать свои профессиональные интересы. Причем старым, проверенным способом: создали профсоюз мастеров ДПИ. Чем же будет заниматься такое "братство по профессиональному признаку", как отстаивать и защищать свои права? В общем-то сложно представить себе свободного художника (а большинство мастеров, вошедших в профсоюз, таковыми и являются), объявившего забастовку. Но художник не свободен от коммунальных платежей, расходов на транспорт, да и других жертв на право заниматься искусством требуется немало. "Сейчас как никогда стало важным наличие у людей общественного корпоративного сознания, позволяющего вместе, сообща, решать то, что трудно одному", - говорит Игорь Фролов, инициатор создания профсоюза. Любопытно, что это первый в России подобный профсоюз. И в Нижнем он, видимо, возник неслучайно. Ведь именно на территории области есть столько художественных промыслов, прославивших край на весь мир. Сам придумал - сам и выкарабкивайсяВ Советском Союзе "малого бизнеса" и "ремесленничества", как известно, не существовало, но отрасли народного хозяйства были четко структурированы. Так что по экономическим параметрам и механизмам управления традиционными отраслями малого бизнеса можно было с легкостью назвать бытовое обслуживание населения, местную промышленность, промкооперацию, народные промыслы, производство высокохудожественных изделий и некоторые другие. Фактически все они оказались разрушенными в период реформ. Указ Президента о коммерциализации ликвидировал около 70 процентов ремесленных предприятий народных промыслов, бытового обслуживания и местной промышленности. Приватизация предприятий местной промышленности таким же образом ликвидировала множество ремесленных предприятий, выпускающих изделия из металла, дерева и других материалов, включая изделия художественных промыслов. Лишь в конце 1990-х годов был принят Федеральный закон "О народных художественных промыслах". В регионах стали появляться ремесленные палаты, задачей которых было помочь предпринимателям наладить те или иные виды ремесленной деятельности, осуществлять их защиту, создавать необходимые нормативные документы. Стали разрабатываться свои законы на местах. Тем не менее закон, предусматривающий некоторые льготы для народных промыслов (по налогам и тарифам на продукцию, например), совершенно не учитывает людей, занимающихся прикладным искусством в одиночку. Светлана Горушкина, заведующая отделом регионального и межнационального сотрудничества Государственного российского дома народного творчества, прокомментировал ситуацию так: "Закон регулирует, как это видно из названия, деятельность промыслов, то есть деятельность на основе коллективного освоения традиций. За бортом остаются мастера и их объединения, которые разрабатывают новые технологии и новые темы в прикладных видах творчества. Они могут получить государственную поддержку, только если их изделия есть в перечне изделий "признанного художественного достоинства". Но ведь вы понимаете, как сложно это сделать! Есть, например, традиция по бересте. Она сегодня развилась необыкновенно. И включить это в какие-то рамки очень трудно. А если человек создал что-то новое и никто еще не может определить его художественного достоинства? Это вовсе не говорит о том, что изделие плохое. Но у нас происходит именно так: сам придумал - сам и выкарабкивайся". Конечно, здесь нет какого-то злого умысла. Народно-художественные промыслы государство сегодня все-таки поддерживает. Им даются субсидии на электроэнергию, на покупку материалов. А вот с мастерами беда: самому за свои деньги приходится покупать сырье, тратить свой свет и так далее. Законодателям, видимо, просто неизвестны все аспекты деятельности в этой сфере: чтобы получить субсидию или налоговую льготу в комиссии Минпромнауки, надо подобрать массу документов и непременно доказывать, что твои изделия "установленного художественного достоинства". Пограничная профессияВ некоторых регионах принимают свои законы о поддержке мастеров. Например, в Белгородской области народному мастеру выплачивается довольно приличная ежемесячная зарплата. В Ивановской области сложилась стройная система создания домов ремесел, где народный мастер не только может творить, но и востребован как специалист, имеющий возможность передать свой навык детям. Новые программы развития направлений промыслов выставляются на конкурс, и победитель получает вознаграждение или повышение зарплаты. Более того, ивановским мастерам и их ученикам выделяются целевые средства на закупку сырья и материалов. Закон Брянской области о народных промыслах предусматривает предоставление мастерам бюджетных ссуд, определяет порядок пополнения реестра изделий. В этом законе, единственном, пожалуй, рассмотрена также финансовая поддержка деятельности учреждений и мастеров за счет средств и областного фонда поддержки малого предпринимательства. И все-таки причислить мастеров к категории малого бизнеса сложно. "Если мастер хочет заняться бизнесом, - говорит Светлана Горушкина, - он обязательно должен быть зарегистрирован как частный предприниматель. Но он ведь может просто отнести свои изделия и продать, как, скажем, огурцы со своей грядки. У него же не промышленное производство, не поток. А как вы думаете, сколько куколок может сделать мастерица или вышить дорожек? В этом и разница между промыслом, где есть технологический процесс и разделение труда, и мастером, который делает все один - от начала до конца". Конечно, несправедливо, что мастер не имеет ни одной из тех льгот, которые для промыслов закреплены федеральным законом. И существующая законодательная база на местном уровне не может решить всех проблем. Впрочем, не только экономические вопросы необходимо решать. Уже очень давно не переиздавался перечень того, что относится к предметам установленного художественного образца по кости, по бересте, по другим материалам. Нужна мастерам и возможность обмена информацией. Именно эти вопросы пытается решить Народный дом творчества. Акции "Гончары России", "Лоскутная мозаика России", "Вышитая картина", которая проходит сейчас на Поклонной горе, собрали огромное число мастеров. Все это востребовано, поэтому проблемы надо решать законодательно. По сути дела, от правительства требуется немного - создать условия для самоорганизации людей, многие из которых оказались сегодня за чертой бедности, дать им возможность достойно зарабатывать, используя свой труд. Также в рубрике:
|