Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 4 (7311) 24 - 30 января 2002г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

Первая полоса

"Триумф" играет и выигрывает

Московская публика искупала Зубина Мету в овациях

Анна ВЕТХОВА
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


З.Мета

Знаменитый маэстро прилетел в Москву в пятый раз, но именно нынешний его визит навсегда останется в анналах нашей истории. Именно он и его Израильский филармонический оркестр, худруком которого Мета избран пожизненно, открыли своим выступлением в Большом зале консерватории фестиваль искусств, приуроченный к 10-летию престижной российской премии "Триумф".

Маэстро слывет космополитом: с графиком его перелетов и списком музыкальных коллективов, с которыми ему доводилось работать, иной характеристики и не дашь. Да и можно ли сохранить абсолютную привязанность к родине по-европейски мыслящему индусу, давно уже ставшему мировой звездой первой величины, да еще и в таком искусстве, как классическая музыка? Можно было бы назвать Израиль его второй родиной, потому что именно с выступления с Израильским филармоническим оркестром, которое состоялось 40 лет назад, и началось триумфальное восхождение Меты на музыкальный олимп, именно там, в Израиле, он родился как дирижер. Но, несмотря на свою многолетнюю связь с этим оркестром, на преданность и верность ИФО, Мета никогда не был привязан только к нему. И речь не о разовых, пусть даже и регулярных выступлениях по всему миру, что характерно для карьеры любого маэстро его ранга, а о продолжительных контактах, о значительной работе, которую он проводил и с Монреальским симфоническим оркестром (1961- 1967), и с Лос-Анджелесским филармоническим (1962 - 1977), и с оркестром Нью-Йоркской филармонии (1978 - 1991), занимая пост художественного руководителя этих знаменитых коллективов. Сегодня он столь же предан Баварской государственной опере (Мюнхен), являясь ее музикдиректором с 1998 года. А с Израильской филармонией встречается всего три раза в сезон, так что нынешний первый совместный визит музыкантов в Москву - событие особенное, за что отдельное спасибо и "Триумфу", и артистическому агентству "Краутерконцерт", взявшему на себя нелегкое бремя организаторов акции.

Было бы обидно, если бы маэстро не нашел времени на встречу с журналистами. Но он оказался открытым к общению и охотно отвечал на вопросы любого, даже политического характера. Естественно, мы пожелали узнать, как худрук Израильского оркестра относится к творчеству Вагнера, музыка которого вызывает во многих израильтянах резкое неприятие. Маэстро ответил, что Вагнера любит и даже пытался исполнять его сочинения в Израиле лет двадцать назад, но его инициатива, как и недавний аналогичный опыт Даниэля Баренбойма, мягко говоря, успехом не увенчалась. "Израильская интеллигенция считает, что страна еще не готова слушать Вагнера, - сказал Мета. - Причина в том, что живы еще многие из узников концлагерей, где, как вы знаете, насильно заставляли слушать произведения любимого композитора нацистов. Что же касается меня лично, то сейчас я планирую несколько вагнеровских постановок в Мюнхене". Политическую тему, касающуюся уже Австрии, дополнил вопрос о резком заявлении Меты, сделанном после того, как одна из коалиций австрийского правительства подняла вопрос о депортации эмигрантов из страны. "Действительно, я сказал, что, если депортация коснется хоть одной индийской семьи, никогда не буду выступать в Австрии. К счастью, этого пока не произошло, и мне не пришлось лишать себя удовольствия работать в этой стране".

Будучи в жизни человеком широких взглядов, в искусстве Мета никогда не слыл всеядным. Его музыка - это в первую очередь произведения композиторов-романтиков, не случайно он считается одним из лучших интерпретаторов симфоний Брукнера и Малера, хотя, конечно, исполняемый им репертуар не исчерпывается рубежом XIX - XX веков, а точкой отсчета является Бах. Что же касается музыки, создаваемой сегодня, то в этом отношении маэстро не выказывает особой заинтересованности: из русских композиторов "самым молодым", как он выразился, считает Шнитке. С русской музыкой, к слову сказать, связан и один из ближайших проектов Баварской оперы, а именно: в следующем сезоне там планируют поставить "Бориса Годунова", пригласив для этого режиссера из России - знаменитого своими оперными опытами Льва Додина.

Москва стала для Израильского филармонического и Зубина Меты очередной точкой на линии их совместного мирового турне. Сюда они приехали из Штатов, после выступления в Карнеги-холле. Там, по словам Меты, они играли Первую симфонию Малера, которую привезли и к нам. Ее, между прочим, ИФО и Мета записали в 1987 году для EMI, а в 97-м эта запись вышла повторно в серии "Red line". Жаль, но блеснуть оркестру и маэстро с этой партитурой нынче не удалось. Симфония звучала во втором отделении, и возникло ощущение, что запас эмоциональных сил у музыкантов исчерпан. Было довольно много проблем со строем (в частности, неожиданно низко звучали литавры), и столь же неожиданными показались откровенные киксы у меди, до того игравшей красивым звуком и безупречно чисто. Да и с точки зрения интерпретации это исполнение симфонии было явно не тем, по которому запомнился бы Малер Зубина Меты.

То, на что оркестр способен, ярко проявилось в самом начале концерта, когда музыканты заиграли шубертовскую "Розамунду": здесь были настоящее качество строя, прекрасный звук, особенно у струнных (возникла мысль не только о русской школе, которую прошли многие из участников оркестра, но и о качестве инструментов, на которых они играют), и очень убедительная, стильная интерпретация. Ровно такое же впечатление оркестр произвел уже после Малера, когда Мета решился на бисы. Вальс из "Спящей красавицы" - реверанс в сторону русской музыки, без которой, как обмолвился Мета на пресс-конференции, он - никуда, и полька Штрауса - легкий игристый финал концерта, ненавязчивое воспоминание о диске штраусовских миниатюр, который маэстро в свое время записал с Венской филармонией. Но, пожалуй, самым интригующим на этом вечере было первое совместное выступление Израильского оркестра и Меты с Михаилом Плетневым. Играли знаменитый Пятый концерт Бетховена ("Император"). Получилось любопытное сочетание весьма темпераментных израильтян и неистово темпераментного Меты, которые представили оркестровую партию со всей пышностью оркестровых красок, и абсолютно четкого, выверенного, сверкающего ледяным блеском рояля, за которым был виртуоз, музыкант с безупречным вкусом и чувством стиля. Контраст не шокировал, не входил в противоречие с партитурой, и можно сказать, что данный альянс представил бетховенского "Императора" со всем арсеналом качеств и свойств, присущих этому роскошному концерту. Публика неистовствовала. Впрочем, благодарные за визит московские слушатели искупали в овациях Мету даже после неудачного Малера. Стоит ли говорить, каким триумфатором и властелином душ покидал маэстро сцену БЗК после подаренных публике бисов. И каким бы критичным ни был взгляд на промахи маэстро и оркестра, ошибки королей остаются ошибками королей, да и победителей, как известно, не судят.

Также в рубрике:

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;