Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 4 (7311) 24 - 30 января 2002г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраМане в карманеСерия "Открытие". "Астрель". М., 2001 КНИГИАнастасия АНТОНОВА Серия "Открытие" - сладкая греза, сбывшаяся мечта студента-искусствоведа, волшебный фонарь, чудесное произведение хитроумных французов. Уже много лет солидное французское издательство "Галимар" выпускает серию книг по искусству "карманного" формата - "Открытие". До сего момента их можно было увидеть только во Французском культурном центре в Иностранке, но в последние дни старого года благодаря издательству "Астрель" книги стали доступны и русскоязычным читателям. Узнаваемые признаки серии: небольшой, любимый европейцами "карманный" формат, максимум иллюстративного материала и структурированный, емкий текст. Первыми появились звучные монографии: "Бриллианты", "Архитектурный Ренессанс", "Леонардо да Винчи", "Мане", "Сезанн", "Матисс", "Гоген", "Веласкес" - обычный "джентльменский" набор любого книжного магазина. Невольно возникает вопрос: а испытывает ли сегодня московский книжный рынок потребность в новой серии, пусть даже недорогой и со вкусом оформленной? Ведь последние несколько лет прилавки буквально захлестнула волна всевозможных энциклопедий, монографий и альбомов по искусству. Правда, зачастую издания подобного рода грешат либо недостатками оформления и излишней непритязательностью текста, либо гигантскими размерами. Попадая по жанру в одну потребительскую категорию с энциклопедиями, популярными монографиями и небольшими альбомами, книги серии "Открытие" оказываются фактически вне конкуренции. Их создателям удалось преуспеть в том, в чем большинство аналогов обнаруживают слабость и недоработки. К работе над серией были привлечены ведущие европейские специалисты - историки искусства. О Веласкесе, например, пишет почетный главный хранитель Лувра Жанин Батикль, посвятившая всю жизнь изучению творчества испанского мастера, о Гогене - Франсуаза Кашен, директор музея Орсэ, выпустившая не одну книгу о художнике. Книги не просто много и качественно иллюстрированы. Авторам и редакторам удалось превратить картинки и подписи к ним в дополнительный, параллельный тексту рассказ. Так, в главе о путешествии Веласкеса в Италию появляется картина с изображением палаццо Винья, служившего когда-то домом семье Медичи и особенно привлекательного для художника из-за хранящегося в нем художественного собрания. Текст разделен на главы и подглавки, что существенно облегчает восприятие большого количества информации и позволяет пользоваться книгой как справочником, легко находя нужный материал. Стоит ли говорить, что любая из изданных книг обладает собственной драматургией и не только читается на одном дыхании, но и выдерживает многократные возвращения своего любознательного владельца? Материал расположен по хронологии, от главы к главе читатель продвигается по биографии художников, истории развития ренессансной архитектуры или процессу завоевания бриллиантами мирового господства. Последняя часть каждой книги серии неизменно посвящена "Свидетельствам и документам". Так, в книге о Сезанне среди отрывков можно найти воспоминания о художнике, оставленные Ж. Руо, М. Вламинком и М. Дени, заполненную Сезанном анкету и подробные описания горы Сент-Виктуар, сделанные на протяжении ХХ века. В книге о Гогене особый интерес вызовут отрывки из его рукописи 1894 года "Ноа Ноа", здесь же можно прочитать его интервью парижской газете, которое он дал перед тем, как покинуть Францию. Итак, перед нами чрезвычайно удачный сплав легко написанных научных трудов и альбомов по искусству, сочетающий в себе просвещение с занятностью, серьезное с забавным. Остается только надеяться, что выпуск книг не будет приостановлен и на русском языке вскоре появятся "История перспективы", "Рождение музеев", "Триумфальные арки", вышедшие в 1990-е годы во Франции. Также в рубрике:
|