Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 4 (7311) 24 - 30 января 2002г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Ученая прихоть

Венские классики на молоточковом фортепиано

Михаил ФИХТЕНГОЛЬЦ


На заре нового года в Москву пожаловал еще один музыкант, работающий на ниве аутентичной традиции, - в Бетховенском зале Большого театра в рамках недавно появившегося камерного абонемента выступил американский пианист и музыковед Малколм Билсон. Подобная многопрофильность - когда один человек владеет сразу несколькими профессиями - в кругах людей, играющих старинную музыку, давно стала обыденным фактом. Билсон делит свою жизнь между концертной эстрадой, библиотекой и профессорской кафедрой: даже в Москве, где ему было предложено выступить лишь в одной ипостаси, он не удержался и дал мастер-класс в консерватории. Переместившись в Большой театр, он продолжил просветительскую деятельность - только уже за инструментом: демонстрировал аудитории, как надо играть венских классиков.

Знакомая тройка авторов (Гайдн, Моцарт, Бетховен) и примкнувший к ним Карл Филипп Эмануэль Бах разительно отличались от тех персон, с которыми нам довелось познакомиться раньше. Главной причиной столь внезапной метаморфозы стал, конечно, инструмент - не привычный глазу лаковый рояль, а непритязательное молоточковое фортепиано, обладающее негромким стеклянным звуком и уютным комнатным обаянием - даже небольшой Бетховенский зал оно не наполняло полностью. Озвученные на нем венцы резко уменьшаются в размерах: громовержец Бетховен спускается со своего Олимпа, становясь простым смертным, что уж говорить о Гайдне с Моцартом - те просто маленькие дети. Преодолеть инерцию восприятия оказалось нелегко - то, что раньше звучало во всю мощь (Четвертая соната Бетховена), теперь трактуется вполголоса, но в то же время появляется возможность разглядеть мельчайшие детали.

Но с деталями же никак не получается: в порыве вдохновения Билсону свойственно спотыкаться и случайно задевать не те ноты, из-за чего портится вся прелестная картинка. Соль-мажорная соната Моцарта, изысканный экземпляр Hausmusik, нежно любимый учениками ДМШ, обрела много отнюдь не аутентичных звуков. Пестрым и эклектичным, словно лоскутное одеяло, выглядело рондо "гамбургского" Баха: конечно, эта характерная пьеса далека от классических стандартов и сплошь испещрена необычными и неожиданными паузами, но ведь не они должны становиться главным элементом формы. Лучше всего вышли семь багателей Бетховена в первом отделении - прелестные миниатюры, не требующие ни особого масштаба, ни виртуозной закалки. Билсон прослаивал чудесными оттенками пиано - в молоточковом нутре инструмента оказалось достаточно теплоты и нежности, которые до этого (да и после) не давали о себе знать.

Честно говоря, когда речь заходит об интерпретации ученого, досконально знающего текст и контекст, ожидаешь столкнуться с фактами, "которые, как известно, вещь упрямая". Факт, пусть и в таком абстрактном искусстве, как музыка, должен убеждать. То, что продемонстрировал Билсон, довольно-таки часто вызывает если не сомнение, то уже точно недоумение. И дело не в фальшивых нотах и даже не в молоточковом фортепиано. Стремление к подлинности и объективности всегда грозит обернуться отсутствием индивидуального отношения и безжизненностью. Когда ученая прихоть подменяет собою живое отношение исполнителя - это, право, лишает музыку жизни и превращает в музейный экспонат, столь красивый, сколь и бесполезный.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;