Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 9 (7266) 8 - 14 марта 2001г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СобытиеОн отразился в нем, как в зеркалеГригорович показал свой вариант "Лебединого озера" МУЗЫКАВиолетта МАЙНИЕЦЕ
Наконец-то традиционное "Лебединое озеро" в редакции Юрия Григоровича вновь вернулось на сцену Большого. С ивановскими лебедями, па де де Одиллии и Принца, танцами Горского. Их ждали подобно манне небесной. И что бы ни писали и ни думали на этот счет уважаемые коллеги, только наша классика востребована во всем мире. И почти никак - современные постановки. Их удел - "домашние радости" в стенах Мариинки или Большого. Крупным импресарио их лучше не предлагать. Наличие же на афише традиционного "Лебединого озера" - надежный капитал. Без него не обойтись. Вот уже многие десятилетия этот балет собирает полный зал и в Москве, и в Нью-Йорке. Новая постановка Юрия Григоровича, конечно же, мало чем отличается от предшествующей, созданной еще в 1969 году. Незначительные нововведения не очень-то заметны. Некоторые из описанных в либретто идей даже не воплощены. Вполне естественно, что по прошествии времени балетмейстер захотел переосмыслить концепцию балета. И прежде всего роль темных сил. Когда-то в старых редакциях "Лебединого озера" их олицетворял собой сказочный волшебник Ротбарт в облике хищной птицы. Принц в рукопашной схватке весьма наглядно побеждал это зло. В 1969 году Григорович вместе с Симоном Вирсаладзе, соавтором всех своих спектаклей, превратил его в двойника Принца. Тогда-то и белый, и черный лебеди стали фантомами его раздвоенного сознания. А сам балет - неким "пейзажем души" утонченного романтика, который, поддавшись соблазнам ада, загубил белого лебедя - символ мистических небесных сил и - заодно - собственной души. "Лебединое озеро" для Григоровича - роковой балет. Сейчас для него, судя по либретто, Злой гений олицетворяет Судьбу, указывающую Принцу на дорогу света и дорогу тьмы (в спектакле появились соответствующие мизансцены). Герой, как в драмах экзистенциалистов, сам должен выбрать свой путь. Но эта концепция, увы, осталась на бумаге. Для ее осуществления пришлось бы основательно переработать весь балет, на что Григорович не пошел. Весьма активен в спектакле его теперешний гений Зла. Скорее Дьявол, чем безучастная и безликая Судьба. Балетмейстер в основном сохранил прежний хореографический текст. Заново сочинены лишь некоторые сольные фрагменты да мизерный "дуэт" Принца и Злого гения, у которых появились неуклюжие на вид поддержки. Словом, в этой "злодейской" партии теперь можно обнаружить все что угодно - и па Ротбарта, и Злого гения-двойника, и даже "поступь судьбы". Разобраться в этом художественном конгломерате невозможно: все "свалено" в кучу. Каждый из исполнителей действует на свой страх и риск... Более традиционен монолитный, фактурный, но весьма незлой гений Дмитрия Белоголовцева, мощно станцевавшего эту партию. Зато экзотичный "театр одного актера" предложил тут Николай Цискаридзе. Он и демон, и двойник, и хищник с когтями и бесшумным полетом, и закручивающий всех черный смерч. Его исполнение оставляет яркое впечатление. Да только все усилия пропадают даром. Ему тут разрушать нечего: когда Принца танцует А.Уваров, а Одетту А.Волочкова, любви нет и в помине. Каждый из них занят только собой. Умнее было бы при таком раскладе творческую энергию Цискаридзе использовать в мирных целях. Скажем, назначить его на партию Принца - пусть себе трудится над концепцией спектакля, на что ему даны и эмоциональность, и голова, и тонкая душа. Но Григорович решил иначе. Многих ошеломил выбор на центральную партию Анастасии Волочковой. Окончательно же обескуражило прозвучавшее с телеэкрана заявление балетмейстера, что Волочкова - прима-балерина и звезда мирового уровня. Вот уж чего не знала! Два сезона она весьма посредственно протанцевала в Большом, где высшими ее достижениями стали Фея Сирени в "Спящей красавице" да Повелительница дриад в "Дон Кихоте". В Большом контракт с Волочковой не возобновили по чисто художественным причинам. Имея несомненный талант для работы в средствах массовой информации, балерина тут же от души "приложила" приютивший ее театр. Потом давала сольные концерты, в которых преобладали современные номера. Гастролировала по периферии. В прошлом году станцевала Фею Карабос и, кажется, Фею Сирени в "Спящей красавице" Английского Национального балета. Вот послужной список примы да ее "мировой уровень"... Григорович всегда ценил прекрасных балерин и тонких актрис - Аллу Шелест, Майю Плисецкую, Аллу Осипенко, Ирину Колпакову, Наталию Бессмертнову. При чем тут фотомодельная Волочкова? Странным показалось "Лебединое озеро" с ее участием. Порочной была не только ее Одиллия, но и Одетта. Притом ее черное "монструозное начало" было тщательно задрапировано лебедиными позами, имитацией бессмертновских кистей, рук Плисецкой. Красивая, статная, холодная и самодостаточная в каждом па, она любовалась только собой. Принц был ей нужен разве что в качестве опоры да фона, о его существовании она напрочь позабыла по окончании спектакля, когда, оставив Уварова в кулисе, в одиночку гордо вышла на поклоны. К такому "сюрпризу" в поведении "прима-балерины" не был готов даже Григорович. Я лично подобное видела впервые... Касательно техники Волочковой - она, конечно же, значительно окрепла, особенно вращение. Но ее немузыкальный танец лишен какой-либо кантилены. У нее нет прыжка, тяжелые ноги, корявое по форме фуэте. Ее успех - из области "рекламных трюков". Рядом с ней носителем чистого, чуть отстраненного, но благородного классического идеала показался весьма созерцательный Принц Андрея Уварова. Высокий и элегантный, он хорошо смотрелся на сцене, хотя затмить былых кумиров - Александра Богатырева и Александра Годунова - в этой партии ему не удалось. Зато прекрасно в дуэте смотрелись Галина Степаненко и Сергей Филин, с огромным артистическим достоинством станцевавшие вторую премьеру. Их "земному дарованию", конечно же, ближе сцена бала, где непревзойденная московская виртуозка Степаненко неспешно и мягко исполнила сложнейшие пассажи танца Одиллии. Великолепными были ее спокойные и уверенные головоломные фуэте. Да и в партии белого лебедя она как зрелый мастер интеллигентно выявила мельчайшие детали танцевального текста, особенно в адажио. Красив и обаятелен ее Принц - Сергей Филин. У него мягкие манеры, чуткие руки в дуэтах. С женским кордебалетом хорошо поработала репетитор Регина Никифорова - все танцевали без особого вдохновения, но в унисон. Точно и аккуратно, соблюдая особенности хореографического рисунка, положения рук, ног, головы. Хуже дело обстояло с маленькими и большими лебедями, которые сильно подвели на первом спектакле (правда, на втором "собрались"). Прекрасно показались в "Лебедином озере" некоторые солистки театра. Непривычно элегантно на этот раз смотрелась Мария Аллаш в партиях Венгерской невесты и одной из сверстниц в па де труа первой картины. Как всегда, прыжками поражала Мария Александрова - Испанская невеста. Но она лишена того шарма, который был у лучшей исполнительницы партии Татьяны Бессмертновой. Неизменно улыбчива Итальянская невеста - Анастасия Яценко. А Светлана Уварова в русской вариации показалась намного привлекательнее, чем вяло танцевавшая ее миловидная Светлана Лунькина. В целом же деми-характерные вариации невест выглядели весьма однообразными. И прежде всего благодаря оркестру, темпы которого вообще убаюкивали. Конечно, важно "пропеть" каждый пассаж. Но у эмоциональнейшего Чайковского своя тончайшая драматургия с трагическими нарастаниями и спадами. А оркестр под руководством Павла Сорокина способен разве что убыстрять или замедлять темпы, играть тише или громче. Что же поражаться, что порой спектакль кажется затянутым и скучным? Григорович вернул в спектакль трагический финал, пока что решенный весьма приблизительно. Одетта погибает в руках Злого гения, который кладет ее на землю, сам возвышаясь над ней. Это происходит за изысканным гербовым занавесом-языком с абрисами черного и белого лебедей, который наряду с декорациями и костюмами создал великий художник балетного театра ХХ века С.Вирсаладзе. Медленно гаснет свет. Нет ни апофеоза, ни просветления. "Лебединое озеро" Юрия Григоровича - о бесконечном одиночестве героя, сродни одиночеству принца Альберта из "Жизели". Но тот получает прощение. И, обогащенный духовным опытом, может начать новую жизнь. А Зигфриду идти некуда - вокруг него бесконечная тьма. Думаю, в столь минорном видении финала много личного, ведь Григорович всегда был и остается крупнейшим балетмейстером-романтиком своего поколения. Также в рубрике:
|