Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 10 (7317) 7 - 13 марта 2002г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Событие

Остров святой Жозефины

"Корсиканка" Иржи Губача в Малом

ТЕАТР

Ирина АЛПАТОВА
Фото Анатолия ХРУПОВА


Сцена из спектакля

Современная сцена подчас утомляет обилием "маленьких людей", героев с приставкой "анти". И потому, если намечается перспектива узреть на подмостках самого Наполеона, пусть даже периода Святой Елены, то это само по себе любопытно.

Режиссеры, ставящие в Малом, испокон веку привыкли "умирать в актерах". "Корсиканка", срежиссированная столичным дебютантом, но хорошо известным в Йошкар-Оле мастером Владиславом Константиновым, исключением не стала. Сама постановка культурна, грамотна, в меру традиционна и сочетает в себе моменты зрелищно-игровые (песни, пляски, комические "выходы") и приглушенно-психологические. А верховодят, естественно, сами актеры.

В отличие от В.Константинова имя чешского драматурга Иржи Губача для Малого театра не ново. Когда-то здесь шла его грустная комедия "Незрелая малина", где солировали знаменитые "старики". "Корсиканка" столь же сентиментальна, этакая комедия с секретом, с двойным дном, где ирония и фарс мирно уживаются с мотивами серьезными и лиричными. Каково ему, знаменитому венценосцу и завоевателю, там, на затерянном островке? О чем думается, что вспоминается? Что он ест, в конце концов, в каких камзолах ходит, с кем делит свое вынужденное одиночество?

Что и говорить, Наполеону - Валерию Баринову здесь несладко. Деревянная хибарка отнюдь не напоминает дворец (сценография Александра Глазунова), сапоги жмут, сюртук тесен. Повсюду гнездятся смешные бутафорские куры, готовые по хлопку в ладоши снести яйцо. Генералы-соратники, Бертран - Борис Клюев и Гурго - Виталий Коняев, воюют с крысами и козами, устраивая настоящие баталии из-за пары-тройки яиц. В перерывах сочиняют мемуары, растаскивая на цитаты походя брошенные Наполеоном фразы. Сам же Бонапарт - Баринов вызывает не насмешку, но сочувствие. Даже когда по привычке принимает хрестоматийно-картинные позы, известные всем и каждому по старинным картинам. Здесь эту красоту способны оценить разве что чайки. Великий практик превратился в зрителя неприглядного действа финала собственной судьбы - откинувшись на спинку стула, едва не плачет от тоски и отвращения, наблюдая очередную генеральскую "баталию". Потом тяжело плюхнется на колени, чтобы самому собрать растреклятые яйца.

И вот тут-то явится она, Жозефина - Евгения Глушенко. Нет-нет, вовсе не та знаменитая Богарнэ, давным-давно императором оставленная. Да и имя-то у нее вымышленное - так муж прозвал в честь той, первой. Впрочем, и сыновья у нее "Наполеоны" - все четверо, названные именем былого властителя. Корсиканка-простолюдинка, кухарка из Парижской богадельни, рискнувшая доплыть до Святой Елены за мифическим "долгом" Наполеона погибшему мужу. Крепко сбитая, пышнотелая, здоровая - сама себя именует "представителем парижского люда". Он таких женщин и не встречал никогда, она императора - тоже. Потому и не в силах признать в усталом и немолодом человеке "самого" - хохочет от души и, фамильярно хлопнув по плечу, приказывает: позови, "старикан", настоящего Наполеона.

Но все недоразумения быстро разрешатся. Быть может, потому, что именно рядом с этой Жозефиной - Глушенко Наполеон - Баринов и впрямь способен ощутить себя прежним. Причем юношески-прежним, ведь они земляки. И вот уже хором запевают корсиканские песни, пускаются в пляс, ударяются в воспоминания. Но разбитная "мадам генерал" в треуголке и фартуке провоцирует бывшего императора и на думы серьезные: о войне и мире, победах и бедах. Наполеон - Баринов сам себе задает вопросы непростые, сам себе на них отвечает. Себе и ей, как все тому же "представителю парижского люда".

Здесь много чего еще случится. Лихая "генеральша" заберет в свои руки бразды правления островом, погонит "соратников" доить коз и научит их корчить рожи, выставит на огороде в качестве пугала наполеоновский парадный мундир, достойно "срежет" англичан (эпизодические, но удивительно удачные, гротескно сыгранные Глебом Подгородинским и Виктором Дубровским роли), устроит праздник в честь давней наполеоновской коронации. И в конце концов вернется домой, изгнанная с острова за все эти проделки. Не взяв денег. Наполеон - Баринов останется, снова замрет в классической позе, грустно уставясь в морские просторы. Ему будет что вспоминать...

Также в рубрике:

ОПЕРА

ТЕАТР

ФЕСТИВАЛИ

ЮБИЛЕЙ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;