Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 10 (7317) 7 - 13 марта 2002г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СобытиеОстров святой Жозефины"Корсиканка" Иржи Губача в Малом ТЕАТРИрина АЛПАТОВА
Современная сцена подчас утомляет обилием "маленьких людей", героев с приставкой "анти". И потому, если намечается перспектива узреть на подмостках самого Наполеона, пусть даже периода Святой Елены, то это само по себе любопытно. Режиссеры, ставящие в Малом, испокон веку привыкли "умирать в актерах". "Корсиканка", срежиссированная столичным дебютантом, но хорошо известным в Йошкар-Оле мастером Владиславом Константиновым, исключением не стала. Сама постановка культурна, грамотна, в меру традиционна и сочетает в себе моменты зрелищно-игровые (песни, пляски, комические "выходы") и приглушенно-психологические. А верховодят, естественно, сами актеры. В отличие от В.Константинова имя чешского драматурга Иржи Губача для Малого театра не ново. Когда-то здесь шла его грустная комедия "Незрелая малина", где солировали знаменитые "старики". "Корсиканка" столь же сентиментальна, этакая комедия с секретом, с двойным дном, где ирония и фарс мирно уживаются с мотивами серьезными и лиричными. Каково ему, знаменитому венценосцу и завоевателю, там, на затерянном островке? О чем думается, что вспоминается? Что он ест, в конце концов, в каких камзолах ходит, с кем делит свое вынужденное одиночество? Что и говорить, Наполеону - Валерию Баринову здесь несладко. Деревянная хибарка отнюдь не напоминает дворец (сценография Александра Глазунова), сапоги жмут, сюртук тесен. Повсюду гнездятся смешные бутафорские куры, готовые по хлопку в ладоши снести яйцо. Генералы-соратники, Бертран - Борис Клюев и Гурго - Виталий Коняев, воюют с крысами и козами, устраивая настоящие баталии из-за пары-тройки яиц. В перерывах сочиняют мемуары, растаскивая на цитаты походя брошенные Наполеоном фразы. Сам же Бонапарт - Баринов вызывает не насмешку, но сочувствие. Даже когда по привычке принимает хрестоматийно-картинные позы, известные всем и каждому по старинным картинам. Здесь эту красоту способны оценить разве что чайки. Великий практик превратился в зрителя неприглядного действа финала собственной судьбы - откинувшись на спинку стула, едва не плачет от тоски и отвращения, наблюдая очередную генеральскую "баталию". Потом тяжело плюхнется на колени, чтобы самому собрать растреклятые яйца. И вот тут-то явится она, Жозефина - Евгения Глушенко. Нет-нет, вовсе не та знаменитая Богарнэ, давным-давно императором оставленная. Да и имя-то у нее вымышленное - так муж прозвал в честь той, первой. Впрочем, и сыновья у нее "Наполеоны" - все четверо, названные именем былого властителя. Корсиканка-простолюдинка, кухарка из Парижской богадельни, рискнувшая доплыть до Святой Елены за мифическим "долгом" Наполеона погибшему мужу. Крепко сбитая, пышнотелая, здоровая - сама себя именует "представителем парижского люда". Он таких женщин и не встречал никогда, она императора - тоже. Потому и не в силах признать в усталом и немолодом человеке "самого" - хохочет от души и, фамильярно хлопнув по плечу, приказывает: позови, "старикан", настоящего Наполеона. Но все недоразумения быстро разрешатся. Быть может, потому, что именно рядом с этой Жозефиной - Глушенко Наполеон - Баринов и впрямь способен ощутить себя прежним. Причем юношески-прежним, ведь они земляки. И вот уже хором запевают корсиканские песни, пускаются в пляс, ударяются в воспоминания. Но разбитная "мадам генерал" в треуголке и фартуке провоцирует бывшего императора и на думы серьезные: о войне и мире, победах и бедах. Наполеон - Баринов сам себе задает вопросы непростые, сам себе на них отвечает. Себе и ей, как все тому же "представителю парижского люда". Здесь много чего еще случится. Лихая "генеральша" заберет в свои руки бразды правления островом, погонит "соратников" доить коз и научит их корчить рожи, выставит на огороде в качестве пугала наполеоновский парадный мундир, достойно "срежет" англичан (эпизодические, но удивительно удачные, гротескно сыгранные Глебом Подгородинским и Виктором Дубровским роли), устроит праздник в честь давней наполеоновской коронации. И в конце концов вернется домой, изгнанная с острова за все эти проделки. Не взяв денег. Наполеон - Баринов останется, снова замрет в классической позе, грустно уставясь в морские просторы. Ему будет что вспоминать... Также в рубрике:
|