Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 15 (7322) 11 - 17 аперля 2002г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Традиции"А Русского платья отнюдь никому не носить..."300 лет назад национальный костюм объявили персоной нон грата Екатерина ЗОТОВА
К народному искусству мы долгое время относились приблизительно так же, как к роли Арины Родионовны в творчестве Пушкина: с утвержденным уважением, но без реального интереса. К концу ХХ века, когда мы десять лет прожили в открытом мире, этот интерес появился сам по себе: никем не санкционированный, никем не навязанный и никем не поддержанный, то есть искренний. В самых разных уголках страны есть люди, которые буквально реконструируют древние ремесла, вспоминают обычаи, возрождают традиции и вполне органично вводят их в контекст современной культурной жизни. Впрочем, в кои-то веки мы, кажется, не стали искать свой особый путь. Как и во многих развитых странах, мы стремимся жить по мировым стандартам, но не хотим забывать, кто мы, откуда вышли и почему такими получились. А память нации - это язык и традиции. Эта полоса о тех, кто эти традиции сохраняет... Почему в наш индустриальный век, когда прилавки магазинов завалены разнообразными вещами, люди продолжают заниматься рукоделием? Для одних это - возможность отдохнуть от повседневных хлопот, другие находят в нем способ самовыражения, а третьим оно помогает скоротать свободное время. И лишь у немногих увлечение со временем становится главным делом жизни. К таким людям относится и заслуженный деятель искусств России, руководитель творческой мастерской Александр Яковлевич КОЛЕСНИКОВ. В январе - феврале нынешнего года в подмосковном Серпухове прошла выставка "Традиционное русское ручное узорное ткачество и костюм Северной Руси допетровского времени", на которой показаны лучшие работы, созданные коллективом за тридцать лет. А до конца мая эта экспозиция представлена в Выставочном зале Подольска. Александр Колесников занимается ткачеством уже более полувека. Когда ему исполнилось 5 лет, прабабушки, бабушки и тетушки подарили на день рождения маленький ткацкий стан. В этой большой и дружной семье знали цену рукоделию: умение шить, вышивать, ткать, вязать, плести бисерные украшения позволило бывшим дворянкам, а позже - матерям, женам и сестрам "врагов народа", лишенным права на работу в госучреждениях, выжить и в 30-е годы, и в блокаду. Постепенно они передали все, что знали и умели, единственному оставшемуся в их роду "мужичку". А позже, в отрочестве, тетушки дважды брали его в экспедиции по Русскому Северу, где занимались сбором фольклора. Потом была служба на первой советской атомной подводной лодке, неоконченная учеба в Львовском высшем военном училище по специальности "военный журналист", увольнение в запас по болезни, непризнаваемая причина которой - облучение, полученное на лодке, годы лечения в госпиталях, работа в столичных музеях... Многое изменилось в его жизни, но интерес к ткачеству и русскому костюму остался. Оказавшись "на гражданке", он снова стал ездить в отпуск на Север, отыскивая последние свидетельства традиционной русской культуры. В одной из таких поездок в 1970 году и произошла история, в корне изменившая его жизнь. Колесников вспоминает: "Оказался я тогда в Рыбинском районе. Планировал в дальнюю деревню пройти, а непогода была, и я остановился там, где сумерки застали. В первую избу постучался - и меня приняли по-русски, хлебосольно. В разговоре выяснилось, что на другом конце деревни бабушка живет, которая одна на всю деревню еще умела ткать. Отвела меня гостеприимная хозяйка, оставила, с бабуленькой той мы поговорили, ласковая такая, добрая старушка. Стал я собираться обратно, а она фонарь засветила да и говорит: "Ты пойди, в огороде ягодки какие есть, хоть горсточку себе собери". Пошел я за этой горсточкой ягод, возвращаюсь... а когда уходил, дверь осталась приоткрытой, поэтому вернулся бесшумно. Бабуля все так же сидела за ткацким станом, вроде бы ткала половичок, но смотрю: половик у нее не увеличивается, а уменьшается... Постоял я так некоторое время, постоял и тихонько ушел из сеней. Потом постучал ногами по крыльцу, громко топая, прошел по коридорчику, вошел, покашляв, и спрашиваю: "Что это ты делаешь, аль не тот узор?" Она говорит: "Да узора-то никакого нет, просто соседки моей не стало, а она помогала мне навивать основу. Одна я навить не могу и не ткать не могу. Поэтому днем-то при людях я тку, а ночью разбираю...". Это так сильно за живое меня задело... Можно ли понять судьбу этой нашей, русской, северной Пенелопы? Та мужа ждала, а эта - чтобы люди добрые видели: пока жива она - живо ее ремесло... Именно там более тридцати лет назад понял я, что, возможно, один остаюсь, кто владеет всеми тонкостями ткацкого ремесла и многое о нем знаю". С тех пор ткачество и воссоздание русского костюма стало для Александра Колесникова смыслом жизни. В 70-м появились первые ученики-соратники, составившие костяк мастерской. На средства, доставшиеся в наследство от родственников, мастер заказывал и дарил успешно окончившим курс ткацкие станы и пряжу... Так совместными усилиями создавалась единственная в своем роде коллекция традиционных русских одежд. Необычен и сам принцип работы мастерской. В отличие от большинства любителей старины 60 - 70-х годов, за бесценок скупавших в отдаленных деревнях старинные иконы, прялки и полотенца, Колесников со товарищи ни из одной поездки ни одного лоскутка не вывезли. "Мы зарисовывали крой и узоры ткани, считали ниточки, проверяли крутку, количество сложений... - в общем, делали все, что нужно для понимания технологии изготовления вещи, так как пользоваться фотоаппаратом и магнитофоном люди традиционного образа жизни изначально мне не разрешили. Запрета этого мы никогда не нарушали", - рассказывает художник. Впрочем, пойти по такому пути мастера заставила не только любовь к рукоделию, но и трезвый расчет. Колесников убежден: "Для того, чтобы не только сегодня, но и через поколение можно было показать русский национальный костюм во всей его красе, надо уже сейчас заботиться о воссоздании тканей и одежды по той же технологии, по которой их творили изначально. Эти костюмы проживут еще двести лет, и через пять - десять поколений люди увидят русский сарафан не только на картинке, но и воочию". Дело в том, что самым "молодым" костюмам, хранящимся в музеях, уже около века. При грамотном хранении ткань из натуральной пряжи "живет" лет двести (конечно, если вещь не носят, не вешают на солнце, если она не отсыреет и не будет съедена молью). Но изготовление ткани - процесс долгий и трудоемкий, поэтому лишней одежды у крестьян не было. Значит, и этот недолгий срок неминуемо сокращается: сколько носится обиходная вещь, известно каждому... А еще Александр Колесников уверен: крой традиционного русского костюма обладает целительной силой. "К сожалению, нами почти утрачен смысл кроя и отделки народного костюма. Те знания гармонизировали семью, обогащали взаимоотношения в ней. Вспомните, как в одном из старых кинофильмов жена никак не могла сообщить бестолковому мужу, что у них будет ребенок. А в былые века женщина просто надевала сарафан в прямую клетку - и муж, вернувшись в тот вечер домой, понимал, что часть тяжелой домашней работы с этого дня нужно взять на себя... Другой пример. На просватанье, когда дочь не могла выйти из воли родительской, она надевала рубаху, узор которой говорил: "Родителю подчинюсь, а мужу подчиняться не буду!" И когда позже муж буйствовал - вся округа вставала на защиту жены, принародно узором одежды заявившей когда-то о своих правах. А молодуха, отправляясь в гости, надевала рубаху с особым узором на рукаве. По нему без единого слова окружающим понятно было, сколько деток в семье, сколько из них мальчиков и девочек..." История забвения национального костюма начинается с вполне конкретной даты - с указа Петра I № 1887, от 30 декабря 1701 года: "Боярам и Окольничим и Думным и Ближним людям и Стольникам и Стряпчим и Дворянам Московским и Дьякам и Жильцам и городовым Дворянам и детям Боярским и Гостям и приказным людям и драгунам и солдатам и стрельцам и черных слобод и всяких чинов людям Московским и городовым жителям, и которые помещиковы и вотчинниковы крестьяне приезжая, живут на Москве для промыслов... носить платье Немецкое верхне-Саксонское и Французское, а исподнее камзолы и штаны и сапоги и башмаки и шапки - Немецкие.. а Русского платья, и Черкасских кафтанов и тулупов и азямов и штанов и сапогов и башмаков и шапок отнюдь никому не носить... А буде кто с сего Его Великого Государя указу, станут носить платья штаны и сапоги и башмаки и шапки Русския и Черкасския кафтаны и азямы и тулупы, и с тех людей в воротах целовальникам имать пошлину, с пеших по 13 алтын по 2 деньги, с конных по 2 рубли с человека, и тем людям, за ослушание их, учинено будет жестокое наказание". Кажется, что у идеи возрождения русской одежды не может быть противников. Но, к сожалению, это не так. В конце 70-х годов на самом последнем этапе проваливается попытка создания в Москве Музея русского костюма, поддержанная академиком Дмитрием Лихачевым, - ее "зарубил" тогдашний первый секретарь МГК КПСС Виктор Гришин. А идея была замечательная: разместить под крышей русского терема не только экспозицию, но и мастерские народных ремесел, где каждый смог бы с помощью мастеров сотворить что-то своими руками, магазин изделий, сделанных по традиционной технологии, и даже горницу для совместных чаепитий... Другая эпоха, начало 90-х. Команда Колесникова выигрывает конкурс на право льготной аренды помещения (первого и последнего в ее истории). Однако не прошло и четырех лет из пяти оговоренных, как мастеров выживают из скромной мастерской окнами на МКАД, отключая безо всяких объяснений свет и горячую воду. С тех пор коллекция и материалы хранятся в случайных местах, где что-то гниет и бьется, а что-то порой попросту разворовывается... Но вернемся в Серпухов, тем более что посетители выставки и не догадываются о злоключениях мастера и его сподвижников. Уже на лестнице, ведущей в просторный светлый зал, они погружаются в праздничную атмосферу традиционных русских узоров, украшающих развешанные образцы тканей. Женщин, как магнитом, притягивают к себе ажурные прошивы на рукавах рубах. Они никак не могут поверить, что причудливые мережки не вышиты, а вытканы в холсте. Девочки подолгу стоят у витрины с тряпичными куклами, которые сделали их сверстницы. А мальчишки внимательно рассматривают старинные приспособления для обработки пряжи - чесалки, веретена, прялки, воробы для перемотки ниток... "Ничего себе работка!" - озадаченно бормочут они. И все восхищены тончайшими кружевами времен Павла I и головными уборами XVIII - начала XIX веков, сохраненными пращурами Колесникова. Особая гордость мастера - рисунок ткани XIII века, который восстановлен по обугленному клочку материи, найденному в Новгороде при раскопках. В инфракрасных лучах на нем проявились следы минерального красителя, по которым удалось "прочитать" причудливую вязь солярных знаков. Это наглядный пример огромной исследовательской работы, которая скрывается за каждым экспонатом. На выставке в Серпухове, по крайней мере, по выходным, немало посетителей. Идут целыми семьями, нередко с детьми. При мне привели группу ребят из местного приюта. А однажды в понедельник (день этот для зала выходной) на экскурсию попросились сразу 400 студентов городского юридического колледжа. И не отказали смотрители, вышли на работу. Осенью 2000 года Александру Яковлевичу присвоено звание заслуженного деятеля искусств России, а его соратникам Л.Н.Вавилову (1961 - 2001), Л.Н.Запылаевой, В.Е.Ивановой и С.И.Садовому - звания заслуженных художников России. Казалось бы, самое время сделать следующий шаг, помочь коллективу найти хотя бы скромное помещение. Пока не поздно... Также в рубрике:
|