Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 15 (7322) 11 - 17 аперля 2002г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СобытиеФарфоровые клоны и клоуныГарднеровские фигуры в МЦИ ВЫСТАВКАМатвей КУЗНЕЦОВ
В то, что важнейшим из искусств для нас сегодня является фарфор, не верилось до последнего момента. Момента, когда в галерее Марины Лошак с помпой и в присутствии высоких официальных лиц открылась выставка произведений фарфоровой пластики фабрики Гарднера, охватывающая период с конца XVIII века до начала века ХХ. Прибывший на вернисаж министр культуры Михаил Швыдкой клятвенно заверил присутствующих в том всемирно историческом значении, которое этот вид искусства имеет в современном мире, а специально посетивший Первопрестольную для участия в вышеназванном мероприятии директор крупнейшего в северной столице музея русского искусства Владимир Гусев рассказал о том несказанном счастье, которое он вместе со всем коллективом Русского музея испытал, получая в дар часть экспонатов выставки. "Как же так, - спросит читатель, - если после выставки весомая доля фигурок попадет в Русский музей, то в каких же музейных застенках эти шедевры томились до столь эпохального события?" И, задав его, будет прав, поскольку именно здесь и кроется основная интрига состоявшейся выставки.
Последовательно представляя развитие гарднеровской фарфоровой скульптуры XIX века, она на самом деле состоит из трех вполне самостоятельных частей: наиболее ранние произведения конца XVIII - первой трети XIX века принадлежат прославленному Музею керамики, расположенному в усадьбе Кусково; другая, весьма значительная, - музею АО "Фарфор Вербилок" - наследнику Дмитровского фарфорового завода, основанного в 1766 году Францем Гарднером. В основном это знаменитые гарднеровские бисквиты середины - второй половины XIX века, безусловной ценностью которых являются не только их сюжетное разнообразие и наличие авторских вещей, но и стопроцентная подлинность, что для произведений, давно ставших предметом самых жестоких подделок, приобретает особую актуальность. Третью часть представляет собой некая частная коллекция. Некая, поскольку ее происхождение не расшифровано ни в одном из сопровождающих выставку материалов: от пригласительного билета до приуроченного к открытию роскошно изданного альбома. Однако, как известно, все тайное когда-нибудь становится явным. Долго ждать не пришлось, и присутствующие на открытии гости смогли увидеть владельца этого собрания - г-на Смоленского. "Кто такой?" - спросит читатель. И, не узнав сразу своего старого знакомого, снова окажется прав. Человек непростой судьбы, г-н Смоленский успел побывать в своей жизни и председателем финансовой корпорации, и президентом банка, одного из тех, что во время кризиса 1998-го "скушал" деньги многих "дорогих" и не очень россиян, так что в формировании этой коллекции получается есть и наш скромный вклад. После этого г-н Смоленский побывал и в роли подследственного, но вот мы снова видим его в рядах финансовой элиты страны, щедро одарившим ее граждан новой фарфоровой коллекцией. Последняя складывалась довольно быстро и активно, подчиняясь несгибаемой воле своего центра притяжения. Нет, г-н Смоленский, конечно, не стал, памятуя о славе великих Морозовых, сам заниматься формированием своего собрания. Он пошел другим путем. Следуя довольно распространенному сегодня принципу создания частных художественных собраний, он разослал своих легатов по всему миру, и вот они, сплетя гигантскую паутину, сумели завлечь в нее не одну сотню произведений гарднеровской пластики, скупая ее везде, где только возможно, в том числе и за океаном, где, если говорить серьезно, на сегодняшний день существует, пожалуй, самый большой на Западе рынок русского фарфора. И вот коллекция перед нами. Не являясь большим любителем поздней гарднеровской пластики, скажу, что ее первым, главным и, пожалуй, единственным достоинством является объем и разнообразие. В частности, представленное здесь собрание фигур из знаменитой серии "Народы России", созданной на заводе Гарднера - Кузнецова в конце XIX - начале ХХ века, если и не самое полное, то одно из крупнейших среди отечественных музейных коллекций. Много и просто редких и интересных моделей, подавляющее большинство которых не вызывает сомнения в подлинности. Но дело не в том. Создание коллекции стало, по существу, первым публичным проявлением широко известной в узких кругах гарднеромании, охватившей в последние годы многих финансово успешных российских граждан: банкиров, чиновников, русских владельцев западных интернет-компаний и даже антикваров, которым, казалось бы, по долгу службы больше пристало этого самого "гарднера" продавать. Так нет, тоже собирают, покупают, цен не выдают. В общем - коллекционируют. Так что, как ни крути - Россия переживает сегодня первоначальное (для этого слоя людей) накопление "гарднера". Со всеми вытекающими, вполне классическими для подобной ситуации последствиями: собирают сразу много, желая повысить статус коллекции, придать ей налет старины, привлекают уважаемые государственные музеи, правда, в итоге не очень церемонятся с их авторскими правами, но это как раз вполне вписывается в программу "первоначального накопления", благо юристы у этих господ высококлассные. Что до самой экспозиции, то она как раз сделана традиционно и чинно. Иное дело, что ее творцам с блеском удалось "убить" в вещах их фарфоровую сущность, скрыв блеск глазури и благородство матовой белизны за зеленоватыми стеклами выстроенных в шеренги витрин, расположенных под прямым углом друг к другу. Купеческий стиль поздних бисквитов Гарднера остался явно безучастен к общению с геометрической лапидарностью выставочного оборудования, своей кристальной чистотой и прозрачностью то и дело создающего ситуации мини-перформансов, когда стоящие по сторонам витрины зрители, то отражаясь в стекле, то отбрасывая тень на фарфоровые фигурки, периодически могли видеть друг друга в неожиданных ракурсах, положениях и состояниях. В общем, "диалог в пространстве культуры" на сей раз явно не удался. И традиционные музейные экспозиции этого материала иногда бывают куда интереснее и профессиональнее. Также в рубрике:
|