Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 15 (7322) 11 - 17 аперля 2002г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №33
№32    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Событие

Фарфоровые клоны и клоуны

Гарднеровские фигуры в МЦИ

ВЫСТАВКА

Матвей КУЗНЕЦОВ


Экспонат выставки

В то, что важнейшим из искусств для нас сегодня является фарфор, не верилось до последнего момента. Момента, когда в галерее Марины Лошак с помпой и в присутствии высоких официальных лиц открылась выставка произведений фарфоровой пластики фабрики Гарднера, охватывающая период с конца XVIII века до начала века ХХ. Прибывший на вернисаж министр культуры Михаил Швыдкой клятвенно заверил присутствующих в том всемирно историческом значении, которое этот вид искусства имеет в современном мире, а специально посетивший Первопрестольную для участия в вышеназванном мероприятии директор крупнейшего в северной столице музея русского искусства Владимир Гусев рассказал о том несказанном счастье, которое он вместе со всем коллективом Русского музея испытал, получая в дар часть экспонатов выставки. "Как же так, - спросит читатель, - если после выставки весомая доля фигурок попадет в Русский музей, то в каких же музейных застенках эти шедевры томились до столь эпохального события?" И, задав его, будет прав, поскольку именно здесь и кроется основная интрига состоявшейся выставки.

Экспонат выставки

Последовательно представляя развитие гарднеровской фарфоровой скульптуры XIX века, она на самом деле состоит из трех вполне самостоятельных частей: наиболее ранние произведения конца XVIII - первой трети XIX века принадлежат прославленному Музею керамики, расположенному в усадьбе Кусково; другая, весьма значительная, - музею АО "Фарфор Вербилок" - наследнику Дмитровского фарфорового завода, основанного в 1766 году Францем Гарднером. В основном это знаменитые гарднеровские бисквиты середины - второй половины XIX века, безусловной ценностью которых являются не только их сюжетное разнообразие и наличие авторских вещей, но и стопроцентная подлинность, что для произведений, давно ставших предметом самых жестоких подделок, приобретает особую актуальность. Третью часть представляет собой некая частная коллекция. Некая, поскольку ее происхождение не расшифровано ни в одном из сопровождающих выставку материалов: от пригласительного билета до приуроченного к открытию роскошно изданного альбома. Однако, как известно, все тайное когда-нибудь становится явным. Долго ждать не пришлось, и присутствующие на открытии гости смогли увидеть владельца этого собрания - г-на Смоленского. "Кто такой?" - спросит читатель. И, не узнав сразу своего старого знакомого, снова окажется прав. Человек непростой судьбы, г-н Смоленский успел побывать в своей жизни и председателем финансовой корпорации, и президентом банка, одного из тех, что во время кризиса 1998-го "скушал" деньги многих "дорогих" и не очень россиян, так что в формировании этой коллекции получается есть и наш скромный вклад. После этого г-н Смоленский побывал и в роли подследственного, но вот мы снова видим его в рядах финансовой элиты страны, щедро одарившим ее граждан новой фарфоровой коллекцией.

Последняя складывалась довольно быстро и активно, подчиняясь несгибаемой воле своего центра притяжения. Нет, г-н Смоленский, конечно, не стал, памятуя о славе великих Морозовых, сам заниматься формированием своего собрания. Он пошел другим путем. Следуя довольно распространенному сегодня принципу создания частных художественных собраний, он разослал своих легатов по всему миру, и вот они, сплетя гигантскую паутину, сумели завлечь в нее не одну сотню произведений гарднеровской пластики, скупая ее везде, где только возможно, в том числе и за океаном, где, если говорить серьезно, на сегодняшний день существует, пожалуй, самый большой на Западе рынок русского фарфора.

И вот коллекция перед нами. Не являясь большим любителем поздней гарднеровской пластики, скажу, что ее первым, главным и, пожалуй, единственным достоинством является объем и разнообразие. В частности, представленное здесь собрание фигур из знаменитой серии "Народы России", созданной на заводе Гарднера - Кузнецова в конце XIX - начале ХХ века, если и не самое полное, то одно из крупнейших среди отечественных музейных коллекций. Много и просто редких и интересных моделей, подавляющее большинство которых не вызывает сомнения в подлинности. Но дело не в том. Создание коллекции стало, по существу, первым публичным проявлением широко известной в узких кругах гарднеромании, охватившей в последние годы многих финансово успешных российских граждан: банкиров, чиновников, русских владельцев западных интернет-компаний и даже антикваров, которым, казалось бы, по долгу службы больше пристало этого самого "гарднера" продавать. Так нет, тоже собирают, покупают, цен не выдают. В общем - коллекционируют. Так что, как ни крути - Россия переживает сегодня первоначальное (для этого слоя людей) накопление "гарднера". Со всеми вытекающими, вполне классическими для подобной ситуации последствиями: собирают сразу много, желая повысить статус коллекции, придать ей налет старины, привлекают уважаемые государственные музеи, правда, в итоге не очень церемонятся с их авторскими правами, но это как раз вполне вписывается в программу "первоначального накопления", благо юристы у этих господ высококлассные.

Что до самой экспозиции, то она как раз сделана традиционно и чинно. Иное дело, что ее творцам с блеском удалось "убить" в вещах их фарфоровую сущность, скрыв блеск глазури и благородство матовой белизны за зеленоватыми стеклами выстроенных в шеренги витрин, расположенных под прямым углом друг к другу. Купеческий стиль поздних бисквитов Гарднера остался явно безучастен к общению с геометрической лапидарностью выставочного оборудования, своей кристальной чистотой и прозрачностью то и дело создающего ситуации мини-перформансов, когда стоящие по сторонам витрины зрители, то отражаясь в стекле, то отбрасывая тень на фарфоровые фигурки, периодически могли видеть друг друга в неожиданных ракурсах, положениях и состояниях. В общем, "диалог в пространстве культуры" на сей раз явно не удался.

И традиционные музейные экспозиции этого материала иногда бывают куда интереснее и профессиональнее.

Также в рубрике:

ВЫСТАВКА

КОНКУРС

ТАНЕЦ

КИНО

АКЦИЯ

ТЕАТР

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;