Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 15 (7322) 11 - 17 аперля 2002г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаМузейное счастье на дворянских развалинахСтроительство бизнес-центра угрожает благополучию ГМИИ им. А.С. Пушкина Анна МАРТОВИЦКАЯ
Государственный музей изобразительных искусств (ГМИИ) им. А.С.Пушкина через десять лет будет отмечать столетний юбилей. Его создатель, заслуженный профессор Московского университета, доктор римской словесности и историк искусства Иван Цветаев, мечтал о том, что когда-нибудь вокруг его детища сложится "музейский городок" - своеобразный культурный оазис в самом сердце Москвы. Заветы Цветаева сегодня как никогда близки к осуществлению. Уж много лет за это болеет нынешнее руководство ГМИИ во главе с бессменным директором Ириной Антоновой. Ни у кого сегодня не вызывает сомнений, что за годы своего существования музей, открытый в 1912 году и с тех пор увеличивший свои коллекции более чем в пять раз (в его фондах сейчас насчитывается 565 тысяч экспонатов), давно вырос из исторического здания. Творение архитектора Р.Клейна занимает площадь всего в 13 тысяч квадратных метров, что для учреждения культуры мирового масштаба совсем немного. И дело не только в умножившихся собраниях: за минувший век кардинальным образом изменилась концепция музея. Сегодня это крупнейший в России центр популяризации истории искусств, при котором существуют собственное издательство, научная библиотека, научно-реставрационная мастерская. Нельзя не вспомнить и международный музыкальный фестиваль "Декабрьские вечера", который ГМИИ проводит с 1981 года. Но вот Ирина Антонова собрала представителей СМИ. На этот раз, увы, с очень тревожной новостью. Галерея Александра Шилова, соседка ГМИИ, намерена расширяться и прямо под боком у музея отстроит огромный бизнес-центр. Для ГМИИ подобная стройка грозит обернуться не только дисгармоничным окружением, дефицитом территории и инженерных коммуникаций, но и полной остановкой всякого развития. Изложим все по порядку. Первое расширение музей начал еще в середине 1960-х годов, когда получил в свое распоряжение части бывшей голицынской усадьбы. На их базе были созданы Музей личных коллекций, архив отдела античности и фондохранилище. 9 апреля 1988 года было принято Постановление Совета Министров СССР "О мерах по укреплению материально-технической базы Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина". Согласно этому документу уже в июле того самого 88-го года 1473-й квартал, ограниченный улицами Волхонка, Знаменка (тогда улица Фрунзе), Колымажная (бывшая Маршала Шапошникова) и Малым Знаменским переулком, был передан музею. За последние десять лет границы музейной территории неоднократно пересматривались. В итоге в 1996 году музей получил от властей столицы Государственный акт "на право бессрочного безвозмездного пользования земельным участком площадью 1,8 гектара для эксплуатации зданий в культурно-просветительских и научных целях". Сначала в строительные леса одели дом Верстовского, что на углу Волхонки и Колымажной улиц. Сейчас он полностью отреставрирован, обзавелся традиционным для Москвы стеклянным колпаком-атриумом и готов превратиться в музей импрессионистов. Переселив в новый филиал богатейшую коллекцию произведений Ренуара, Мане и их современников, ГМИИ рассчитывает наконец-то извлечь из запасников собрания классических периодов, которые уже много десятилетий скрыты от публики по причине общей тесноты. "А ведь нашу экспозицию можно расширить в два раза, и она ни на йоту не потеряет в качестве!" - с гордостью восклицает Ирина Антонова. Еще Ирина Александровна лелеет мечту открыть - по западному образцу - для публики фонды произведений второго ряда, дополняющие общую картину развития искусства. Многолетней стройкой номер два для музея стало создание Центра детского творчества. И это неслучайно. Почти половина всех посетителей сегодняшнего ГМИИ - дети. На Волхонку приходят и 4-летние, и 16-летние, причем не только на экскурсии, но на занятия по истории живописи и музейного дела, уроки рисования и лепки. Многочисленные группы и кружки занимаются строго по очереди: на всю детскую аудиторию ГМИИ смог выделить лишь одно помещение площадью в 28 (!) квадратных метров. И не потому, что музей детей не любит, просто библиотеку и фонды ужимать больше некуда. Естественно, на реализацию названных проектов у ГМИИ все эти годы катастрофически не хватало денег. Что-то выделяло Министерство культуры, что-то находили сами, выручая средства от продажи входных билетов и каталогов, сдачи "в аренду" за границу своих уникальных полотен. Музей все время находился в несколько двусмысленной ситуации, когда он, с одной стороны, постоянно просил новые площади, а с другой - не имел достаточных материальных ресурсов осваивать уже имеющиеся. Но поводов уговаривать город поделиться квадратными метрами у ГМИИ и сегодня остается немало. Дело в том, что тогда же, в 1988-м, ГМИИ получил в свое распоряжение церковь Св. Антипия на Колымажном дворе. Туда перевели на хранение около 20 тысяч экспонатов. Но с тех пор, как известно, много воды утекло и отношения между учреждениями культуры и РПЦ кардинально изменились. "Мы бы с радостью освободили это помещение, тем более что на нас наседают, - говорит Ирина Антонова. - Но мы не знаем, куда нам переехать. Если мы вернем все эти коллекции в основное здание, то половину постоянной экспозиции придется закрыть!" Решение этой проблемы тоже найдено давно. Еще в конце 1940-х годов тогдашний директор начал хлопотать о присоединении к ГМИИ усадьбы А.Вяземского, где в те времена располагался музей Маркса и Энгельса, который прекратил свое существование лишь в 1991 году. И.Антонова тут же продолжила хлопоты по поводу усадьбы, но ее передали Дворянскому собранию. Потомственные аристократы эксплуатировали памятник нещадно, сдавая помещения в аренду всем кому не лень. В результате некогда один из самых благополучных объектов Москвы превратился в жалкое подобие главного усадебного дома: все интерьеры утрачены, окна отсутствуют, крыша течет, и даже мраморная лестница выломана! Когда эксплуатировать стало нечего, дворяне пошли музею навстречу и уступили здание. К июню они должны из усадьбы выехать. Но какое наследство Дворянское собрание оставляет ГМИИ! Чтобы вновь превратить дом в музей, потребуются миллионы долларов. Расчет Ирины Антоновой был оптимистичен и прост: достроить все, что задумали, в 1473-м квартале и небольшую часть помещений сдать в аренду, а параллельно, конечно же, выбивать финансирование в Министерстве культуры. Но ГМИИ опередили Галерея Александра Шилова и ее инвестор - компания "Тверская Финанс БВ", исполнительным директором которой является бывший вице-премьер Правительства РФ Олег Лобов. Непосредственно за Знаменкой по проекту Михаила Посохина будет возведен масштабный комплекс, в состав которого войдут семиэтажные офисные здания, торговый центр, учреждения ночного досуга и большая подземная автостоянка. Его предполагаемая общая площадь - 25 тысяч квадратных метров, что в два с лишним раза больше, чем историческое здание ГМИИ. Конечно, в девятнадцатом веке так строить не умели. Но самое тревожное, что под это творение оказалось мало выделенной территории, и в музей из Москомзема поступил ненавязчивый запрос: не хочет ли ГМИИ поделиться шестью сотками? Сущий пустяк, да и компенсацию фирма Лобова готова заплатить приличную. Но ГМИИ еще раз подтвердил документально свои права на указанный участок. И поставил заборчик - на всякий случай... "Я не против бизнес-центров, поймите меня правильно, - говорит г-жа Антонова. - Но ведь мы с вами находимся в Белом городе, в заповедной зоне столицы. Неужели в огромной Москве другого места не нашлось для строительства бизнес-центра?" Конечно, мест в Москве много. Но только напротив Кремля каждый новый квадратный метр стоит несколько тысяч долларов. И вот еще очень странный момент. Галерее Шилова из этих золотых "квадратов" достанется всего-ничего: из 25 тысяч лишь 1600, тогда как обычно инвестор и владелец делят будущую площадь в соотношении 60 процентов к 40 (получилось бы почти в 6 раз больше!). Директор галереи Анатолий Чистяков объяснил нам этот казус простой ошибкой: мол, когда составляли инвестиционный контракт, не учли подземную часть комплекса. То есть трубили о подземной Знаменке на каждом углу и на каждом градсовете за нее бились (наша газета об этом писала), а в галерее так ничего и не услышали. На пресс-конференции Ирина Антонова старательно подчеркивала, что конфликт развивается не между ГМИИ и Галереей Шилова ("тоже ведь учреждение культуры, народ его любит, и город любит"), но между музеями и коммерсантами. То есть типичная для современной Москвы ситуация, ставший обычным спор, победители в котором, увы, заранее известны. Обидно только, что он коснулся и самого известного московского музея, всероссийской гордости и святыни, про которую все искусствоведы всегда любили повторять: "Этот музей родился под счастливой звездой". Также в рубрике:
|