Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 15 (7322) 11 - 17 аперля 2002г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрБыт или не быт?"Провинциальные анекдоты" Александра Вампилова в Табакерке Ирина АЛПАТОВА
Пьесы Александра Вампилова в Театре под руководством Олега Табакова явно восприняли как некое связующее звено между хрестоматийной российской классикой и современной драматургией. Подобный синтез и сыграли, согласно режиссерским указаниям Александра Марина. Впрочем, и сам Табаков, как известно, к творчеству Вампилова неравнодушен. По мнению мэтра, персонажи с "больной совестью" как воздух нужны сегодня и самому театру, и актерам, и зрителям. Кстати, актерам подарены драматургом еще и блестящие характеры. Тоже не секрет, что Табаков давно мечтает увидеть на современной сцене все вампиловские пьесы. И не только мечтает, но и воплощает это в жизнь во вверенных ему театрах. Во МХАТе имени Чехова тот же Марин репетирует "Утиную охоту". Студенты Школы-студии МХАТа готовят "Прощание в июне".
В самой же Табакерке до сей поры Вампилов был гостем редким и достаточно случайным. Несколько лет назад Валерий Фокин поставил здесь спектакль "Анекдоты". Увлеченный в ту пору Достоевским, режиссер объединил в одной постановке его мрачноватый рассказ "Бобок" и вампиловские "Двадцать минут с ангелом". Впрочем, и то и другое прозвучало достаточно автономно, не слишком удивив какими-то внутренними связями. Хотя в "Ангеле" запомнились блистательные работы Владимира Машкова, Евгения Миронова и самого Олега Табакова. Комедия была разыграна по-актерски сочно и по-актерски же самодостаточно, на преобладающем бытовом фоне. В нынешней работе Александра Марина "быта" тоже предостаточно - нехитрый антураж провинциальной гостиницы "Тайга" (обшарпанные койки и стулья, графины и граненые стаканы) ненавязчиво приглашает в ретро-атмосферу 60-х. Но это всего лишь некий узнаваемый зрителями со стажем фон (сценография Валентины Комоловой), на котором эпизоды с "чертовщинкой" выглядят не только смешнее, но и порой куда более зловеще. "Чертовщинка" эта явно позаимствована Мариным у Гоголя, потому и первый сюжет, "История с метранпажем", разыгрывается как парафраз на темы "Ревизора". Ностальгические песенки, азартный голос спортивного комментатора, доносящийся из допотопного радиоприемника, мирно-кокетливая беседа загадочного "метранпажа" Потапова (Виталий Егоров) и молоденькой Виктории (Дарья Калмыкова) в гостиничном номере, назойливое явление блюстителя нравственности администратора Калошина (Валерий Хлевинский) - как это обыденно, привычно и смешно. И впрямь незатейливый "провинциальный анекдот". Но не тут-то было. Вдруг - резкий звуковой диссонанс, вдруг - гром и молния, слепящие световые блики, вдруг за самовольно раздвигающимися дверьми кривляется гротесковое видение этого самого "метранпажа". Стилевой и эмоциональный сбой легонько стегает по зрительским нервам, несмотря на комичность происходящего. И теперь публике придется то и дело "прыгать" туда-сюда, поспевая за двоящейся реальностью. Калошин - Хлевинский несется по стопам знаменитого Сквозник-Дмухановского, в свою очередь перепрыгнувшего через столетие. Шумит, раздает команды и крушит все вокруг, имитируя внезапное сумасшествие. Штаны летят в одну сторону, ботинок накрывает графин, под белой простыней - смешно скрюченная фигура. Впрочем, прибывший эскулап Рукосуев (Роман Кузнеченко) не в силах сразу определить своего "клиента": рядышком в обезьяньей позе завис "приятель" жены Калошина Камаев (Александр Фисенко), сама Калошина (Марианна Шульц), с накладными бюстом и задом, враскорячку ковыляющая на высоченной "платформе", тоже, кажется, готова разделить участь мужа. В общем, все смешалось, а зритель хохочет до колик. Но "умирающий" Калошин - Хлевинский внезапно перестает смешить, когда извлеченный из неведомых тайников памяти вдруг вырвется у него такой знакомый вопль: "Пропала жизнь!". Он-то явно Чехова не читал... А может быть, это и есть та самая "больная совесть", нежданно-негаданно вызывающая забавно-серьезные приступы, граничащие с болевым шоком? Но Александр Марин вовсе не спешит увести зрителей из этой "Тайги". "Провинциальные анекдоты" параллельно и одновременно звучат за старенькими дверьми. Под залихватски-бодрую "Джамайку" двери эти словно бы слетают с петель и, покружившись в затейливом хороводе, занимают иные места, готовя место для следующего сюжета. Но эти "Двадцать минут с ангелом" уже стартовали и без нашего участия. Зрителю же нужно лишь вовремя приоткрыть дверь соседнего номера. А там - страдальчески мающиеся похмельем Анчугин (Александр Воробьев) и Угаров (Дмитрий Бродецкий), незадачливые командированные, оставшиеся без гроша в воскресный день. Теряют ботинки, находят чьи-то трусы, ползают как сонные мухи, натыкаясь на углы и отказы соседей в вожделенной трешнице. И вдруг откуда ни возьмись - явление бывшего "метранпажа", живенько перевоплотившегося в "ангела" с такой земной фамилией Хомутов (Виталий Егоров). Подаренная "просто так" сотня - и немедленный взрыв страстей человеческих по поводу этого "ангельского" поступка. Истерика опять же "чертовски" взвинченного скрипача Бавильского (Алексей Золотницкий) - и бытовая размолвка супругов Ступаков (Ярослав Бойко и Луиза Хуснутдинова). Спокойное недоумение Хомутова - Егорова - и внезапное мерцание над его головой ангельского нимба (а всего-то повредилась электропроводка, и из названия гостиницы осталась лишь буква "а" - аккурат над его головой). Его незаметный "улет" прямо с гостиничной койки, стая белых перьев. И почти немая, почти гоголевская сцена всех без исключения персонажей, плавно переходящая в песенное застолье. Вялотекущая в последнее время жизнь Табакерки явно оживляется. И "Провинциальные анекдоты" - тому подтверждение. Конечно, комедийный спектакль еще полон вполне закономерных актерских перехлестов и сольных номеров, которым тесно на крошечной подвальной сцене. Зато здесь в избытке и режиссерская изобретательность, и актерский темперамент, и мысль, и чувство. Да и вампиловские глубины, как это ни парадоксально, способны открыться молодому зрителю именно через эти легкость и непосредственность. Также в рубрике:
|