Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 17 (7324) 28 апреля - 15 мая 2002г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
"Золотая маска"У премии в пленуДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТРИрина АЛПАТОВА
Восьмой по счету фестиваль "Золотая Маска" завершил свою работу на прошлой неделе. Уже успели стихнуть споры, всегда сопровождающие выбор, сделанный жюри. И пришло время оценить общую картину, попытаться нарисовать портрет нынешнего смотра. Восьмой фестиваль "Золотая Маска" и сопутствующее ему присуждение одноименной национальной премии стали весьма симптоматичными. Хотя бы по той причине, что отобранные экспертным советом спектакли (неважно, сознательно или случайно) представили очень точный срез текущей театральной жизни. Ранее ориентировались в основном на "лучшее". Сегодня - на "разное". Хотя в результате среди лауреатов оказались все-таки "лучшие", что не менее симптоматично. Такой широкой и достаточно отчетливой панорамы отечественного театрального процесса, пожалуй, мы еще не видели. На "Маску" пробились все стили, все жанры, все направления и настроения, лидирующие на нынешних сценах. Академическая традиционность "Горя от ума" (Малый театр) соседствовала с вывернутой наизнанку хрестоматийностью "Чайки" (Санкт-Петербургский Малый драматический театр), академично-класссицистская стилизация "Федры" (Санкт-Петербургский БДТ) - с эпатирующим авангардом "Сирано де Бержерака" (Театр имени Вахтангова), графическая виртуозность "Войны и мира" (Мастерская Петра Фоменко) - с намеренной бесформенностью "Шута Балакирева" (Ленком), клоунада "Приглашения на казнь" (Омский театр драмы) - с фольклорными мотивами "Олонхо" (Саха-театр). Бодрым и нахальным маршем прошествовал сценический дилетантизм - "Ромео и Джульетта" (Екатеринбургский театр драмы) сразил наповал своей нудной затянутостью и частыми техническими сбоями (актеры то и дело падали с ходулей и в буквальном смысле садились в лужу). "Черствые именины" (Санкт-петербургский "Такой театр") смотрелись бы куда более уместно на каком-нибудь студенческом капустнике, но не в рамках национальной премии. Строго гонимая в дверь, даже антреприза пробилась-таки в окно - спектакль "№ 13" разве что по формальному признаку связан с чеховским МХАТом. Участие в нем актеров пяти московских театров и зазывная развлекательность (впрочем, весьма профессионально исполненная) явно указывают в сторону новомодной организации театрального дела. Это, кстати, нормально. И грешно уже презрительно отмахиваться от антрепризы, ставшей неотъемлемой частью театрального процесса и берущей подчас престижные Госпремии. Право же, кое-что из увиденного на нынешней "Маске" качеством и похуже многих антрепризных проектов. А среди последних, если поискать повнимательнее, можно найти и нечто стоящее. К тому же коммерческие проекты (имеются в виду достойные) уверенно наступают на пятки высокой академической скуке многих традиционных спектаклей. И почему, собственно, мы должны их игнорировать? Лучше уж от души похохотать на технически отточенном " № 13", нежели четыре часа зевать на стильной, но мало кому интересной "Федре". Российская театральная периферия на сей раз никакой достойной конкуренции столице составить не смогла, и в официальных номинациях пролетела по всем статьям. Да и узок круг городов, поставляющих из года в год одних и тех же номинантов, - Екатеринбург, Новосибирск, Омск, теперь и Воронеж. В который раз недоумеваешь - ну сколько можно номинировать далекие от совершенства творения Олега Рыбкина, никогда ничем не отмечаемые? Так может быть, стоит разориться на спецприз - "за многократность бесплодных усилий"? Или в конце концов вспомнить, что есть в России и другие города и имена. Пока же периферийные создания идут разве что в "нагрузку" к работам признанных столичных мастеров. Возвращаясь же к упомянутой разностильности спектаклей-номинантов, можно лишь посочувствовать жюри: попробуйте-ка сравнить несравнимое. В одной "масочной" упряжке смешались в кучу кони, лани, люди, львы, орлы и куропатки. Как это бывает в подобных случаях, победила последняя четверка. Отринув крайности, жюри сошлось на некой "золотой середине", отдав пальму первенства усредненной во всех отношениях "Чайке" Льва Додина, весьма далекой от былых шедевров как самого режиссера, так и Малого драматического театра. Кстати, и стандартной связки "лучший режиссер - лучший спектакль" здесь также не сложилось. В режиссерской номинации безусловная победа досталась Петру Фоменко, а вышена-званная связка тут же восстановилась: "Война и мир" Фоменко во всех смыслах вне конкуренции среди "спектаклей малых форм". Впрочем, эта дележка на "большие" и "малые" формы выглядит достаточно искусственно. Как оказалось, и толстовскую "эпопею", и шекспировскую трагедию можно с успехом разместить в камерном пространстве. А игравшаяся на сценических "задворках" "Чайка" почему-то претендовала на большой стиль. Понятно, что устроителями фестиваля двигало благое намерение - представить как можно большее количество спектаклей. Но стоит ли в который раз озвучивать банальную мысль: любая "форма" зависит лишь от режиссерского видения, а спектакль может быть хорошим или плохим, профессиональным, или наоборот. Вот и вся формальность. Все остальное - от лукавого. Еще когда номинанты-актеры были только определены, один сюжет отчасти развеселил своей парадоксальностью. Там было представлено два актерских имени, персонажи которых буквально не раскрывают рта: клоунесса Наталья Фиссон ("Белая история") и Леонид Тимцуник в роли безмолвного трупа ("№ 13"). То есть эксцентрика, пластика, техника - и никакой вам традиционной психологической российской актерской школы. По счастью, жюри эту "забаву" проигнорировало. И вот диво-то, не убоялось надеть "Золотую Маску" на весьма нестандартный и вызывающий лик Максима Суханова в роли Сирано. Можно, конечно, посочувствовать обойденным вниманием Юрию Соломину или Олегу Янковскому. И все же данный выбор жюри - определенный поступок, уводящий от традиционной консервативности. Кстати, у Суханова, пусть отчасти дисгармонично, но все же сошлись и гротеск, и психология, и клоунада, и пантомима, и эмоциональный накал. А вот Галина Тюнина (три роли в "Войне и мире"), подобно своему учителю Петру Фоменко, явно оказалась вне конкуренции. Видимо, женское актерское искусство скудеет быстрее мужского. Не зря же в одной из предыдущих "Масок" экспертный совет просто-напросто изъял эту номинацию из обращения. Марина Игнатова старательно, монотонно и почти бесстрастно артикулировала свою роль Федры. Ирине Ермоловой - Джульетте еще предстоит стать достойной своей говорящей фамилии, причем желательно под руководством профессиональных режиссеров, а не Николая Коляды. Бурю симпатий вызвала Степанида Борисова ("Олонхо"), но ее персонаж был слишком специфичен и экзотичен. Явно не повезло сценографам. Если уж и было что-то любопытное в "Федре", так это работа Марины Азизян: слить в нечто гармоничное две стихии - природно-морскую и сценическую, - дать цельный Образ спектакля под силу далеко не каждому. Декорации Олега Шейнциса в "Шуте Балакиреве" "играли" не хуже актеров. Геннадий Сотников и Лена Гоголева творили волшебные миры якутского эпоса. И все - мимо. Победил Алексей Порай-Кошиц ("Чайка"), художник замечательный, но соорудивший на сцене уже некий штамп додинского театра - то ли озеро, то ли бассейн, то ли лужу. А дополнительный спецприз жюри и вовсе парадоксально достался В.Кравцеву ("Ромео и Джульетта"), активно "замусорившему" сцену всем чем можно - от конфетных оберток до бумажных цветочков. Кстати, вердикты жюри полярно разошлись с мнением критики и публики. Приз зрительских симпатий достался "Шуту Балакиреву", что вполне закономерно - Ленком у публики явно лидирует среди столичных театров. Критики же выделили "Олонхо". Среди официальных лауреатов таковых не наблюдалось. Но "глас народа", между прочим, что-нибудь да значит. А подводя итоги, стоит лишь отметить, что лауреаты нынешней "Золотой Маски", за исключением М.Суханова, не вышли за рамки традиционно узкого круга. Трижды (из восьми раз) побеждал Л.Додин (или спектакль его театра), трижды - П.Фоменко. Открытий не случилось, новых имен не обнаружилось. И в этом сказываются явная "усталость" фестиваля и премии, исчерпанность отработанных форм. Традиционные рамки вряд ли расширят перенесение следующей "Маски" в Санкт-Петербург и персональное обновление экспертного совета. Так не пора ли выдвинуть еще одну номинацию: "Лучшая идея национальной премии"? Также в рубрике:
|