Симпатичные южане отдыхают
Панорама кино стран Евросоюза
Виталий ТРОФИМОВ
 |
Кадр из фильма "Электра" |
В апреле в Музее кино прошла уже Четвертая Панорама кино стран Европейского союза, объединяющего ныне 15 европейских государств. Панорама в очередной раз показала, что никакие евросоюзы не могут лишить национальные кинематографии творческой самобытности.
 |
Кадр из фильма "Под солнцем" |
В нынешний смотр в отличие от предыдущих были включены и некоторые классические фильмы: так Финляндия была представлена модернизированной экранизацией романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание", осуществленной еще в 1983 году молодым Аки Каурисмяки, а Италия - первым цветным опытом Федерико Феллини "Джульетта и духи" (1965). К концу 80-х годов принадлежит и впервые показанная в России лента "Картофельный псалом"(1989) бельгийца Роланда Верхаверта, ставшего у нас культовым после демонстрации еще в хрущевскую эпоху его знаменитого фильма "Чайки умирают в гавани" (1954). В "Картофельном псаломе", оказавшемся последним фильмом в биографии обладавшего особым чутьем к правде художника, рассказывается история жизни темпераментного фламандского фермера, невольно приносящего несдержанным поведением преждевременную смерть близким. Но, несмотря на всю фатальность описываемых событий, картина пронизана пантеистичным духом, оптимистична и воспевает человека, крепко стоящего на ногах.
 |
Кадр из фильма "Северяне" |
Полной противоположностью ей представляется австрийский фильм режиссера Кристиана Фроша "К.аФ.ка. Фрагменты". Зритель целиком погружается в фантасмагорический мир пражского гения, в его мучительные отношения с декаденткой Фелицией (Урсула Офнер). Это авторское кино, схожее по духу с предсмертными стихами Бориса Поплавского, снято изящно и стильно, но оно абсолютно бесплотно и скорее похоже на вещий сон, чем на биографию писателя-пророка Кафки. Поэзией пропитан эзотеричный бельгийский фильм "Облака" Марион Хансель, но письма матери (текст читает Катрин Денев) к сыну плохо ложатся на эффектно снятые движения облаков и завораживающие кадры знаменитых гейзеров и водопадов. На этом несколько архаичном фоне лента немки Дорис Деррье "Красива ли я?" кажется ультрасовременной - иронический взгляд на проблемы благополучных обывателей, озабоченных унылой прозой своего буржуазного бытия. Режиссера Колина Натли из Швеции интересует не социум, а экзистенциально-любовные драмы. В жанре классического киноромана пытается работать и старейший режиссер мира, португалец Мануэль де Оливейра, но его лента "Слово и утопия" (2000) слишком перегружена дидактическими речами священника XVII века Антонио Виейры и будет интересна лишь тем, кто способен отличить Гераклита от Демокрита. Несколько удивили фильмы, представленные Францией, остающейся по-прежнему ведущей кинодержавой Европы. Добротный, но затянутый во второй половине "Сен Сир" Патрисии Мазюи с Изабель Юппер в роли мадам Мантенон - скорее фильм о гордыне, чем о блестящей эпохе Людовика XIV, а "Осенняя сказка" (1998) мало что добавляет к чреде нравоучительных историй, которыми уже тридцать лет нас потчует один из родоначальников французской "новой волны" Эрик Ромер. Среди фильмов программы были и два мини-шедевра: голландский "Северяне" (1992) режиссера Алекса ван Вармердама и ирландский "Помощник мясника" (1997) Нила Джордана.
 |
Кадр из фильма "Гуантанамера" |
Особняком в Панораме стояла картина "Гуантанамера" (1995), представлявшая Испанию, но снятая кубинскими режиссерами Томасом Алеа и Хуаном Табио о Кубе и ее тоталитарных порядках. В этой смеси сатирической комедии с road movie предстает уже ныне изрядно подзабытый социалистический "рай", в котором все расчислено и всего постоянно не хватает. Но при этом его обитатели, как истые южане, ухитряются оставаться оптимистами и просто симпатичными людьми, способными получать сиюминутное удовольствие от простых радостей жизни. Вообще в противостоянии Юга и Севера, которое сменило навязшее со времен "холодной войны" противоборство Востока и Запада, на этот раз количественно преобладал Юг, но именно северные картины оказались лучшими. Если учесть, что в Панораме не оказалось фильмов датской Догмы и картин исландца Ф.Фридриксона, то ни о каком главенстве Юга говорить пока не приходится.