Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 17 (7324) 28 апреля - 15 мая 2002г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Пластилин колец

Евгений Залманов создал свой мир, когда русских переводов Толкиена не было и в помине

Ольга АЛЕКСЕЕВА
Кирилл ГАВРЮШИН
Санкт-Петербург


Есть в Петербурге маленькая галерея на Пушкинской, 10 - "Navicula Аrtis", куда всегда приятно прийти. Ведь выставки, открывающиеся там, мягкой иронией и элегантной простотой концепции создают особенную атмосферу, комфортную для зрителя. Изящество и легкость, быть может, кажущаяся, с которой кураторы галереи и сами художники апеллируют к самым простым на первый взгляд вещам, вызывают порой удивление, поскольку этот подход коренится в каком-то очень тонко и верно найденном отношении к современному искусству вообще. Не так давно в галерее "Navicula Artis" открылась выставка Евгения Залманова "Масштаб 100:1". Выставка небольшая, но весьма показательная. Она отображает один из миров российской субкультуры последних 20 лет. Толкиенизм, военно-исторические общества и прочие ролевые игры стали для многих поиском собственного идеального мира, позволяющего забыться, отвлечься от окружающей действительности. Залманов тоже из этого поколения, но путь у него свой. Основной экспонат персональной выставки - фантастическая пластилиновая утопия: республики, города, здания, люди, даже домашние животные. Эта вымышленная жизнь имеет, естественно, и свою историю, которая зафиксирована в книгах и картах, выставленных здесь же. Идеальный, воображаемый мир подробно документирован.

Представляется, что две вещи в этой невымышленной истории, имеющие культовое значение для аборигенов залмановского архипелага, знаменательны для понимания их внутренней пластической организации, их экзистенции - это фаллос и маска. Это храмовые, культовые объекты, служащие для поклонения, почитания и обожествления. В первом случае - пластичность, приращение формы, постоянное разбухание, умножение бескостного пластилинового тела, во втором - оболочка, таящая пустоту - открытый рот маски, служащий входом в храм. Это ненасытное чрево, храм смерти, белая маска на подпорках, обрубках тел - метафора поглощения, эфемерности и недолговечности пластилиновой жизни. Здесь сталкиваешься с феноменом обратной археологии - чуть оплывшие красно-коричневые постройки из кирпича-сырца несбыточной детской космогонии - фантазийного вавилона. Человек привык окружать себя вымышленными историями - будь то история детской страны или история империи, выдумыванием которой занимались лучшие умы. Собственно, вся история СССР, известная не одному поколению по учебникам средней школы, является вымышленной. И сравнивая ее с детской фантазией художника, наивно и беззастенчиво эксплуатирующей ее штампы, испытываешь щемящее чувство тоски по двум мирам, утраченным одновременно: агрессивной, но по-своему милой коммунистической утопии и светлой, детской ее интерпретации. В книге отзывов, лежащей на выставке, - очаровательная запись: "Жильцов набираете?"

    

- Как давно вы занимаетесь созданием своего "государства"?

- С 1971 года. В это время Толкиен еще не был издан в России. О его "Властелине колец" я даже не слышал. Мысль создать собственный мир пришла после прочтения "Волшебника Изумрудного города" - переосмысленного Волковым американского "Волшебника из страны Оз". Это было еще в школе.

Первые фрагменты сооружений датируются 1972 - 1973 годами, но ландшафт всегда пополнялся. Позднее на месте старых "городов" были построены новые.

    

- Расскажите о своей "другой" реальности.

- Социал-коммунизм был изобретен мной в 1980 году, когда еще не знали "Мы" Е. Замятина. Прочитав эту антиутопию через 10 лет, я был поражен тем, насколько схожи наши взгляды на тоталитарное общество.

    

- А игровой момент?

- Конечно, он присутствовал. Государства в этом мире были, но были парными, то есть одно - отрицательно ("плохое"), другое - положительное. Таким образом, возникли конфликт и война, способствующая прогрессу. Все, как в реальном мире.

    

- Что есть для вас пластилиновый мир?

- Пластилиновый мир - это отражение реального мира. Это моя реакция на приобретаемые и приобретенные знания о мире, требующие немедленного воплощения в некоторой модели - пластилиновых странах и городах. Это мое восхищение миром, знаниями о нем. Прежде всего оно выразилось в соприкосновении исторических сюжетов и неожиданностей фабулы, а уж потом в конкретной пластилиновой технике, географии, социологии, философии, религии.

С накоплением моих собственных знаний, с их развитием изменялся и пластилиновый мир. Причем, если первоначально в нем преобладало почти зеркальное отражение реальности с добавлением, подчас неосознанным, своей фантазии, то затем возобладали генерация собственных идей, осознанное желание их воплощения, даже отрицание реального исторического фона - так началась эпоха пластилинового мира, изобразительный ряд которого и представлен на выставке. Пластилиновый мир - это вечная борьба добра и зла. Вечная фабула. Всегда есть герои - носители зла и герои - носители добра. Это их столкновение и выбивает искру интереса, любопытства. Приходят негодование и стремление к победе добра, и вот она уже почти одержана, но зло вновь появляется, и т. д. Носителями моральных качеств были не только герои - страны также были парами-антитезами. Таким образом обеспечивалось движение.

Между двумя эпохами пролегал Хаос. Потом из него возникли два отдельных мира. Один - возрождающаяся цивилизация на маленьком полуострове, ласковое солнце, черепичные крыши, карнавалы - город Новый Флер... Вокруг на тысячи верст - сосновые леса, девственность первозданного и неизведанного счастья.

Другой - технократичная, тоталитарная Социал-Коммунистическая республика Санкт-Пьер: архитектурные опыты, фантастические технические и социальные проекты; Край Мира, 2-я Вселенная - это выход в наш реальный мир, освоение его.

    

- А что было потом?

- Постепенно я наделял каждого персонажа индивидуальной биографией. Схематизм пластилинового человека пропал, исчезло его внезапное появление в кадре без предыстории. Стали интересны судьбы, действительная жизнь каждого человека в том пластилиновом мире. Рамки условности сузились. Человек рождался, рос, учился, работал, уезжал путешествовать, воевал, возвращался и т. д.

Я понял, что мой мир - театр. Действие здесь налицо. Игра. Представление в лицах. Правда, лиц-то у фигурок и нет (очень мелкий масштаб), но я видел характер каждого и помнил этот отпечаток.

Пластилиновый мир требовал продолжения. Развитие записывалось как бесконечная сага, никуда не ведущая, все более и более разветвляясь генеалогическим деревом судеб. Темп истории замедлился, приостановился. Шквал хроник нарастал. То, что раньше происходило за месяц, два, теперь происходило за годы...

В 1990 году решено было остановить развитие, "заморозить" время пластилинового мира. На "торможение" ушло два года. Я обрел свободу!

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

  • Пластилин колец
    Евгений Залманов создал свой мир, когда русских переводов Толкиена не было и в помине

АРТ-ХРОНИКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;