Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 35 (7146) 17 - 23 сентября 1998г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Контекст

Дни Вены в Москве

Лариса ДОЛГАЧЕВА
Анна ВЕТХОВА


"Чем бы таким своеобразным и в то же время типично венским "угостить" российскую столицу?" - задумались устроители Дней Вены в Москве. И, о удача! - явилась счастливая мысль устроить мини-фестиваль музыкальных фильмов по образу и подобию того, который вот уже несколько лет проходит в городе Моцарта и Штрауса. Лишь заканчивается оперный сезон, на Ратушной площади водружают большой экран, из скамеек выстраивают "зрительный зал", позади раскидывают "съестные" ряды, и - сибаритствуй, меломан, до конца августа, вкушая первостатейного качества оперные фильмы и яблочные штрудели, сдобренные толикой какого-нибудь "Мартини" или Beer...

Вкусить в полной мере всех указанных венских блаженств Москве не удалось. Должно быть, по причине известного катаклизма, сотрясшего кошельки и души россиян, раскинуть торговые ряды рядом с экраном (установленным у входа в Манеж) австрийские гости не решились, работали лишь павильончики турфирм. Зато повезло с погодой, а собственно музыкальное меню оказалось и вовсе выше всяких похвал. В качестве легкой закуски - Новогодний концерт 1987 года с Караяном и Венскими филармониками в штраусовском репертуаре. Второй вечер - горячая апокалиптическая "Хованщина" 1989 года в постановке дирижера Клаудио Аббадо и режиссера Альфреда Кирхнера с участием - как это давно уж принято в мире - русских исполнителей (в их ряду наш меломан нашел бы все еще великолепного Атлантова и на тот момент еще радующих ухо Шемчук с Бурчуладзе). Третий вечер - "Летучая мышь", которую на Западе, например, в Ковент-Гарден или Венской Штаатсопер, особенно любят в качестве новогоднего блюда. Нам показали бюргерски-старомодную и в своей старомодности даже обаятельную версию 1972 года с Карлом Бемом за дирижерским пультом. Четвертый вечер - десерт в традиционном постановочном стиле под названием "Свадьба Фигаро", "приготовленный" в 1991 году для фестиваля "Винер фествохен" Клаудио Аббадо и Джонатаном Миллером. Пятый вечер - десерт суперкласса, "Дон Жуан" 1990 года, знаменательный тем, что это была первая моцартовская постановка Аббадо в Вене и первая венская постановка режиссера Люка Бонди, в которой к тому же был занят, пожалуй, самый блистательный Дон Жуан мира - Руджеро Раймонди.

Публики было предостаточно. Больше - случайной, забредшей на минуту или полчаса из бурной московской ночи (сеанс начинался в восемь). Меньше - по-настоящему заинтересованной, чему причиной крайняя скудость рекламы и неконкретность ее содержания. Но это лишь самая досадная, а не криминальная ошибка венского фестиваля под московским небом. Криминальной будет наше "ауфвидерзейн" блестящей идее, обреченной на российских просторах - при должном воплощении и уже отечественными средствами - на непреходящую популярность.

Шуберт по-бетховенски, Штраус по-венски

В Большом зале Московской консерватории выступил Большой симфонический оркестр имени П.И.Чайковского под управлением маэстро из Австрии Рудольфа Штрайхера. Предложенная программа выглядела весьма заманчиво: на первое - Большая симфония до мажор Франца Шуберта, а на второе - бессмертные опусы семьи Штраусов.

О вкусах, как известно, не спорят. Но пришедшие на концерт, смею предположить, этим бы и не стали заниматься - им по душе, вероятно, и Шуберт-романтик, и весельчаки Штраусы. Единственная проблема заключается в том, способна ли публика отличить качественный продукт от подделки. Судя по реакции, ей сделать это пока не удается.

Конечно, в данной ситуации большое значение имеет своеобразный психологический аспект, а именно - авторитет БСО им. П.И.Чайковского. Действительно, это коллектив с хорошей репутацией, высоко ценимый во всем мире. Но нельзя забывать и о том, кто, грубо говоря, сегодня на кухне повар. Г-н Штрайхер, хотя и имеет профессиональное музыкальное образование (консерватория им. Брукнера города Линца), его послужной список нельзя назвать выдающимся (хоровые и оркестровые коллективы провинциальных городов Австрии). Он, правда, работал и с Венским филармоническим оркестром (президентом которого, кстати, является), и с оркестром Моцартеума, но все же, думаю, не случайно маэстро сделал карьеру не дирижера, а менеджера и политического деятеля (на протяжении многих лет он был министром и членом Федерального правительства Австрии). Развеселые польки и вальсы, конечно, нужно суметь прочувствовать и подать. Это дирижеру удалось неплохо. Особенно же виртуозно он управлял залом, показывая, насколько громко нужно хлопать в такт заводного "Ракоци-марша". Однако куда сложнее собрать воедино все нити симфонической партитуры. Тем более шубертовской, да еще и такой неоднозначной. Симфония Шуберта прозвучала в интерпретации г-на Штрайхера совсем по-бетховенски - тяжеловесно и прямолинейно. Как-то не заметил он среди мощных туттийных звучаний саму суть венского романтика - лирические темы. Вот такая получилась "венская кухня" с немецким уклоном.

Также в рубрике:

КОНТЕКСТ

ЗАНАВЕС

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;