Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 35 (7146) 17 - 23 сентября 1998г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КонтекстДни Вены в МосквеЛариса ДОЛГАЧЕВА "Чем бы таким своеобразным и в то же время типично венским "угостить" российскую столицу?" - задумались устроители Дней Вены в Москве. И, о удача! - явилась счастливая мысль устроить мини-фестиваль музыкальных фильмов по образу и подобию того, который вот уже несколько лет проходит в городе Моцарта и Штрауса. Лишь заканчивается оперный сезон, на Ратушной площади водружают большой экран, из скамеек выстраивают "зрительный зал", позади раскидывают "съестные" ряды, и - сибаритствуй, меломан, до конца августа, вкушая первостатейного качества оперные фильмы и яблочные штрудели, сдобренные толикой какого-нибудь "Мартини" или Beer... Вкусить в полной мере всех указанных венских блаженств Москве не удалось. Должно быть, по причине известного катаклизма, сотрясшего кошельки и души россиян, раскинуть торговые ряды рядом с экраном (установленным у входа в Манеж) австрийские гости не решились, работали лишь павильончики турфирм. Зато повезло с погодой, а собственно музыкальное меню оказалось и вовсе выше всяких похвал. В качестве легкой закуски - Новогодний концерт 1987 года с Караяном и Венскими филармониками в штраусовском репертуаре. Второй вечер - горячая апокалиптическая "Хованщина" 1989 года в постановке дирижера Клаудио Аббадо и режиссера Альфреда Кирхнера с участием - как это давно уж принято в мире - русских исполнителей (в их ряду наш меломан нашел бы все еще великолепного Атлантова и на тот момент еще радующих ухо Шемчук с Бурчуладзе). Третий вечер - "Летучая мышь", которую на Западе, например, в Ковент-Гарден или Венской Штаатсопер, особенно любят в качестве новогоднего блюда. Нам показали бюргерски-старомодную и в своей старомодности даже обаятельную версию 1972 года с Карлом Бемом за дирижерским пультом. Четвертый вечер - десерт в традиционном постановочном стиле под названием "Свадьба Фигаро", "приготовленный" в 1991 году для фестиваля "Винер фествохен" Клаудио Аббадо и Джонатаном Миллером. Пятый вечер - десерт суперкласса, "Дон Жуан" 1990 года, знаменательный тем, что это была первая моцартовская постановка Аббадо в Вене и первая венская постановка режиссера Люка Бонди, в которой к тому же был занят, пожалуй, самый блистательный Дон Жуан мира - Руджеро Раймонди. Публики было предостаточно. Больше - случайной, забредшей на минуту или полчаса из бурной московской ночи (сеанс начинался в восемь). Меньше - по-настоящему заинтересованной, чему причиной крайняя скудость рекламы и неконкретность ее содержания. Но это лишь самая досадная, а не криминальная ошибка венского фестиваля под московским небом. Криминальной будет наше "ауфвидерзейн" блестящей идее, обреченной на российских просторах - при должном воплощении и уже отечественными средствами - на непреходящую популярность. Шуберт по-бетховенски, Штраус по-венскиВ Большом зале Московской консерватории выступил Большой симфонический оркестр имени П.И.Чайковского под управлением маэстро из Австрии Рудольфа Штрайхера. Предложенная программа выглядела весьма заманчиво: на первое - Большая симфония до мажор Франца Шуберта, а на второе - бессмертные опусы семьи Штраусов. О вкусах, как известно, не спорят. Но пришедшие на концерт, смею предположить, этим бы и не стали заниматься - им по душе, вероятно, и Шуберт-романтик, и весельчаки Штраусы. Единственная проблема заключается в том, способна ли публика отличить качественный продукт от подделки. Судя по реакции, ей сделать это пока не удается. Конечно, в данной ситуации большое значение имеет своеобразный психологический аспект, а именно - авторитет БСО им. П.И.Чайковского. Действительно, это коллектив с хорошей репутацией, высоко ценимый во всем мире. Но нельзя забывать и о том, кто, грубо говоря, сегодня на кухне повар. Г-н Штрайхер, хотя и имеет профессиональное музыкальное образование (консерватория им. Брукнера города Линца), его послужной список нельзя назвать выдающимся (хоровые и оркестровые коллективы провинциальных городов Австрии). Он, правда, работал и с Венским филармоническим оркестром (президентом которого, кстати, является), и с оркестром Моцартеума, но все же, думаю, не случайно маэстро сделал карьеру не дирижера, а менеджера и политического деятеля (на протяжении многих лет он был министром и членом Федерального правительства Австрии). Развеселые польки и вальсы, конечно, нужно суметь прочувствовать и подать. Это дирижеру удалось неплохо. Особенно же виртуозно он управлял залом, показывая, насколько громко нужно хлопать в такт заводного "Ракоци-марша". Однако куда сложнее собрать воедино все нити симфонической партитуры. Тем более шубертовской, да еще и такой неоднозначной. Симфония Шуберта прозвучала в интерпретации г-на Штрайхера совсем по-бетховенски - тяжеловесно и прямолинейно. Как-то не заметил он среди мощных туттийных звучаний саму суть венского романтика - лирические темы. Вот такая получилась "венская кухня" с немецким уклоном. Также в рубрике:
|