Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 35 (7146) 17 - 23 сентября 1998г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Давайте представлять!

Вера Красовская о своей жизни

Беседу вела Юлия ЯКОВЛЕВА
Санкт-Петербург


Вера Михайловна КРАСОВСКАЯ - капитан и лоцман нашей фиксируемой на бумаге истории балета. Танцовщики, хореографы, теоретики выходят из ее трудов, как русские литераторы - из гоголевской "Шинели". Многотомные "Истории" отечественного и западного балетных театров, монографии, посвященные Павловой, Нижинскому, Вагановой, Чабукиани, Долгушину, статьи, превосходящие по содержательности иные книги. В Америке ее имя включено в список двух тысяч знаменитейших женщин мира. Однако сама Красовская всячески отмахивается от амплуа "живого классика". Говорит, что не любит давать интервью и выслушивать торжественные речи в свой адрес. А на вопрос "почему?" с удовольствием вспоминает "Короткие рассказы" Хармса. К счастью, в каждом правиле есть приятные исключения.

    

- В какой атмосфере вы росли?

- Мой отец был профессором русской архитектуры, специализировался на деревянном зодчестве. После революции отошел от дел: ведь тогда стали считать, что это - не профессия, а храмы и покои вельмож - не архитектура. Приходилось туго... Отец моей матери сначала был тульским губернатором, потом могилевским, потом - членом Государственного совета.

Мама была удивительно смелой и оптимистичной женщиной. Казалось бы, выросла в такой семье - с француженками и англичанками-гувернантками... Она безупречно знала оба языка, но это было ни к чему в перевернутой жизни. Мама не брезговала ничем. Она даже торговала пирожками, и как-то милиционер вел ее с лотком мимо института, где мы жили... Мы, в общем, были дружной семьей. Брат Юрий, на полтора года моложе меня, подчинялся мне решительно во всем. Любимой нашей игрой было "давайте представлять". У нас была подруга - Тата Рождественская. Мы жили в Институте гражданских инженеров, а она - неподалеку, на Бронницкой. Она была непременной участницей наших представлений. Кончалось обычно тем, что Юра оставался при двух красавицах, мы переводили его в магометанскую веру, и обе выходили за него замуж.

Мама давала нам волю. Мы играли во дворе с детьми служащих института - водопроводчиков, печников и т.д. Но дети были, конечно, не такие, как сейчас. Даже в простых семьях они воспитывались в уважении к Богу, царю и Отечеству.

    

- Вы рано научились читать?

- В четыре года. Этому способствовало то, что в квартире часто бывали обыски. Выворачивали книжные шкафы в папином кабинете - один из этих шкафов до сих пор стоит у нас в большой комнате. Все книги - на пол, так они и оставались лежать. Собачий холод был в квартире - мы еле-еле доставали каких-нибудь палочек, чтобы протопить хотя бы одну комнату. Я приходила в кабинет, на мне был надет заячий тулупчик, как у пушкинского Савельича, садилась на пачки книг и читала. Юрка бегал кругом и кричал: "Давай представлять! Давай представлять!" Потом бежал к маме: "Верка опять читает!" Мама шла посмотреть, что я читаю. Выяснялось, что Мопассана, - но ничего не понимала в этом, кроме того, что там есть какая-то пестрота жизни.

    

- Кто были ваши любимые авторы в детстве?

- Гофман. Все, что связано с фантастикой и романтикой. И, конечно, Пушкин и Лермонтов. Пушкина очень любила мама. Она не расставалась с "Евгением Онегиным". Книжка была в бумажной обложке, на ней изображена кудлатая голова. Как-то мама читала и вдруг притихла. Я смотрю, а она приложила пальцы к этому портрету и прикидывает: хорошо ли Пушкину без бакенбардов.

    

- Как вы попали в хореографическое училище?

- Несколько раз мы ходили в балет. С этого для меня все и началось - оригинальности нет никакой. Тогда директором театров был Иван Васильевич Экскузович. Он окончил Институт гражданских инженеров и был учеником моего отца. У нас была няня Полина Алексеевна. В нее влюбился старший брат Экскузовича и уволок ее от нас. По-видимому, был из хороших пошляков, говорил: "Моя жена - баронесса". А "баронесса" была горничной у моей бабушки, потом - нашей обожаемой няней. Он- то и переделал ее из Пелагеи в Полину. Она была красива - в духе некрасовских женщин... Я очень хотела в балетное училище. Папа поехал к Ивану Васильевичу, и тот пообещал, что все будет хорошо. Потом я так рвалась оттуда!

    

- Почему?

- Хотелось домой. Я, наверное, рвалась бы из любого места.

    

- Но что-то вас все-таки держало в училище?

- Надо было учиться - там или где-то еще. Однажды у меня нога была долгий срок в шине из-за воды в колене. Когда вернулась в школу, выяснилось, что сильно отстала. И мама - уж не знаю, кто ей посоветовал, - пригласила Веру Каминскую, замечательную танцовщицу и поразительного педагога. Она сделала из меня балерину - хоть сейчас на сцену. И говорила, что, если б я не бросила, она довела бы меня до кондиции. Но я не любила себя в этом деле. Училась танцам плохо. Мое место было на диване с книжкой - это я обожала.

    

- Как Ваганова относилась к тому, что вы плохо занимались танцем?

- Она меня как-то спросила, встретив в одном из наших коридоров в училище: "Почему ты еле ноги тянешь?" Это были уже репетиции нашего выпускного спектакля. Я сказала: "Агриппина Яковлевна, это потому, что мы едим дома одну пшенную кашу без масла". Она меня потрепала по плечу и ушла. Но перестала ко мне придираться. Просто махнула рукой. Весь наш выпуск взяли в театр.

    

- Как сложились судьбы танцовщиков вашего выпуска?

- Валя Лопухина вскоре стала балериной Большого театра. Не без удовольствия вышла потом на пенсию и, к сожалению, скоро умерла. Еще была Лидочка Травкина - фарфоровая куколка, голубоглазая, с совершенно белокурыми волосами, с красивой пластикой. Но она на второй год пребывания в театре заболела туберкулезом и умерла. А остальные все танцевали в двойках, тройках, не более того.

    

- Вы дружили с кем-то в театре?

- Я очень дружила в школе и театре с Валей Лопухиной. Она рано вышла замуж и уехала в Москву. Но мы встречались регулярно. Она была милейшая. Очень талантливая. Поддерживала Захарова. Потом я ей сказала: "Дура ты, дура, если бы тебя увидел Фредерик Эштон или Джордж Баланчин, ты была бы танцовщицей мирового уровня". Она идеально подходила для этих балетов. Красивые ноги, блестящая техника. А здесь она танцевала, что называется "никак", Марию в "Бахчисарайском фонтане". Она не на той улице родилась. И не понимала этого.

    

- Наверное, она была не одна такая?

- Конечно, хотя потом как-то стали следить за амплуа.

    

- Правда ли, что в 30-е годы утренний класс был необязателен для кордебалета?

- Можно было не ходить - никто не обращал внимания.

    

- Вы не оттанцевали положенный срок в театре?

- Не оттанцевала. Потому что не поехала в эвакуацию - заболела. У нас уже все вещи были на вокзале, в поезде, который отправлялся в Пермь. Пришлось брату ехать туда и забирать их, тащить назад. Потом мы хлебнули все радости блокады.

    

- Вы ведь продолжали танцевать в блокаду...

- Я танцевала в концертной бригаде консерватории до 7 ноября. После этого светлого праздника все гастроли прекратились... Судьба выкидывает иногда странные штуки. Мой первый муж - он был скрипачом в оркестре БДТ и преподавал в консерватории - тоже остался в городе и очень быстро стал разваливаться. Вообще женщины выносливее мужчин. Каким-то образом тут возник мой второй муж - командир или комиссар летного полка, - которому я и сплавила первого, чтобы он его увез. И он переправил его на самолете на Большую землю и помог вернуться в нормальное состояние. Тот уехал в Пермь, где его ждала моя большая приятельница, влюбленная в него по уши, - Валя Осокина, танцовщица нашего театра.

После блокады я быстро восстановилась. Но не хотела больше танцевать. Сначала мы с мамой эвакуировались в Башкирию, в город Белебей. Там я вела детскую группу. Они у меня здорово танцевали: мы даже концерты давали.

    

- Вы вернулись в Ленинград и...

- Вернулась в Ленинград с моим новым мужем, который, конечно, был для меня совершенно чужим человеком. Вскоре мы разошлись.

    

- Каков для вас общий образ того времени?

- Страх. Ужасное было время. Не покидало ощущение, что людей арестовывали наугад. Нину Анисимову забрали накануне ее концерта в филармонии. Она умоляла: "Куда же я денусь за день, дайте хоть концерт станцевать". Тщетно. Она пробыла там довольно долго... Постоянные обыски. Однажды я пришла домой из театра, стучу, мне открывает дверь человек в военной форме. Я обмерла. Мы с моим первым мужем жили в коммунальной квартире. Муж высовывается и кричит: "Мартыночка, не волнуйтесь, это не к нам". Обыскали всех и увели соседа - отца двоих детей. Это было перед войной... Потом уже с Золотницким мы жили на Фонтанке напротив БДТ. В одно прекрасное утро 53-го года я поднимаю штору: "Дод, помер!" - над театром развевался траурный флаг. Почти по Ахматовой - "Над дворцом черно-желтый стяг..."

    

- Закончив танцевать, вы сразу подумали о балетоведении?

- Нет. Ничего я не думала. Жила, как одуванчик у забора.

    

- Что же привело вас в институт?

- Даже не помню. Мы жили в институтском дворе на Исаакиевской площади. Это была бывшая кухня дома Зубовых, из нее сделали две квартиры, в одной из которых мы и жили. Нашим соседом по лестнице был профессор Сергей Сергеевич Данилов. Он говорил потом: "Я создал Красовскую из пены, как Афродиту". Отчасти был прав. Я подошла к нему и сказала, что очень хочу в аспирантуру. К тому времени я уже печаталась. Он ответил: "У вас же нет высшего образования, как вы пойдете в аспирантуру? Ну, давайте попробуем".

Это был первый набор после войны. Меня взяли чистым фуксом. Потом пришлось экстерном сдавать экзамены в вуз. Тогда в моей жизни и появился Давид Золотницкий. Вот, например, политэкономия, в которой я до сих пор ничего не понимаю. Дод и Сергей Сергеевич распределили свои обязанности. Я вытаскивала вопросы и передавала их Сергею Сергеевичу, тот выносил в коридор Доду. Он бежал в библиотеку, писал какой-то суммарный ответ и опять передавал его Сергею Сергеевичу. Тот подходил к моему столу с этой бумажкой, клал ее рядом со мной, подержав некоторое время рукой, и уходил. А я получала свою несчастную "тройку".

    

- Как вы познакомились с Давидом Иосифовичем?

- В аспирантуре. Очень занятно: всю аспирантуру мы не обращали друг на друга никакого внимания. Дод уже тогда работал в редакции журнала "Звезда", очень бывал занят и никем особенно не интересовался. Как-то мы сидели сбоку на стульях в репетиционном зале - там что-то происходило. Вдруг Дод протянул руку через несколько человек и дернул меня за волосы - я тогда убирала волосы назад в узел. Так это все и началось.

    

- И продолжается вот уже?..

- Больше пятидесяти лет. Мы познакомились в 46-м. В общем, Дод и сделал из меня писательницу. Я с большим уважением относилась к его советам. Потом наше творческое влияние стало взаимным.

    

- Какая ваша книга нравится вам больше всего?

- Одно время очень нравился "Нижинский", а сейчас - не знаю. Я все время говорила, что мою историю балета надо читать со второго тома. А сейчас взяла первый том, который не держала в руках много лет, и смотрю, что он вполне достоин того, чтобы по нему учились люди.

    

- Вы хотите сказать, что сейчас иначе оцениваете сделанное?

- Да нет. Скорее, более трезво: что плохо, то плохо, что хорошо, то хорошо. Первая моя книга была о Вахтанге Чабукиани. Она написана еще по правилам того времени, да еще и вышла в двух изданиях! Но времена же меняются. Всегда надо искать свой индивидуальный стиль, чтобы меньше зависеть от этих перемен.

    

- Кто ваши любимые персонажи в истории балета?

- Мне очень интересен Новер. Среди танцовщиков - Константин Сергеев и Никита Долгушин. Со школьных лет я обожала Уланову...

    

- Вы поддерживали дружеские отношения?

- Нет. Но странно - мы были очень похожи внешне. Типичная история - ко мне подходит на улице женщина и спрашивает: "Это вы или не вы?"

    

- И что же вы отвечали?

- Отвечала честно: "Это не я" - и уходила.

    

- И тем наверняка вносили свою лепту в легенду об улановской застенчивости.

- Не исключено. Как-то раз Дудинская, Сергеев и я уезжали из Тбилиси, где проходил очередной творческий слет. Сели в машину, и, когда она тронулась, я увидела, что Наташа Шереметьевская, которая вышла провожать, прямо-таки согнулась пополам от хохота. В тот же день я ей позвонила: в чем дело? "Когда вы сели в машину, один грузин сказал другому: "Смотри, Уланов поехал" - вот что ее так развеселило. Из нас троих узнали только "Уланову". Вообще с этими официальными мероприятиями связано много забавных воспоминаний. В Баку в гостинице вывесили объявление: "По случаю съезда балетмейстеров и нефтяников мест нет". Как всегда, от великого до смешного...

Также в рубрике:

МУЗЫКА

ХРОНИКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;