Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 35 (7146) 17 - 23 сентября 1998г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноМужчинам идет заниматься деломЛюбшин и его сыновья Светлана ХОХРЯКОВА Сегодня часто говорят об актерских династиях, но только не о Любшиных. Странное дело, но многие даже не подозревают, что у Станислава Любшина два сына и оба связаны с кинематографом. Возможно, происходит это оттого, что сам глава династии не очень-то любит рассуждать на подобного рода темы. Стало общим местом говорить о нелюдимости актера Станислава Любшина. Днем с огнем ведь не сыщешь его интервью. Однажды, в канун Международного женского дня, обзванивали известных людей, чтобы заполучить несколько красивых слов в адрес дам. Любшин сделать это отказался, заметив при этом, что своих женщин он поздравляет сам, без газет. Нелюдимым кажется Любшин и на экране. Вглядитесь в его героев. Они всегда чуть отстраненные, дистанцированные. Вроде и парень-то свой, соседский, а запросто по плечу его не похлопаешь. Возможно, что это уже чисто зрительские фантазии, родившиеся от восприятия личности самого актера. Родился Станислав Любшин в некогда подмосковном Владыкине. Серьезный райончик: неспокойный, с происшествиями. Отец работал агрономом, мать трудилась в теплице. Понятно, что и сын крестьянскую науку усвоил. Одно время что-то сторожил в родном совхозе. Потом уже пошел в техникум, осваивал специальность сварщика. Там-то и начал постигать актерские азы, благо драмкружки были в почете. В итоге окончил Театральное училище им. М.С.Щепкина. Педагоги говорили, что может Любшин сыграть практически любую роль. Как выяснилось по прошествии лет - не ошиблись. Молодой актер выбрал местом службы Театр "Современник". Там и был он замечен Марленом Хуциевым. И стал одним из трех друзей в картине "Мне двадцать лет" ("Застава Ильича") - экскаваторщиком Славкой Костиковым, надежным другом и мужем. В картину Владимира Басова "Щит и меч" Любшин попал оттого, что нужен был герой, способный в толпе затеряться. Разведчику полагается быть неприметным. Роль эта принесла Любшину в шестьдесят восьмом году почетный некогда титул актера года по опросу журнала "Советский экран". Простота всегда была помножена у актера на тонкость и деликатность натуры. Вроде бы не герой-любовник, не его это амплуа, а любовь играл. Дуэты с такими женщинами, играть с которыми иным актерам и не снилось: с Людмилой Гурченко в "Пяти вечерах" Никиты Михалкова, Марианной Вертинской в фильме Вячеслава Криштофовича "Женщина в море", Ириной Купченко в вампиловской телеверсии "Дом окнами в поле" Г.Павлова, Ниной Руслановой в короткометражке А.Штыгилова "Встреча". В день 65-летия Любшина по всем каналам по обыкновению крутили фильмы с его участием, глядя которые, понимаешь, что ведь не влюбиться в его героев невозможно. Любшинский герой - человек с биографией. Есть на лице его печать одиночества, многолетней усталости, неустроенности. За его плечами всегда ощутима судьба. Это Любшин играть умеет. В свое время Василий Шукшин поспособствовал осуществлению первой режиссерской пробы Любшина. Фильм же "Позови меня в даль светлую" случился в семьдесят седьмом году, уже после ухода Шукшина. Любшин как-то очень осторожно подбирался к кинорежиссуре. Прежде осуществил радиоспектакль на основе шукшинской киноповести. Потом уже снял фильм с оператором и сорежиссером Германом Лавровым, сыграл в нем роль жениха Груши - Лидии Федосеевой. Фильм был замечен: на фестивале в Мангейме получил несколько призов, в том числе и премию ФИПРЕССИ. Станислав Любшин на своем актерском веку сменил несколько театров. Подолгу нигде не задерживался. Только в ефремовском МХАТе служит с 1981 года и по сей день. Снимался, быть может, не так часто, не мельтешил, но почти всегда был в работе. Случались редкие паузы. После фильма "Не стреляйте в белых лебедей" Родиона Нахапетова 1980 года, где сыграл он Егора Полушкина, что расписывал лодки рыбами да птицами всем на смех, Любшин появился на экране вновь через шесть лет в картине Георгия Данелия "Кин-дза-дза". Последняя его по времени роль - граф Петр Толстой, глава тайного сыска, искусный интриган в картине Виталия Мельникова "Царевич Алексей". Это уже 97-й год. А до того лишь Паниковский в "Мечтах идиота" Василия Пичула в 93-м. Любшины - семья кинематографическая. Старший сын Юрий - известный оператор с приставкой А.Р.К.О., что означает причастность к Ассоциации российских кинооператоров. Послужной его список солиден: 14 картин, а это - "Мечты идиота", "Письма в прошлую жизнь", "Любить по-русски-2", "Бедная Саша" и другие. Поговоришь с Юрием, и складывается впечатление, что операторам понятие "творческий простой" неведомо. Оказалось же, что все не так просто. Был даже голодный период. И если бы не Тигран Кеосаян, позвавший делать клипы и рекламу, было бы совсем туго. Окончил Юрий Московский институт электронного машиностроения и только потом операторский факультет ВГИКа. Когда человек идет в артисты, тут все понятно, но вот откуда берется стремление стать оператором? У Юрия Любшина с этим выбором связана, как он сам говорит, романтическая история. Виноват в том, как сложилась его судьба, оператор Анатолий Заболоцкий. Началось с того, что Станислав Любшин снимался в картине "Альпийская баллада". Сына девать было некуда, пришлось брать с собой в экспедицию. Юре тогда лет девять было. Съемки проходили в Теберде, в Карачаево-Черкесии. Жила съемочная группа в деревянных хибарах, палатках, рядом с ледником в горах. Но вот появился на съемках человек в костюме летчика-истребителя, весь в каких-то шлангах. Зрелище фантастическое. Ребенок, понятное дело, заинтересовался, кто же это. Объяснили: оператор Анатолий Заболоцкий. Потом тот сел за какую-то штуковину, крутил ее двумя руками, кричал, как настоящий командир. При этом оказался безумно красив - прямо Бог, спустившийся с небес. Позднее уже отец проводил с Юрием разъяснительную работу, говорил, что профессией операторской, очень зависимой по сути своей, лучше не заниматься. Старший Любшин сказал младшему: "Ты, старик, давай выбирай себе нормальную профессию, в конце концов, всегда можно стать артистом". Хотя в артисты Юрий Любшин не собирался никогда, понимая, что лучше отца все равно не будет. Однако в кино все же снялся. В картине Камары Камаловой "О том, чего не было". В то время у Юрия был роман с его нынешней женой Еленой Аминовой, а она как раз играла в той картине главную роль. Дело было в Узбекистане. Юрий там же параллельно снимал другую картину. Жили в одном городе, но экспедиция у одного за сорок километров вправо, а у другого за тридцать влево. Встречи на бегу, на лету. Увидев, как влюбленные мучаются, Камара сделала доброе дело, соединила Елену и Юрия, дав последнему небольшую роль в своей картине. Жена Юрия - актриса Елена Аминова - снялась в восемнадцати фильмах. А дебютировала в 1972 году в картине "Случайный адрес". Потом были: "Трест, который лопнул", "Формула любви", "Миллион в брачной корзине", "7 дней с русской красавицей", "Под знаком скорпиона", "Любить по-русски-2". Снималась в картине "Графиня де Монсоро". Написала недавно Елена в соавторстве со своим другом сценарий по Альфреду Хичкоку. И поскольку была когда-то ведущей актрисой Одесского театра, ездит туда постоянно и ставит спектакли. А вообще-то у Елены Аминовой два образования - актерское и журналистское. Дочь Юрия и Елены - Даша Любшина снимается в рекламе, была у нее и роль в картине Владимира Басова-младшего "Одинокий игрок". Но вернемся к более ранним годам Любшина-среднего. Первая встреча с отцом на съемочной площадке прошла негладко. Юрий попал в 80-м году к оператору Павлу Лебешеву на картину "Родня". Параллельно на "Мосфильме" снимали фильм "Три года" Станислав Любшин с Дмитрием Долининым. У тех и других возникли какие-то проблемы с "человеком на фокусе" - есть такая кинематографическая специальность. Решили попробовать Юрия. Лебешев, однако, рисковать не стал, слишком уж опасно брать новичка, но посоветовал Юре идти попрактиковаться у отца. Юрий так и сделал. И тут пошел у него один брак, ничего не получалось. Долинин тогда сказал, чтобы этого парня на площадку больше не пускали. "После всей этой истории у меня было столкновение с отцом. Приезжаю к нему на дачу, окрыленный перспективой работы с Лебешевым да еще и у Михалкова, а он с порога меня встретил грубо, кричал, что я испортил им картину. Это было наверняка справедливо, но только не в той форме сделано. Со временем все забылось, но рану оставило", - вспоминает Юрий. Во второй раз поработать с отцом довелось у Василия Пичула в картине "Мечты идиота". Но там уже встретились на равных. Отец играл роль Паниковского. А сын стал опытным оператором. Младший сын Станислава Любшина - Вадим - окончил мхатовскую Школу-студию, курс Олега Ефремова. Некоторое время работал в самом МХАТе, из которого в 95-м году отчего-то ушел, причем происходили такие уходы не раз. Сам Вадим объясняет это обстоятельство отсутствием для него какой бы то ни было актерской перспективы. А в годы учебы поступало ему много предложений сниматься. Вместе с отцом успел поработать, а потом и самостоятельно в картинах "Мы веселы, счастливы, талантливы", "Детская площадка", "Пощечина, которой не было", "Вечный муж", "Сукины дети", "Темные аллеи"... А дальше наступила пауза. Правда, в прошлом году Вадим участвовал в кинопроекте по чеховским рассказам. Теперь, как он сам говорит, занимается личной жизнью. И даже вчерашние коллеги мало что о нем знают. "Не тусуюсь, значит, не снимаюсь", - бодро сказал Вадим Любшин. Хотя какие-то предложения поступают, и, кажется, мосты он не сжигает, надеясь на то, что в ближайшее время что-то изменится. Вадим, как и отец, о себе говорить не охотник, все шуточками да прибауточками отделывается. На самом-то деле не такое уж плохое качество, я бы даже сказала, красивое, мужское. Также в рубрике:
|