Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 20-21 (7327) 23 - 29 мая 2002г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СобытиеСпелые ягоды "Черешневого леса"В Нескучном было нескучно МУЗЫКАТатьяна ДАВЫДОВА
"Вся Россия - страна каких-то жадных и ленивых людей. Они ужасно много едят, пьют, любят спать днем и ужасно храпят...". Чеховский взгляд на современника может показаться кому-то спорным, кому-то забавным, а кому-то актуальным и сегодня. Впрочем, тот же недовольный соотечественниками Чехов с особой нежностью устами одного из своих героев говорит: "Вся Россия - наш сад". Тот самый вишневый сад, гибель которого символизировала, как учили нас на школьной скамье, горестный финал прежней жизни целого класса людей - идеалистов, рафинированных натур, тонких ценителей прекрасного. Проигравших новому времени, в котором духом коммерции пропитано все насквозь. Долгое время Россия обходилась без этого сословия - аристократии, знатных людей, обладающих не только деньгами и властью, но высокой культурой и духовностью. Отдельные личности "голубой крови" - были, сословия - не было.
Идея возрождения России как страны щедрых и активных людей, наделенных, между тем, рядом наиблагороднейших качеств, легко прочитывается в проектах организаций, объединенных в своей деятельности приверженностью к красоте и обладающих хорошим вкусом. В их числе - компания Bosco di Ciliegi (в переводе с итальянского - "черешневый лес") во главе с Михаилом Куснировичем и артистическое агентство "Краутерконцерт" во главе с Александром Краутером. Они придумали прогремевший в прошлом году фестиваль "Черешневый лес". Но организаторы не ограничились красивой символикой. Заразили своей идеей известных деятелей культуры (многие из них - Олег Янковский, Юрий Башмет, Игорь Бутман, Галина Волчек, Вячеслав Зайцев, Павел Коган, Эдвард Радзинский, Виктор Третьяков и другие - входят в Попечительский совет фестиваля) и сделали его достоянием широкой общественности. И насадили живые деревья. Совсем еще юный черешневый лес, зеленеющий теперь в Нескучном саду, - не только символ некого возрождения. Это и самая настоящая черешневая роща почти в центре Москвы, атрибут родного дома. И пусть южная ягода и иностранные названия компаний-организаторов не соотносятся с чем-то исконно русским - новая "черешневая" идея могла зародиться только в умах, всерьез радеющих именно за эту землю. Наверное, подобные выражения покажутся кому-то слишком высокопарными и излишне пафосными, но это не важно. Важнее понять, что для проекта под названием "Черешневый лес" - а стартовал уже второй фестиваль - пожалуй, чрезвычайно благоприятное время. Еще десять лет назад, напомнил председатель Попечительского совета Олег Янковский, театры и кинозалы пустовали, потом народ пошел в театр, но какой народ! Актеры пережили шок, а сатирики отобразили во всей палитре новых "ценителей прекрасного" - обладателей "Мерседесов" и пользователей супермобильной связи. И сейчас, когда прошли годы и здравый смысл частично возобладал, публика несколько изменилась. "У театров снова стоят "Мерседесы", но в них как будто сидят другие люди! Зал стал другой, хороший стал зал", - констатирует Янковский и продолжает: "Два человека - Куснирович и Краутер - находятся на разных позициях. Первый хочет выйти с проектом на как можно бульшую аудиторию, а второй занимается классической (явно немассовой) музыкой. И я, как третейский судья, нахожусь на стыке". Впрочем, расширение жанровых рамок в этом году все же имеет место - в фестивальную программу, помимо вечеров классической музыки в Музее А.С.Пушкина, включен концерт с участием джазменов - Игоря Бутмана и его биг-бэнда, которые вместе с МГАСО под руководством Павла Когана "подбодрили" самых стойких - оставшихся после новой земледельческой сессии (в холщовых балахонах и белых шляпах) в холодный и дождливый день на концерт в Нескучном саду. Основной концертный марафон в Государственном музее Пушкина на Пречистенке начали Госоркестр и немецкий пианист и дирижер Юстус Франц с полностью моцартовской программой (22-й фортепианный концерт и симфония "Юпитер"). Миссия открывать фестиваль, порученная первому по статусу оркестру России, вполне вписывается в обозначенную выше концепцию. Усталость к концу сезона на коллективе вроде бы не сказалась, даже несмотря на удивительный закон, согласно которому от программы к программе почти любой наш оркестр рассыпается на кубики и его приходится каждый раз заново собирать. ГАСО порадовал хорошим, цельным и сбалансированным звуком, впрочем, лишенным стилистической определенности. Маэстро Франц, увы, не делает существенной разницы в звуке (ни как пианист, ни как дирижер) между Моцартом и, к примеру, Рахманиновым (г-н Франц не впервые выступал в Москве - есть с чем сравнить), поэтому стилистически нейтральное, среднестатистическое исполнение вместо ручной гравюры напомнило, скорее, ксерокс с соответствующим уровнем художественной ценности и качеством "пропечатки" деталей. Через день в том же зале выступал Михаил Плетнев с лучшим, как было объявлено, духовым ансамблем Великобритании - London Winds. Играли "Багатели" Лигети, Квинтет ор.16 Бетховена, 17 вариаций Дамаза и Квинтет Римского-Корсакова. Обыденное уживалось с трансцендентным. С одной стороны, присутствие музыкантов такого ранга в этом зале - теперь факт, само собой разумеющийся. По другую сторону - удивление, вызванное творческими обстоятельствами. Запредельно для понимания свойство Плетнева быть уникальным "позвоночником" ансамбля. "Маэстро идеальных темпов" обладает самой невероятной "дыхалкой" (да простят меня за этот бытовизм из сферы вокальной "кухни"), и его внутренний музыкантский "стержень", и как частное его воплощение - архитектоническая и мелодическая "леска", на которую натягивается как отдельно взятая фраза, так и вся форма в целом, просто не имеют аналогов (в наибольшей степени это было слышно в Квинтете Бетховена). Английский ансамбль, приезд которого можно расценивать как редчайший подарок от Bosco и "Краутерконцерта" отличает, помимо технического совершенства, особое чувство единства в мелодической ли эстафете (а в исполняемой программе было весьма много музыки, чрезвычайно насыщенной сложнейшей полифонией), или в гармонической вертикали (без "торчащих" тембров и при тончайшим образом выверенном балансе). Концерты подтверждают: перекресток, где встречаются интересы Bosco di Ciliegi и "Краутерконцерта" идеологически ясен. Эти пути-дороги скрещивает известная перворазрядность объектов постоянного внимания этих организаций. Вполне сопоставимые по значению имена собственные: Givanchy, Nina Ricci, Kenzo, Max Mara, Calvin Klein - Михаил Плетнев, Николай Петров, Юрий Башмет, Владимир Спиваков, Вадим Репин, Андрей Гаврилов. И музыка, и мода, и сад, и человек - все должно быть прекрасно (опять же по-чеховски), то есть по высшему разряду. Также в рубрике:
|