Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 20-21 (7327) 23 - 29 мая 2002г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Кино

МАРК РУДИНШТЕЙН: ""Кинотавр" надо охранять как памятник культуры"

Беседу вела Татьяна ИСКАНЦЕВА
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


М.Рудинштейн

1 июня в Сочи начнется XIII Открытый Российский кинофестиваль, а 3 июня к нему "примкнет" IX Международный кинофестиваль. Об этом наш разговор с президентом группы компаний "Кинотавр" Марком РУДИНШТЕЙНОМ.

    

- Марк Григорьевич, в этом году на Открытом Российском фестивале появился еще один конкурс - "Зрительский взгляд". Как пришла такая идея?

- Когда-то на "Кинотавре" уже было "Кино для избранных" и "Кино для всех", так что "уши" идеи торчат оттуда. Но и раньше вокруг нее было немало разговоров. "Избранные" возмущались: "Что ж, нас народ не смотрит?", а их оппоненты были недовольны тем, что их продукция - для всех. "Зрительское" зрелищное кино остро нуждается сегодня в поддержке. Уверен, оно может растормошить публику, привлечь ее на показы российских фильмов. Поэтому мы и придаем новому конкурсу такое большое значение. "Зрительский взгляд" имеет те же призы, что и первая конкурсная программа. И судить его будет серьезное жюри. Надеемся заинтересовать этой акцией и прессу, и кинотеатры, создать, таким образом, "шумовой" резонанс для обывателя: пусть знает, что хорошее отечественное "зрительское" кино есть! Существует и еще одна причина появления нового конкурса. Нынешний Открытый Российский кинофестиваль - тринадцатый по счету, и мы эту цифру всячески обыгрываем. У нас и цирковая программа называется "Кругом 13", и в футбольном матче хотим вывести на поле команду из тринадцати игроков, хотя по правилам положено одиннадцать, и даже закрываем фестиваль на день раньше, чем обычно, - 13 июня. И в каждой конкурсной программе, соответственно, - по тринадцать фильмов.

    

- Оценивать "Зрительский взгляд" будете по "гамбургскому счету"?

- Это прежде всего должно быть искусство, художественное кино. Во всяком случае, таков "гамбургский счет" в моем понимании. Но вынужден напомнить шаблонное высказывание про то, что нельзя впрячь в одну повозку коня и трепетную лань. Хотя оба эти существа имеют право на жизнь. На съемках телепрограммы Михаила Швыдкого, где речь шла о культурной революции, я сказал, что искусство - это наивысший взлет массовой культуры. И именно массовую культуру мы имеем в виду, когда говорим о зрительском потенциале картины. Но, конечно, фильмы должны иметь и хороший художественный потенциал. Считаю, что конкурс "Зрительский взгляд" призван заполнить существующую в нашем кино брешь между гениальным и бездарным. Ведь чем хорош американский кинематограф? Он имеет очень приличный "средний уровень". А у нас этого нет. У нас либо Козинцев с Тарковским, либо... ладно, не стану называть фамилии, чтобы не обидеть творцов.

    

- Как обстоят дела с конкурсом "Дебют"? Фильмов хватает?

- Их столько, что некоторые картины мы из "Дебюта" перебрасываем в основной конкурс. А уж что молодые натворили, посмотрим на "Кинотавре". Там традиционно будут показаны и лучшие фильмы

III Форума молодого кино "Дебют-Кинотавр. Короткий метр", прошедшего в Москве в апреле. Мы даем возможность их авторам "засветиться" на фестивале, найти своих будущих продюсеров, спонсоров. "Кинотавр" в Сочи - это ж большая ярмарка, дающая простор для знакомств всем, кто туда попадает. Но надеюсь дожить и до той поры, когда только участие в фестивале будет поднимать прокатную планку фильма в России. Конечно, нужны еще и десять-пятнадцать кинозалов в каждом городе, которые крутили бы российское кино. Но это уже другой разговор. Устал повторять, что власти обязаны лоббировать отечественное кино. Имеются в виду не льготы, не выделение средств, а создание благоприятных возможностей для его развития. Да запретите вы кинотеатрам аренду, но разрешите все виды коммерческой деятельности - игровой, ресторанной, буфетной, какой хотите! И пусть прибыль от нее погашает цены на билеты, сдерживает их. А особое внимание уделите кинозалам, в которых показывают наши фильмы. Потому что Центры российского кино в России должны существовать обязательно.

    

- Было время, когда отечественных фильмов снималось так мало, что в конкурсную программу "Кинотавра" попадали чуть ли не все имеющиеся. Сейчас есть из чего выбирать?

- В этом году выбирать пришлось из шестидесяти картин, а к началу фестиваля их будет закончено восемьдесят. И уже идет борьба за картины с другими фестивалями. Мне такая ситуация нравится. Наше кинопроизводство сейчас очень стабильно. И спасением оно обязано прежде всего телесериалам: они заложили финансовую базу будущих художественных кинопроектов. В титрах ряда конкурсных картин, представленных на "Кинотавре", тоже стоят имена известных телепродюсеров. Все это радует, потому что телеэкран забили, наконец, лицами российских артистов. А это гарантия будущего успеха отечественного кино в прокате. Вспоминаю довольно смешную ситуацию. Внук Олега Янковского, увидев деда рядом с Дмитрием Певцовым, подбежал и восхищенно спросил: "Дедушка, неужели ты его знаешь?" Вот наш обыватель абсолютно такой же, как этот насмотревшийся сериалов ребенок.

    

- В свое время вы говорили, что Сочинский фестиваль вынужден подменять прокат. Что-то изменилось теперь?

- Поймите, "Кинотавр" не подменял прокат. Просто тогда это была единственная возможность показать наше кино. В межфестивальный период мы ездили с российскими картинами по стране и в разных городах устраивали Недели "Кинотавра". А сейчас фестиваль занимается своим прямым делом - отражает происходящие в кино процессы и создает прокатную судьбу наиболее удачных продюсерских проектов. Меня очень радует наша конкурсная программа. Все картины, которые будут на фестивале, - это человеческие истории. Повторю свою старую фразу: наше кино выздоровеет тогда, когда перестанет решать социальные проблемы и начнет рассказывать человеческие истории. Именно по этому принципу и снято большинство конкурсных картин. Тут и "Звезда" Николая Лебедева, возвращающая нас к лучшим традициям советского кинематографа, и "Война" Алексея Балабанова, "Дневник камикадзе" Дмитрия Месхиева, "Займемся любовью" Дениса Евстигнеева, "Кино про кино" Валерия Рубинчика, "Коллекционер" Юрия Грымова, "Летний дождь" Александра Атанесяна, "Любовник" Валерия Тодоровского, "Письма к Эльзе" Игоря Масленникова, "Раскаленная суббота" Александра Митты, "Сказ про Федота-стрельца" Сергея Овчарова...

    

- Международный фестиваль в Сочи посвящен европейскому кинематографу. Почему именно ему отдан приоритет?

- Главная причина - чтобы с фестиваля сняли ограничения и мы могли на равных "драться" за картины со всеми мировыми киносмотрами. Ведь в каждой стране может быть только один крупный международный кинофестиваль, все прочие - тематические. Хотя по-прежнему считаю, что проходить он должен в красивом курортном городе, а Москва должна иметь крупнейший кинофорум, фестиваль фестивалей, как в Торонто, например. Я ведь занимаюсь Сочинским международным фестивалем не от хорошей жизни. Наша главная идея - в том, чтобы зарубежные гости смотрели на "Кинотавре" наши фильмы, знакомились с российскими коллегами. Собственно, этим они в основном и занимаются.

    

- Кто из зарубежных звезд приглашен в Сочи на этот раз?

- Ожидаются Джеймс Белуши, Дольф Лундгрен. Ведутся переговоры с Жераром Депардье, который вместе с Моникой Белуччи должен представлять фильм "Астерикс и Обеликс: Миссия "Клеопатра". Но Депардье привык летать исключительно на своем самолете, и это немного осложняет дело.

    

- Какие сенсации ожидаются?

- Очень многого ждем от холдинга "Совершенно секретно", который пообещал раскрыть на фестивале тринадцать "совершенно секретных" тайн. Говорят, одно из их разоблачений должно прямо-таки потрясти устои нашего общества.

    

- Почему в этом году вы решили привезти в Сочи не только фильмы, но и спектакли?

- Сейчас появилось очень много антреприз, есть интересные работы, которые хочется показать. Например, машковский "№ 13" или "Не отрекаются любя" Татьяны Догилевой. Пока ведем переговоры. И решено вывезти в Сочи мюзикл "Губы" в постановке Сергея Проханова.

    

- В этой версии романа Набокова "Камера обскура" вы и сами дебютировали на театральной сцене. Вам там уютно?

- Это не совсем дебют. Я же почти пять лет отучился в Щукинском училище, сам в свое время ставил спектакли и на театральную сцену тоже выходил. Но с тех пор прошло тридцать лет, и затея с моим внедрением в мюзикл "Губы" поначалу была моей блажью: думал, просто пошучу. А потом втянулся. И было шесть месяцев радости, связанной даже не с театром. Просто каждый день я приходил на репетиции - и никем в эти часы не командовал, никакие решения не принимал. Распоряжались мною. А мне надо было только добросовестно выполнить требования режиссера и вытащить из себя все, что еще осталось от актерского начала. И от этого я ловил кайф. Ну, а дальше... Загадывать не хочу, но актерство, лицедейство - штука заразная.

    

- Слышала, вы сейчас снимаетесь много?

- Сыграл в фильме "Бабий Яр" Николая Засеева главу еврейского семейства, которого расстреливают. Сейчас снимаюсь в Киеве у режиссера Юлии Демьяненко в тринадцатисерийной картине "Невеста для олигарха" в роли киевского Березовского. И приглашен сняться в экранизации романа Анатолия Рыбакова "Тяжелый песок", которую делает Дмитрий Барщевский. Есть там персонаж - Пиня, который тоже кончает расстрелом. Что-то часто меня расстреливать стали, не к добру. Еще запускаем киновариант мюзикла "Губы", где я тоже сыграю.

    

- А роль-мечта есть?

- Конечно. Хочу сыграть Тевье-молочника.

    

- Вы занялись личными проектами оттого, что перестали беспокоиться за "Кинотавр"?

- Я устал всем доказывать, что не занимаюсь "Кинотавром" - это делает команда. И уже обратился к Швыдкому с просьбой: пусть наш фестиваль заберет государство. Потому что "Кинотавр" - уже государственное явление и его надо охранять как памятник культуры. Если мое присутствие там будет необходимым - пожалуйста! Если же решат поставить во главе кого-то другого, пусть ставят. Потому что само здание прочное и в изменениях не нуждается. Фестиваль, надеюсь, будет жить, что бы со мной ни случилось. Но все-таки хочется, чтобы он был защищен официально. А вот от собственного присутствия на нем искренне хотел бы отойти. Лично мне как создателю этого дела стало скучно. Мне интереснее делать то, чем занимаюсь сейчас: играть в театре, сниматься, продюсировать картины. Кроме "Кинотавра", в моей жизни есть и другие ценности.

Также в рубрике:

КИНО

КНИГИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;