Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 20-21 (7327) 23 - 29 мая 2002г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Скорбь разума

Новое время "Бориса Годунова" в Мариинском театре

Елена ТРЕТЬЯКОВА
Санкт-Петербург


Сцена из спектакля

"Борис Годунов" М.Мусоргского вошел в сознание современников как "народная музыкальная драма". Так и существовал весь двадцатый век, только с прибавлением еще кое-каких определений - реалистическая драма, психологическая... Костюмный, исторический спектакль более всего оправдывал привычные ожидания публики...

Мариинский театр впервые нарушил эту традицию в 1990 году, когда по инициативе В.Гергиева перенес из Ковент-Гардена постановку А.Тарковского. Сцена представляла собой подиум, с разрушенными крепостными стенами по бокам, и огромный маятник в глубине неумолимо отсчитывал новое историческое время "Бориса". В финале свершалась вселенская катастрофа, оставляя на пустой дороге в обломках рухнувшего космоса незрячего пророка - Юродивого. Следующая постановка (97-го) - А.Адабашьяна и В.Гергиева - начиналась так, будто после спектакля А.Тарковского только что закрылся занавес. Там все рухнуло - здесь то, что осталось на обломках. На пустой сцене лишь несколько покосившихся ступеней на заднем плане, лагерная вышка, висящие без всякой опоры скелеты церковных куполов, лишенных крестов, и низко зависшие, тяжелые облака. Если Тарковский ставил вторую редакцию оперы - с польским актом и Кромами (по партитуре Д.Ллойд-Джонса) и размышлял о печальном историческом опыте утраченной Родины, то А.Адабашьян, обратившись - впервые в истории Мариинской сцены - к ранней версии Мусоргского, отклоненной когда-то театром, словно подводил итоги этим размышлениям. Его спектакль говорил об утрате веры - в Бога, в человека, в Россию. Все начиналось и завершалось картинами запустения и вековой спячки.

Новая постановка - В.Гергиева, В.Крамера, Г.Цыпина - несомненно, принадлежит изменившемуся времени - новому времени, новому тысячелетию. Этот "Борис" поставлен, будто "с чистого листа", вне традиций, без указания на конкретную эпоху, предельно обобщенно. Народ в первой же картине Пролога - копошащаяся на четвереньках серая толпа в ватниках и телогрейках, ожившая земная плоть. На пустой сцене только две огромные лебедки, канаты между которыми ограждают и ворочают эту не расчлененную на отдельные фигуры человеческую массу. Появление Щелкалова (В.Герело) в золотых парчовых одеждах - знак его абсолютной отделенности, намеренный контраст между народом и властью. Этот контраст усилится в сцене коронации, которая лишена привычных шествий с иконами и хоругвями. На последнем плане - фигуры бояр, ослепительно золотых идолов, почти марионеток, способных только качнуть головой в немыслимо высоких шапках. В центре - фигура Бориса, помещенного в витую, усыпанную каменьями клеть. Народ впускают на сцену лишь по знаку Шуйского, когда приходит пора славления. Монолог "Скорбит душа" резко меняет освещение сцены с кроваво-красного на мертвенно-белый. Скованный контурами клети, Борис очень медленно выдвигается вперед, будто на фуре, и так же медленно пятится назад, словно механизм, лишенный маневренности. А над сценой зависают огромные полупрозрачные колонны и купол по центру, напоминая о том, откуда идет звон колоколов. Но и купол, и колонны отнюдь не церковного происхождения - они словно из подводного царства, в котором водятся медузы и осьминоги, морские звезды и водоросли. Есть в этом что-то от образов Босха - искаженный больной фантазией мир людей и причудливых морских организмов. Эти чудища будут множиться в сцене галлюцинаций Бориса, в картине боярской думы, а в финале опустится над Годуновым странная люстра - паук с металлическими щупальцами, образующими уже другую клеть - не клеть власти, как вначале, а клеть смерти. И выйдут на сцену мальчики в рыжих париках и красных бархатных кафтанах, поднимут щупальца и усядутся вокруг убийцы Димитрия, наблюдая, как зловещее насекомое ползет вверх. Еще одна, последняя галлюцинация, воплощенный кошмар больной совести, поглотивший преступного царя.

Есть в спектакле несколько визуальных тем, перекликающихся друг с другом. Богатая клеть царя и клеть Юродивого из ржавых прутьев в виде погнутой, исковерканной церковной луковки, бояре-идолы (золотые вначале и зловеще черные в конце), ослепленные калики перехожие и ослепленный Пимен, ставший только в финале божьим человеком. Прозрачные, в наростах и отростках купола, искривленные формы сосудов в сцене в корчме, прозрачные кубы и конусы игрушек царевича Феодора, из которых он собирает, как конструктор, карту Руси, и вдруг среди абсолютно внебытового пространства, походящего на гигантский аквариум, нормальная детская игрушка - волчок, который заводит Шуйский, потом держит в руках Борис. Решения, варьирующие друг друга и контрастирующие друг с другом, парадоксально сочетающиеся и не сочетающиеся. Из таких вот шокирующих вроде бы нелепостей соткан новый "Борис Годунов". Соткан он, словно из видений больного сознания. Собственно, спектакль получился именно об этом. Не об истории, не о народных бедствиях и даже не о муках совести и терзаниях души. О фатальной болезни разума человеческого, порождающего такие видения - страшные, нереальные и одновременно красивые. Правда, красота эта отдает жутью.

Наблюдать все это было чрезвычайно интересно. Принять чрезвычайно трудно. Пушкинскую формулу, закрепленную за "Борисом Годуновым", - "судьба человеческая, судьба народная" - применительно к спектаклю можно перефразировать так: "судьба человечества". Трагическая судьба.

Оба премьерных спектакля оказались исполнительски неровными. Особенно пострадал первый - В. Гергиев взял такой темп, а точнее задал такой нерв с первой же картины, который оказался не по силам ни хору, ни солистам. Начались расхождения с оркестром, и спектакль словно выдохся, замедлился, стал излишне тягучим. Это сказалось на общем сценическом ритме, в котором обнаружились дыры, пропала логика смены картин, то перетекающих одна в другую, то отчлененных паузами разной длительности. На второй день все встало на свои места, и спектакль обрел равный себе звуковой образ.

Дебютировал в роли Бориса Е.Никитин. Делал вроде бы все правильно, но не без суеты и порывистости, которые можно счесть красками образа, а можно объяснить волнением и зажатостью. Многоопытный С.Алексашкин в той же партии предстал более масштабной личностью, был внутренне более наполненным. Впрочем, до идеала, до потрясения, далеко обоим. Абсолютное попадание - Е.Акимов (Юродивый), сумевший найти такой тембр, такие интонационные подтексты, что воспринимался как символ спектакля, его содержательный стержень. Предельно выразителен был К.Плужников - Шуйский, этакий паук в человечьем обличье. Преувеличенная манера игры и пения здесь вполне кстати, в спектакле бытовом линии роли показались бы излишне утрированными. Н. Гассиев в этом смысле несколько мягче. Не задался Пимен у Г.Беззубенкова, ему куда ближе Варлаам, что и проявил второй спектакль (имеется в виду актерское исполнение). А.Морозова в партии Пимена с трудом можно было услышать, голос не летел, низы оказались вообще неозвученными... Сколько ни доводилось слышать Ю.Алексеева в разных партиях, ни разу не пел чисто. Самозванец не стал исключением. В целом с музыкальным исполнением "Бориса Годунова" в Мариинском театре проблемы. А не должно бы так быть, ведь первая авторская версия звучала и в предыдущей постановке. И звучала пять лет назад лучше...

Также в рубрике:

МУЗЫКА

КОМПАКТ-ДИСКИ

КНИГИ

  • Достойнейший
    Лев Наумов. "Под знаком Нейгауза". РИФ "Антиква". Москва, 2002
Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;