Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 24 (7331) 13 - 19 июня 2002г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СобытиеЧудовища у властиПремьера фильма "Молитва о гетмане Мазепе" на "Кинотавре" (Украина - Польша) КИНОСветлана ХОХРЯКОВА
О фильме Юрия Ильенко "Молитва о гетмане Мазепе" после его показа на Берлинском кинофестивале нынешней зимой, пожалуй, не было сказано ни одного доброго слова. Общественность была эпатирована описаниями того, как Петр I насилует солдатика на надгробии Мазепы, а сам Мазепа предается эротическим забавам, восстает из гроба, и его останки, подобно всаднику, носятся на коне по бескрайним просторам. Существование такого рода сцен впечатляло априори. Украинские националисты житья Ильенко не давали, за то что гетман представлен отнюдь не в радужном свете. Свои претензии имелись и у российских националистов, да и не только у них. Даже критики (дело было уже в Сочи) пытались защищать Петра, который славен многими своими великими делами, и Петербург возвел никто иной, как он. Странно было все это слышать, поскольку верность исторической правде в данном случае не имеет особого смысла. Мы имеем дело с неким фантазмом, вольным полетом художественной мысли, не более и не менее того. В Сочи Ильенко не приехал. Он неважно себя чувствует. Берлинский показ и реакция прессы на фильм добили его окончательно. Очень жаль, что не приехал, потому как вопросов накопилось предостаточно. Не приехал и Богдан Ступка, который ныне уже не министр культуры Украины, но по-прежнему выдающийся актер нашего времени, и "Мазепа" тому пример. В пору работы над картиной, когда проект только-только затевался, Богдан Ступка приезжал в Москву и рассказывал автору этих строк о том, какие страсти кипели в Украине вокруг "Мазепы". Фильм крупнобюджетный. В итоге он потянул на 15 миллионов украинских гривен, что составляет где-то 2,8 миллиона долларов. Весь госбюджет, отпущенный на украинское кино, был фактически съеден данной картиной, что не могло не породить недовольства кинематографической общественности. Ступка, приглашенный на роль Мазепы, даже обратился за советом к Ежи Гофману, у которого снимался в роли Богдана Хмельницкого в картине "Огнем и мечом". Сомневался: стоит ли участвовать в работе при таких обстоятельствах, боялся быть заклеванным. Мудрый Гофман сказал в ответ, что кривотолков в любом случае не избежать, поэтому лучше уж сниматься, чем не сниматься. В Сочи показали телеверсию картины - 154 минуты экранного времени. Ее включили в конкурс IX Международного кинофестиваля. К окончанию просмотра зал опустел более чем на две трети. И все же я бы не спешила с категоричными оценками. Утверждать, что сделан абсолютно не талантливый, провальный фильм, не могу. К тому же каждый художник имеет право на неудачу, а талантливый человек, быть может, более других уязвим. Ильенко не снимал около 11 лет, и теперь, кажется, стремился высказать все то, что накопилось за столь внушительный срок. Фильм перегружен по всем параметрам, и этот тяжкий груз делает его потопляемым. Тема развенчания идолов не нова. Собственно об этом и последние фильмы Сокурова. События "Мазепы" происходят в годы российско-шведской войны начала XVIII века. Мазепа заключает союз со шведским королем Карлом XII против Петра I. Он бьется за независимость Украины, проливая кровь, принося на заклание сотни. После поражения шведов начинается охота на него самого. В преддверии гибели гетман прокручивает всю свою жизнь - беспорядочно и хаотично. Ильенко некогда был оператором фильма Сергея Параджанова "Тени забытых предков". Он по сию пору верен своему коллеге и себе, тому поэтическому кинематографу, что никогда не был для него чужим. Кто-то сравнил его в Сочи с Глазуновым в живописи за псевдо, возведенное в абсолют. Но "Мазепа" - это все же нечто иное, не Глазунов. Беда картины в другом: замысел, обещавший стать грандиозным, оказался невоплощенным. Стилистика, в которой работает режиссер, его подход к истории близки тому, что хорошо удается Роберту Стуруа, "Берлинер Ансамблю" (если оперировать театральными примерами), театру Брехта как таковому с его игровой и эпической структурой. Это "Карьера Артуро Уи", это политическое кабаре, вертеп, где все доведено до гротеска, до неправды, но убедительно в своей потрясающей метафоричности, оправдывающей любое преувеличение. Замах у Ильенко был именно таков. Мазепу сыграл Ступка, актер милостью Божьей. А Петра - самый настоящий статист, беспомощный в кадре, нелепо вращающий глазами - даже для вертепа это перебор. Неравное партнерство. В трактовке образа Мазепы шли от Льва Толстого, оставившего писания о том, что с Петра начинаются ужасы русской истории: беснующийся, пьяный, сгнивший от сифилиса зверь губит людей, распутничает, мужеложствует, разоряет Россию. Мазепа - дьявол во плоти, исчадие ада, гений зла, легко меняющий свои личины. И в фильме мы его видим в исполнении разных актеров, в том числе и сына Ступки - Остапа. Этот Мазепа великий лицедей. Он жив и мертв, жив даже после смерти, поскольку деяния его из истории не изъять. Он многолик, словно Будда. Он непотопляем и неуловим. Он плавает в гробу среди сотен убиенных людей, среди моря трупов. Все это откровенные, заведомые муляжи. И режиссер не стремится к правдоподобию. Это не входит в его намерения. Все неправда, папье-маше, опера, грандиозный, откровенный театр, в котором и сам Ильенко - актер. В облике маршала Жукова, опять-таки неправдоподобном, в одеждах, годящихся для шоу, кабаре, вертепа, появляется на краткий миг, чтобы подвести какой-то итог прошлому. А потом Ильенко предстает самим собой, как участник съемочной группы, снимающий неузнаваемую Раису Недашковскую в отвратительном обличье старой, грудастой ведьмы. Меры не хватает. Театр переполняет экран до краев, сверх краев. Потому оправданы претензии по части вкуса. Эротические сцены и вовсе за гранью фола, их так много, они однообразны и часто отвратительны. Стоило только удержаться на зыбкой грани "чуть-чуть", и вопросов бы не возникало. Этого "чуть-чуть" не хватило по-крупному. И наступила смерть фильма. Наших режиссеров помимо прочего губят жены, которым отдаются главные роли и выигрышное экранное пространство. Людмила Ефименко - протагонистка "Мазепы", исполнительница роли Кочубеихи. Ильенко любуется женой. А та и вправду хороша: великолепная, почти девичья фигура, красивое лицо. Ее присутствие в кадре неоправданно безмерно. Она подобна блуднице: так же одета, да и поведение вполне в том же духе. Претензии ее героини быть главнее Мазепы и вершить суд истории губительны для фильма, его большая беда. Также в рубрике:
|