Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 24 (7331) 13 - 19 июня 2002г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

НИКОЛАЙ ДМИТРИЕВ: "В нашем ДОМе не будет мейнстрима"

Беседу вела Клара ВЕЛЬТМАН
Фото Павла КОРБУТА


Н.Дмитриев

Неподалеку от центра Москвы, в одном из маленьких переулков рядом с Пятницкой, находится неприметный, на первый взгляд, двухэтажный ДОМ. Под его крышей уже в течение трех лет собираются дети и взрослые, поэты и художники, фотографы и музыканты, дизайнеры, актеры и всякий другой творчески "продвинутый" люд. И поначалу может показаться, что все они как-то хаотично сосуществуют сами по себе. На самом деле это совсем не так. ДОМ, уже давно зарекомендовавший себя организацией

выставки художника Теодора Тежика , концертом Дживана Гаспаряна и этно-фестивалем в саду "Эрмитаж", живет и развивается благодаря активной деятельности своего художественного руководителя Николая ДМИТРИЕВА.

    

- Во всех информационных справочниках центр ДОМ называется клубом, так что же это на самом деле?

- Я всячески с этим борюсь, вернее, пытаюсь бороться. Это никакой не клуб, это культурный центр. В советские времена был еще один подходящий жанр - Дом культуры, но мы не рискнули воспользоваться этим термином из-за уже затрепанной в нашей сегодняшней поп-культуре ностальгии по совку. Хотя, по-моему, совершенно замечательная была институция, через которую так или иначе прошли в свое время многие из нас. Идея, заложенная в основание ДОМа, заключалась в том, чтобы всячески поддерживать и представлять два творческих направления культуры: с одной стороны авангард (во всех родах и видах), а с другой - фольклор и традиционную культуру. То есть у нас нет мейнстрима; приемлются всякого рода эксперименты и, наоборот, традиция в максимально аутентичном ее проявлении. Все это выдержано стопроцентно, и это является нашей идеологией и сегодня. Хотелось, чтобы человек каждый день мог прийти в такое место, где он нашел, послушал и посмотрел бы что-то странное и необычное. Сейчас, правда, у нас два выходных - сотрудники взмолились, что им необходимо хоть когда-нибудь отдыхать. Так что ДОМ - это, надеюсь, не завершение, а развитие, вполне логичное, "ожиданное"... и, на мой взгляд, очень вовремя возникшее оформление того, чем я живу уже очень много лет, с начала восьмидесятых.

    

- А кто вы, кстати, по образованию?

- Физик, защищал диплом по квантовой электронике и лазерной технологии. Но это было давно, где-то в году 78-м, и я уже почти ничего не помню из этой области. Впрочем, МИРЭА - Московский институт радиотехники, электроники и автоматики, в котором я учился, славился не только физиками, хотя и ими тоже. У нас было много творческих людей.

    

- А кто придумал название - ДОМ?

- А тут и придумывать было нечего. Мы существуем на базе московского Дома самодеятельного творчества. Как сказал кто-то из великих, кажется Микеланджело, "скульптура получается, когда берешь исходный материал и отсекаешь все лишнее". Ну вот я взял и отсек все лишнее.

    

- А какие пространства у вас есть и как вы их жанрово заполняете?

- У нас есть художественная галерея, которая занимает второй этаж и частично первый. Ее куратором является Виталий Пацюков, очень уважаемый и заслуженный деятель современного искусства. Не по званию, а в том смысле, что он действительно видный деятель. Надо сказать, что сама по себе галерея возникла даже раньше, чем ДОМ, но именно ДОМ позволил галерее выйти на несколько иной уровень. И у нас есть первый этаж - это основное перформансное пространство. Со своими недостатками и достоинствами, например, баром, который не только привлекает публику, но и вносит неизбежные ограничения - не всякую выставку можно показывать и музыку играть, когда бар открыт. Первый этаж достаточно подвижен, его архитектура такова, что пространство можно бесконечно трансформировать и видоизменять. Также на первом этаже живет специальная художественная студия для детей от 4 до 16 лет. С ними бесплатно, мало того, вкладывая свои деньги, занимается Михаил Лабазов. Кстати, именно силами студии поддерживается интерьерный дизайн ДОМа - внизу стоят вешалки, скульптуры, стулья (совершенно авангардные, поражающие воображение безграничной фантазией. - Корр.), и другие предметы быта, придуманные и сделанные детьми. А, вообще самые творческие люди на свете - это именно дети. Их фантазия ничем не ограничена, главное вовремя подкидывать им материал для самореализации. Однако графическое лицо ДОМа определяют далеко не дети - Игорь Гурович, Аня Наумова и Эрик Белоусов - известные в Москве дизайнеры обеспечивают нас стильными и качественными плакатами и листовками.

    

- И все же что из задуманной схемы работает, а что не совсем, что хотелось, что получилось?

- Увы, у нас существуют свои ограничения. Хотелось больше заниматься новыми видами изобразительного искусства, видеоартом, кино, экспериментальными театральными формами, литературными вечерами, вернее, кросскультурными - литература и живопись, живопись и музыка и т.д. Все это есть, но пропорционально занимает намного меньше места, чем, например, перформансы. Кино бывает, но раз в месяц, и, к сожалению, на видео, 35 мм мы не можем себе позволить. Нет специального покрытия пола, театрального света. Поэтому баланс сбит в сторону музыки. Хотя много происходит каких-то пограничных вещей. Зато, конечно, визуальное искусство и музыка представлены в максимально широком спектре. От авангарда до традиционных аутентичных образцов.

    

- Не тесно ли всем этим формам в стенах ДОМа?

- Тесно, но мы постоянно выходим за рамки нашего небольшого пространства. Делаем вылазки на большие сцены, такие, например, как Малый и Большой залы консерватории, Концертный зал Чайковского, Большой театр. Понятно, что это чужое пространство, но мы насыщаем его своим духом, своей музыкой, своей культурой, и оно осваивается и перерабатывается.

    

- При выходе из зала на первом этаже висит объявление для "ДОМочадцев" и "ДОМочадиц", которое подписано "ДОМкомом", что имеется в виду?

- Это некая виртуальная институция. Задумывалась она таким органом, как, например, Реввоенсовет, который мандаты выдает и определяет политику учреждения. Но не получилось. Хотя есть там реальные фигуры, которые реально действуют, что-то планируют. Но собираться раз в две недели, хотя бы решать какие-то проблемы не получается. Все очень заняты, да к тому же еще и много ездят. Так что общение происходит либо по телефону, либо в персональном, но в ограниченном количестве. Но круг ДОМкома есть: Дмитрий Александрович Пригов, Сергей Старостин, Игорь Гурович, Лев Рубинштейн, Виталий Пацюков, Герман Виноградов, Михаил Лабазов, Рустам Сулейманов, Саша Пепеляев, Глеб Алейников и другие, ну и, конечно, ваш покорный слуга.

    

- Кто ваша публика, и существуют ли какие-то возрастные ограничения?

- Это продвинутая творческая публика. Открытая публика. Люди, которые не зашорены, которые постоянно ищут что-то новое, хотят развиваться, двигаться, осваивать какие-то новые культурные пространства. А возраст абсолютно неограничен, от подросткового и до старичков и старушек 75 - 90 лет, которые в своем немалом возрасте не потеряли способность развиваться, что просто здорово.

    

- Получается, что вы заняли нишу, в которой вы ни с кем не пересекаетесь, уютно себя чувствуете и не конкурируете?

- Да, абсолютно так. Другое дело, что пока ДОМ один. Таких ДОМов должно быть много.

    

- А что будет с ДОМом лет этак через пять?

- Честно говоря, не знаю... только сейчас задумался... живу одним годом, двумя максимум. Наверное, ДОМ будет здесь же, и он будет не один. Это может быть САД, КВАРТАЛ, ДЕРЕВНЯ - все что угодно, возможно, с другими людьми, возможно, с другими направлениями, но не мейнстримовскими. Хочется верить в то, что ДОМов будет много, чтобы крыша была у всех, кто в ней нуждается.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;