Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 24 (7331) 13 - 19 июня 2002г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноСвятые и невинные в зеркале переменВиталий ТРОФИМОВ
В этом году "Золотой Витязь" впервые проходил в старинном городе Рязань, давшем России многих славных сынов: Сергея Есенина, Якова Полонского, Константина Циолковского, Ивана Павлова. В Рязани много военных училищ, выпускники которых защищали с честью интересы России в недавних военных событиях на Кавказе и в Приднестровье. Фестиваль, между тем, существует в почти привычной для нас ситуации: вольный, а то и вовсе "дикий" бизнес продолжает навязывать кино и телевидению одномерные фильмы, проповедующие культ насилия, нравственной вседозволенности и слезливой сентиментальности. С увеличением числа кинотеатров, оборудованных стереозвуком (в Москве их уже 90), почти не увеличилось число проблемных фильмов, заставляющих людей задуматься о своем безблагодатном бытии. Досадно мало делается и для создания альтернативного кинопроката, способного не играть на низменных инстинктах масс, но давать им лучшие образцы как национальной, так и мировой культуры. А ведь за десять лет работы кинофорума накоплено больше тысячи фильмов христианской направленности, ждущих своего благодарного зрителя. И это при том, что, как отмечал на одной из недавних своих пресс-конференций режиссер Александр Сокуров, православная церковь в отличие от католической пока уделяет недостаточно внимания кинематографу. Что прискорбно, ибо души подрастающего поколения отдаются на откуп пошлым образчикам западной массовой кинопродукции с ее культом вещизма и права сильного. Но кажется лед тронулся: на последнем кинофоруме "Золотой Витязь" в жюри наравне с деятелями культуры входили и православные священнослужители.
Общий уровень конкурса художественных картин был на этот раз выше обычного, при том, что явного фаворита не наблюдалось. Впрочем, таковым мог стать киргизско-французский фильм "Маймыл" ("Обезьяна") режиссера Актана Абдыкалыкова. Эта картина отличается отточенной кинематографической формой и является завершением триптиха Абдыкалыкова, во всех частях которого все главные роли сыграл сын режиссера Мирлан. Парадоксально, что творчество этого крупного режиссера более оценено на Западе, где его часто называют наследником Франсуа Трюффо, чем в России. Однако на "Золотом Витязе" этот ретрофильм, созданный при участии Тонино Гуэрры и повествующий об инициации молодого парня, на фоне сугубо православных лент смотрелся маргинальным как по теме, так и по идеологии. Образ легкомысленной и пышной Зины, вводящей главного героя в искушение, кажется калькой с экстравагантных образов проститутки Сарагины из "8 1/2" или Градиски из "Амаркорда" Федерико Феллини. При всей своей ориентальности это фильм об идентификации личности. В нем зеркало становится не просто сквозным символом, а центром, вокруг которого вращаются все немудреные действия неприкаянных молодых провинциалов 70-х годов. Но католический тезис фильма "дьявол - это обезьяна Бога, тщетно ему подражающая", видимо, не пришелся по вкусу православному жюри, наградившему "Золотым Витязем" профессионально более скромную картину Валерия Рыбарева "Прикованный" (Беларусь - Россия).
Пожалуй, самым ярким событием смотра стала демонстрация двух грузинских игровых лент: "Ковчега" ("Серебряный Витязь") режиссера Мераба Кокочашвили и "Пустого пространства" Роланда Борашвили. В первой поражают пантеизм и оптимизм, выгодно отличающие ее от анемичных и мрачных грузинских лент начала 90-х годов. Фильм наиболее соответствует христианскому девизу кинофорума: за возвышение души человека. Благородный герой, открывший школу для подростков с задержанным развитием в своем бывшем родовом имении, противостоит "черни". "Чернь" же разрывается между жаждой обогащения (в Грузии землю раздали частникам) и ненавистью к тем, кто хоть как-то выделяется из толпы и не хочет жить по звериным законам раннего капитализма. Кажется, черное для Грузии минувшее десятилетие окончательно размежевало людей на два лагеря: на тех, кто совсем озверел, и на "святых невинных", среди которых встречаются не только нищие духом. Во втором (черно-белом) фильме блестяще передана беспросветная атмосфера, воцарившаяся в Грузии после гражданских войн. Пенсионеры (их пенсия составляет около 6 долларов в месяц) и интеллигенция влачат жалкое существование и вынуждены прямо на улицах торговать всем, что еще можно продать. А процветают те немногие, что беззастенчиво наживались на горе близких. Главный герой из числа этих новых богатых. Но даже он тянется в отчий дом, хотя и боится исполнения смертного приговора, вынесенного ему обманутыми согражданами. Разошлись и пути-дорожки его детей: некогда преданный им сын подался в монахи, а дочь мается от неудачного любовного романа. К сожалению, образ злодея получился довольно одномерным, поэтому его жалкая смерть на свалке не потрясает так, как некогда поражала смерть Мачека в фильме Анджея Вайды "Пепел и алмаз". Сам же мэтр Вайда, увы, на этот раз ограничился представлением малобюджетного видеофильма "Приговор Франтишеку Клосу", снятого в традициях критического реализма, свойственного его знаменитому "Человеку из железа". Актер Мирослав Бака прекрасно справляется с ролью предателя, но изобразительная бедность картины сильно подрывает ее зрительский потенциал. Не каждому будет интересно наблюдать хронику последних дней горького пьяницы, этапы его быстрой деградации: от скромного полицая до непосредственного участника карательных акций против партизан и просто им сочувствующих. Армянская картина "Пьерлекино, или Легче воздуха" режиссера Тиграна Хзмаляна снята в эстетике латиноамериканского магического реализма и посвящена памяти великого клоуна Леонида Енгибарова. Сюжет картины прихотливо колеблется между двумя эпохами: поэтической 60-х годов, когда казалось, что мир стоит на пороге перемен к лучшему, и воровской 90-х годов, когда все моральные ценности предстали в лучшем случае размытыми. Это типично авторское кино, снятое с выдумкой и поэзией. Наркомания стала темой сразу трех фильмов конкурса. Но лишь в венгерской ленте "За поворотом" ("Бронзовый Витязь") Андраша Дера проблема ставится серьезно. Главный герой фильма, священник, сам по молодости совершал ошибки и знает среду наркоманов изнутри. И в целом фильм заставляет зрителя задуматься над моральными проблемами, а не предлагает их готовые решения. А вот сербская "Абсолютная сотня" грешит моральной неразборчивостью, воспринятой из аналогичных, сугубо жанровых американо-гонконгских лент. Юный герой убивает дважды (правда, людей с сомнительной репутацией), а расплачивается за это жизнью его брат, бывший чемпион по стрельбе, а ныне безнадежный наркоман. Более интересным представляется другой сербский фильм, работа Ратиборки Черамилац "Виртуальная реальность", живописующий любовные страдания юной наркоманки (убедительная игра Майи Мандзуки) из богатой семьи. В жанре черной комедии снят сербский фильм режиссера Дарко Байича "Война вживую", пытающийся иронически описать первые дни после начала бомбардировки Югославии натовцами в 1999 году. Война, увиденная глазами отвязанных и бездумных обывателей, предстает сначала как фарс, но потом становится трагедией и для сербского режиссера, снимающего свой "глупый" фильм, и для членов его киногруппы. Немало интересных картин было показано по документальному конкурсу, а также в конкурсе видеолент. Картина "Кто качает колыбель" подкупает злободневностью темы, ибо касается демографической катастрофы в России. Но она снята неровно. И если в первой части фильм содержит интересные сведения, касающиеся последних открытий волновой генетики, связанных с ценностью женского целомудрия, то во второй части, увы, сбивается на эдакое "учебное" пособие для беременных. Еще больше разочаровывает пятидесятиминутная лента Александра Сокурова "Элегия дороги", хотя именно она обещала стать главным событием форума. Невнятный текст сопровождает пробег героя по музеям мира, а его размышления вслух у знаменитых картин о бренности жизни не дополнены на этот раз убедительным визуальным рядом. Пристальным и даже пристрастным взглядом на женщину, ставшую в детстве инвалидом, отмечена телевизионная лента "Извините, что живу" режиссера Алексея Погребного. Однако мастеру психологического рисунка и летописцу провинциальной России Погребному удалось найти верную интонацию при обрисовке противоречивого образа героини, тонко передать ее ранимость и быструю смену настроений, часто граничащих с истеричностью. На остроумном противопоставлении советской культуры, взрастившей культурный облик деревенской женщины Шуры, и современной желтовато-попсовой зиждется концепция очаровательного документального фильма Марины Разбежкиной "Просто жизнь". Не менее впечатляюще смотрятся женщины-охранницы из картины Аркадия Морозова "На караул!". Фильм лишен ложного пафоса и впечатляет "беспристрастным" взглядом на разные судьбы молодых женщин, вынужденных в глубинке овладевать мужскими навыками, дабы не умереть с голода. Блестящим монтажом кадров из фильмов немого кино отмечена яркая лента Андрея Осипова "Охота на ангела, или Четыре любви поэта и прорицателя". Сентиментальный финал вредит горькой и грустной ленте "Прощай, Асуан" про знаменитого циркового артиста Ирбека Кантемирова и его лошадь. В дебютной ленте Наталии Ю "Бессонница" главным героем выбран русскоязычный поэт из Вильнюса Юрий Кобрин, протеже Арсения Тарковского. В фильме неплохо показаны обстоятельства жизни героя, оказывавшегося в оппозиции и при режиме Брежнева, и при новых властях, но сама личность поэта раскрыта слабо. Теме "русские в Прибалтике" посвящена и лента русского режиссера из Эстонии Андрея Танцырева "Полет над полем конопли". Будущие судьбы молодых русских представляются опытному радио- и тележурналисту незавидными. Многие из них уже сейчас поражены вирусом наркомании и алкоголизма. Событием документального конкурса стала лента Ольги Смолевской "Катерина Белокур. Послание", повествующая об украинской художнице, гениально и во многом бессознательно нащупавшей болевые точки своей эпохи. Первое признание она получила в сороковые годы, но в СССР ее представляли лишь как народную умелицу. Между тем ее примитивистское творчество перекликается с исканиями авангардистов: от Энди Уорхола до экспрессионистов. Богатым фактическим материалом наполнены сербские фильмы о трагедии в Косово, пронизаные болью их создателей за судьбы монахов православных храмов и просто всех сербов, все еще живущих на многострадальных землях Косово. Квинтэссенцией умонастроений участников кинофорума "Золотой Витязь" стало "Обращение к людям Доброй воли" с призывом проявить чувства сострадания и милосердия в отношении сербского народа и его культуры. Также в рубрике: |