Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 37 (7148) 1 - 7 октября 1998г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Поколение

90-е в русской прозе

Андрей Немзер. "Литературное сегодня. О русской прозе. 90-е". Новое литературное обозрение. 1998 г.

Марина СТАРУШ


У книги известного критика Андрея Немзера, совсем недавно выпущенной в свет издательством "Новое литературное обозрение", не одно, а три названия - "Литературное сегодня. О русской прозе. 90-е". Собственно, это сборник статей о современной литературе, написанных и опубликованных в 1993 - 1997 годах. На первый взгляд традиционное - уточняющее - название для подобного рода книг. Но дело в том, что ее можно прочитать под названием "Литературное сегодня", или "О русской прозе" или "90-е". И вы получите три разные книги, каждая из которых представляет собой произведение целостное и законченное. Так что уже в заголовке есть и филологическая точность, и игра - ассоциациями и смыслами, присущие поколению сорокалетних литераторов вообще и Андрею Немзеру в частности. Одним словом, прямо с обложки - добро пожаловать в 90-е, которые одни объявляют временем коллапса русской литературы, а другие - периодом ее расцвета. Кстати, Андрей Немзер принадлежит к последним.

"Литературное сегодня". Я думаю, именно эта книга особенно дорога автору. По жанру она ближе всего к мемуарам - это воспоминания о той эпохе в литературной журналистике, которая была связана с деятельностью отдела культуры газеты "Сегодня" в 1993 - 1996 годах. И сама по себе стала значимым фактом культурной жизни. Будущие исследователи российской печати без сомнения обнаружат и оценят эту Атлантиду, оказавшуюся на дне в результате тайфунов и бурь, потрясавших отечественную прессу с завидным постоянством. "Литературное сегодня" Андрея Немзера - в некотором роде свидетельства очевидца. Конечно, это не мемуары в точном смысле слова. Но собранные в книге тексты дают живое представление о времени, когда русская литература обживалась в новых реалиях, а литературная критика - на газетных страницах. О времени, когда не литература была поводом, чтобы поразмышлять о жизни, а жизнь становилась поводом поговорить о литературе. Вся страна тогда металась в поисках жанра своей будущей жизни: где-то между любимой всеми нашими политологами Веймарской республикой и "диким капитализмом", желательно с каким-нибудь, например шведским, лицом. Но литературная критика свой жанр в конце концов нашла - стала динамичной, как ежедневные газеты, актуальной, как политические передовые, социально активной, как и положено русской критике, эстетически значимой и очень демократичной - в смысле оценок, предпочтений и авторитетов.

"О русской прозе". Это очень серьезная книга. Собранные в ней статьи о семидесяти российских писателях дают панорамное представление о течении современного литературного процесса, с точки зрения человека, являющегося его активным участником. Честно говоря, трудно сказать, кто из писателей мечтал бы видеть Андрея Немзера - исследователя взыскательного, ироничного и просто не знающего в литературе иного счета, кроме "гамбургского", - своим критиком. Но уверена, все без исключения хотели бы видеть его своим читателем. Автор книги "О русской прозе" - удивительный читатель, внимательный, тонкий, глубоко образованный, прекрасно ориентирующийся и в подтексте произведения, и в контексте той культурной и социальной среды, в которой оно создавалось. А главное, относящийся с неподдельным, искренним уважением как к российской словесности вообще, так и к труду каждого писателя в частности. В наши дни, когда профессиональный цинизм, скорее, норма, это самоценно само по себе.

"90-е". В сущности, это очерки нравов последнего пятилетия. Разумеется, в таком виде, в каком видела, понимала и толковала их отечественная литература. Но оттого, что мы имеем дело с отраженной реальностью, в принципе мало что меняется. Это самая оптимистическая книга. Не потому, что нравы у нас хороши. Напротив. А потому, что она свидетельствует: в стране остались люди, действительно переживающие за того самого "маленького человека", который был и остается главным героем русской литературы, кто чувствует себя лично причастным ко всему, что происходило и происходит, кто всегда остается со своим народом там, где народ имеет очередное несчастье находиться. А то, что жизнь и судьба честного и думающего человека в России горька, известно и из отраженной реальности, и из реальности как таковой.

...В предисловии Андрей Немзер пишет, что судьба предназначала ему быть историком литературы, в частности событий века минувшего, но жизнь распорядилась иначе, сделав из него критика и журналиста. В какой-то степени сама книга опровергает это. Ее автор - волей или неволей - выступает именно как историк литературы, правда, событий века нынешнего.

Также в рубрике:

ПОКОЛЕНИЕ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;