Последняя вакансия
Константин ЩЕРБАКОВ
1К моменту выхода этого номера газеты в свет вакансия министра культуры - снова одна из последних - скорее всего будет заполнена. При этом уверен: сегодня не так даже важно, кто министр, как что ему делать и какие у него возможности. Ибо если убывание бюджетных средств, предназначенных на культуру, станет происходить в том же темпе, в каком происходило до сих пор, на посту министра культуры ни у кого ничего не получится.
2 Весной была предпринята неуклюжая попытка спихнуть федеральные учреждения культуры на тощие региональные и муниципальные бюджеты, по сути - спихнуть в никуда. После справедливого возмущения, протестов художественной общественности проблема повисла в воздухе, так до сих пор и висит. А четко работавшая система театральных гастролей и фестивалей последовательно сводится на нет (дескать, не до жиру), и кто-нибудь постоянно муссирует тему, что стационарных репертуарных театров у нас слишком много, пора бы решительно сократить. Конечно, есть театры, себя пережившие, и нужно создать механизм их по возможности безболезненного ухода. Однако общеизвестные статистические данные свидетельствуют, что театров у нас (если соотнести с количеством населения) намного меньше, чем в Европе, но театры эти, благодаря высокому уровню профессионального образования и стационарному репертуарному принципу, на всей планете уважаемы и в высшей степени конкурентоспособны. (Что у нас еще осталось конкурентоспособного?). Что же касается гастролей и фестивалей - это живой кровоток отечественного театрального дела, взаимообогащение, условие поддержания формы. Так сложилось усилиями многих и многих, чьи имена являют собой гордость отечественного театра. В общем, речь идет не о жире - о жизни.
3 И какую сферу искусства ни возьми - получается нечто подобное: есть традиции, высокое качество, нет решительно никаких средств, которые могли бы традиции и качество поддержать, сберечь.
4 Могут сказать: ну а программа, культурная политика, стратегия отрасли, привлечение спонсоров. меценатов, наконец, поиск современных Морозовых и Третьяковых - это что, не дело Министерства культуры? Отвечу: программы, толковые и реалистичные, разрабатывались и принимались, однако не выполнялись опять-таки из-за отсутствия средств, правительством обещанных. Какая уж тут культурная политика! Что же касается меценатов, подобных тем, которые помогали, скажем, рождению и выживанию Московского Художественного театра... Дело, конечно, насущное. Хотя Владимир Иванович Немирович-Данченко, с высоким уважением отзываясь о меценатской деятельности Саввы Тимофеевича Морозова, писал, однако, и следующее: "...за право создать из пьесы Чехова высокое произведение искусства нам... надо было унижаться в гостиной Варвары Алексеевны, искать и поклониться четырем тысячам Ушкова, двум тысячам Вострякова, одной - Фирганга, - людей, которых мы, говоря искренно, положа руку на сердце, не уважали, - ни их, ни их капиталов...
5 Будто наша социальная жизнь не может быть иначе построена?
6 Через двадцать лет окажется, что может".
7 Эта цитата, на которую нынче как-то не ссылаются, - из книги, вышедшей в 1936 году. Немирович-Данченко был человек от мира сего и иногда говорил то, что необходимо, чтобы упростить и облегчить взаимоотношения Художественного театра с советской властью, однако о приведенных выше словах стоит сегодня очень подумать. Так или иначе достаточная государственная поддержка была гарантирована.
8 Значит, через 20 лет после унижений великого режиссера в гостиных толстосумов социальное положение могло быть иначе устроено, а еще через 60 - снова назад, к господам ушковым и востряковым? И никакого урока - из всех минувших десятилетий? При этом я, конечно, не против спонсорства и спонсоров, избави Бог, среди них есть очень достойные люди. Однако пытаться целиком свалить на них бремя содержания отечественной культуры - не выход. Гораздо плодотворнее приложить усилия к тому, чтобы как можно скорее был принят закон "О меценатстве", развязывающий меценатам и спонсорам руки.
9 Последний раз высокое внимание на культуру было обращено в начале лета, когда Президент высказался в том смысле, что наши руководители знают разницу между скрипкой и барабаном. Очень возможно. Только тем, кто играет на скрипке (равно как и на барабане), какой прок от этих искусствоведческих знаний? Ведь сколько раз за последние годы образованные начальники (особенно в предвыборную пору) клялись в верности, в уважении отечественной культуре. Только из этого ничего (ну почти ничего) не следовало.
10 А потом разразился кризис, и с того момента слово "культура" ни с чьих государственных уст, если я не ошибаюсь, не слетало вообще. Что ее ждет - в сложившейся ситуации и при сложившемся отношении - прогнозировать нетрудно. И опять- таки могут сказать: вы что, общего положения не понимаете? Зарплаты, пенсии, банковская система. Вот управимся с первоочередными задачами, а потом...
11 Да нет, я понимаю общее положение. Но хочу напомнить, что, к примеру, во время Великой Отечественной войны тоже было и общее положение, и первоочередные задачи. В соответствии с ними в Новосибирске открыли филармонию, Театр оперы и балета, в Свердловске и Фрунзе - новые документальные студии. Крупнейшие советские режиссеры снимали свои фильмы на Центральной объединенной студии в Алма-Ате, а также на студиях в Ташкенте, Ашхабаде, Душанбе, значительно расширивших производственные базы. Находились государственные средства на премьеры в Малом, в Московском Художественном. Еще продолжать?
12 Конечно, социалистическое государство содержало культуру, не понуждая ее искать деньги на стороне, и из идеологических, и из престижных соображений (о чем, кстати, тоже не следовало бы забывать). При этом идейная направленность художественных усилий контролировалась жестко, точнее - жестоко. Однако во время войны обнаружилось со всей очевидностью, что на грани жизни и смерти идеология может уйти в тень, не говоря о престижности, а вот без литературы, музыки, театра, кинематографа, без их воздействия на человеческую душу люди, огромное их большинство, себя не мыслят. Им это было необходимо, чтобы победить, выжить.
13 И опять - никакого урока?
14 Нынче, конечно, не война. Хотя массовые волнения - не фантазия, а реальность возможная, близкая, кто-то из местных коммунистических вождей и насчет вооруженного восстания недвусмысленно намекает. Так что же, взрыв нужен, несчастье, беда, чтобы наших начальников осенило - насчет смысла и значения искусства в России?
15 А закончить хочу на оптимистической ноте. У российской культуры - огромный, освященный традицией запас прочности. Российская культура продержится, даже если государство о ней капитально и неколебимо забудет. А находиться в оппозиции по отношению к неуважаемой власти - к этому людям нашего искусства не привыкать. Такая вырисовывается перспектива? Очень ее не хочется. И жизненно важно, чтобы Министерство культуры получило возможность перспективе этой противостоять. Способы и идеи на сей счет есть разные - о них неоднократно писала "Культура".
16 Я желаю министру успеха - кто бы он ни был.