Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 37 (7148) 1 - 7 октября 1998г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Ситуация

Цена риска

Директор Санкт-Петербургской филармонии Антон Гетьман настроен пессимистично

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

Беседу вела Гюляра САДЫХ-ЗАДЕ
Санкт-Петербург


    

- Как сказалась на вас кризисная финансовая ситуация?

- Разумеется, очень ощутимо. Есть масса платежей, от которых зависит наша ежедневная работа, - содержание здания, аренда, необходимые закупки, производство полиграфической продукции - и все они привязаны к доллару. Кроме того, гонорары, хоть и небольшие, мы платим приглашенным музыкантам в твердой валюте. Главная проблема состоит в том, что зарубежным музыкантам мы оплачиваем дорогу, гостиницу и выплачиваем гонорар в долларовом эквиваленте, а билеты на концерт продаем за рубли, и никакой эквивалент уже не учитывается. Таким образом, получается, что концерты, запланированные в марте - апреле 1998 года на апрель 99-го года, прошлой весной выглядели вполне экономически целесообразно, а сегодня они вообще никак уже экономически не выглядят. С учетом, что большая часть филармонических концертов проходит при участии зарубежных музыкантов, выходит, что в изменившихся экономических условиях мы работаем откровенно себе в убыток. И если не внести коррективы в наши планы, наши оперативные средства очень быстро иссякнут и мы окажемся в финансовом тупике.

    

- И какие пути выхода из создавшегося положения вы видите?

- Путь первый: ясно и трезво оценить проекты, которые были запланированы, и, если они не вписываются в экономически целесообразный коридор, отменить их. То есть максимально исключить всякий риск, даже если это идет в ущерб творческой деятельности филармонии.

Второй: существенно снизить общее количество концертов, даже и с участием российских музыкантов, если, конечно, они не заявлены в абонементах или не подтверждены.

Абонементные циклы останутся неприкосновенными, потому что абонементная система сработала. И то, что мы уже продали публике, мы обязаны предъявить.

Придется снизить и темпы работы филармонических залов. Обычно в Большом зале проходит от 20 до 25 концертов в месяц, в Малом - где-то 22 - 23. Это очень напряженный темп, но он был определен при ушедших теперь экономических реалиях. Тогда мы порой позволяли себе проводить концерты экономически нецелесообразные, но интересные в творческом отношении. За счет частоты оборота мы возвращали средства обратно и даже умудрялись что-то зарабатывать.

Сегодня абсолютно все концерты экономически нецелесообразны. И даже при строжайшей экономии, даже при полном отказе от сотрудничества с зарубежными музыкантами адекватных цен на билеты мы публике предложить не сможем.

    

- По вашим предположениям - насколько снизится посещаемость филармонии?

- Если бы мы нашли в себе силы и мужество не поднимать цены на билеты, думаю, посещаемость снизилась бы незначительно.

Однако после совещания с нашими экономистами стало ясно, что цены повышать придется. Мы не собираемся привязывать их к курсу доллара - это было бы абсурдно. Насколько повышать - это зависит от того, насколько увеличится плата за коммунальные услуги, аренду и т.д. Мы не стремимся зарабатывать, всего лишь хотим получать обратно вложенные средства, чтобы не оказаться банкротами. И, если рынок продиктует нам повышение цен в три раза, мы будем повышать их в два раза и искать возможность компенсировать этот "недостающий третий раз" другими путями - прямыми заимствованиями денег с последующим их оборотом или организацией окупаемых проектов. А повышение в два раза означает, что, скорее всего, цена билета будет 30 рублей. По-моему, вполне приемлемо.

Однако есть еще один немаловажный фактор, который нельзя не учитывать, - уровень зарплаты. Не будет никакой индексации, но всего лишь - компенсация. А это значит, что, если работник бюджетной сферы получал свои 200 рублей, он и будет их получать.

    

- И как вы собираетесь защитить сотрудников филармонии?

- Постараемся что-нибудь придумать. Ведь если не будет обеспечен хотя бы прожиточный минимум, люди начнут уходить. А если начнут уходить оркестранты и организаторы концертного дела, то о самих концертах и говорить уже не придется. Самое трудное сейчас - изыскать способы повышения зарплаты. Оперативных запасов у нас нет. Уже хорошо, что всем работникам успели выправить бесплатные медицинские полисы. Теперь любая копейка, заработанная филармонией, пойдет на зарплату. И если сейчас мы встанем перед выбором - вкладывать деньги в проект или выплатить зарплату, мы, естественно, выберем второе.

    

- Как вы прокомментируете недавнее изменение управленческой структуры Петербургской филармонии? В связи с чем оно произошло?

- Изменение структуры, слава Богу, никакого отношения к финансовому кризису не имеет. Мы планировали его довольно давно. Инициатором был художественный руководитель филармонии Юрий Хатуевич Темирканов.

Дело в том, что в последние годы наметилось некоторое разобщение Малого и Большого залов. Филармония переставала быть единой организацией в том смысле, что постепенно терялся стержень, та единая структура управления, которая обеспечивала координацию работы залов, и в конечном счете возникла угроза самому выживанию нашей организации.

В принципе возможны два варианта: единая, "унитарная" организация или некий набор отдельных юридических лиц, каждое из которых борется за свое выживание самостоятельно. Мы пришли к выводу, что наше спасение, и творческое, и финансовое, заключено в существовании филармонии как единого организма. Когда идея вызрела, начались поиски решения, как это единство оформить. Сейчас новая структура уже вполне сложилась: шесть внутренних подразделений, так называемых управлений - административное, художественное, концертное, хозяйственное и два оркестра - ЗКР (первый филармонический) и АСО (второй филармонический), возглавляемые двумя директорами. Шесть "управленцев" и составляют костяк руководства филармонии, а право принимать решения и определять стратегию развития принадлежит директору и художественному руководителю.

В филармонию пришли новые люди - в частности, концертное управление возглавил Сергей Евтушенко, до этого в течение десяти лет бывший директором Эрмитажного оркестра "Санкт-Петербург - Камерата". В его компетенции - вся организация концертной работы: эксплуатация залов, мероприятия, связанные с подготовкой концертов и распространением билетов. То есть работа, которая призвана делать творчество музыкантов реальностью концертной жизни. Редакционно-издательский отдел тоже входит в концертное управление.

    

- Можно ли в сложившихся условиях рассчитывать на поддержку спонсоров?

- В ситуации, когда банковская система практически парализована, понятие спонсорства как некой цивилизованной поддержки культуры отпало. Потому что выдача денег наличными в конверте под столом - это уже нечто другое, никак не спонсорство или меценатство.

    

- Ваши прогнозы?

- Мои личные прогнозы достаточно пессимистичны. Думаю, что у нас впереди - тяжелый период, который продлится полтора-два года. Уверен, грядет значительное сокращение всех социальных программ - я имею в виду не только культуру. Денег в стране, очевидно, будет ровно столько, сколько нужно, чтобы запустить производство и заставить работать банковскую систему.

До кризиса была система внутренних заимствований, на которой с 1994 года зиждилась вся наша экономика. Сегодня эта система рухнула. Самая большая проблема не в курсе доллара, а в том, что население потеряло только-только зародившееся доверие к банковской системе. Система внутренних заимствований основывалась на активной работе рубля. Совершая переход из ГКО в рубли и обратно, деньги превращались в капитал. Но сейчас рубль потерял доверие не только западных инвесторов, но и людей, живущих в этой стране. И заставить работать бизнес за рубли, заставить людей вернуть рублевые вклады в банки практически нереально. А золотовалютные запасы нашей страны неадекватны элементарным потребностям нашей экономики. Убежден, после того как ситуация стабилизируется, мы недосчитаемся не десятков, а сотен банков. А ведь банковская система - это кровеносная система страны.

Так что мне представляется, что ничего хорошего впереди нас не ожидает. Насколько уместно то, чем занимается филармония в этом контексте, и насколько среднестатистическому человеку будет до классической музыки... Трудно сказать. Но я верю: если филармония будет предлагать публике нечто действительно интересное, это все-таки найдет и спрос, и душевный отклик.

Также в рубрике:

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

  • Цена риска
    Директор Санкт-Петербургской филармонии Антон Гетьман настроен пессимистично

С БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬЮ

В АРМИИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;