Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 34 (7341) 22 - 28 августа 2002г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14  
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Первая полоса

Женщины с именем Маргарита умеют ждать

Полина ХИМШИАШВИЛИ
Фото Бориса ЛАКА


М.Терехова

Есть актеры, которым не надо напоминать зрителю о себе постоянно: сниматься в сериалах, мелькать в ток-шоу и на обложках глянцевых журналов. О них помнят и так. Любимые фильмы смотрят по телевидению или на видео. На немногочисленные театральные работы ходят по нескольку раз, бережно храня память о спектаклях прошлых лет. Эти актеры могут не давать интервью, в течение целого сезона не появляться на сцене, но любовь зрителей отдана им навсегда. Тот самый случай, когда оказывается неверной поговорка: "С глаз долой, из сердца вон". Именно к таким представителям актерской профессии, несомненно, принадлежит Маргарита Терехова.

Роли Тереховой не нужно вспоминать, мучительно напрягая память. Любой, даже очень далекий от кино и театра человек сразу назовет: "Собака на сене", "Зеркало" и, разумеется, Миледи в "Трех мушкетерах". Кстати, именно Миледи почему-то вызывает больше всего нареканий у тех, кто не принадлежит к горячим поклонникам актрисы. "Ах, она не такая, как у Дюма". (А кто знает, какая Миледи у Дюма?) "Ах, Милен Демонжо сыграла Миледи лучше!" (По-другому - безусловно. Лучше - вопрос, вряд ли имеющий однозначный ответ). Но сколько мальчишеского озорства и одновременно женского кокетства в первой сцене с Ришелье! Миледи у Маргариты Тереховой прежде всего гениальная актриса. Она с блеском разыгрывает оскорбленную невинность с капитаном Фельтоном, очаровывает аббатису Бетюнского монастыря. Но странным образом сквозь эти маски прорывается трагедия несложившейся женской судьбы, которую вполне можно считать актерской темой Маргариты Тереховой.

Терехова училась в студии Юрия Александровича Завадского. Ее броская красота, взрывной темперамент, текучая, "русалочья" пластика, шокирующее сочетание вызывающего аристократизма с неподдельной искренностью - все выдает в ней наследницу театральной культуры, ныне утраченной. Эта актриса могла бы играть и Турандот, и леди Макбет, и Саломею, и Маргариту Готье, и, само собой, Федру.

Незаурядное трагическое дарование позволило актрисе по-особому почувствовать масштаб истории жизни княжны Таракановой, сделав ее своеобразным русским вариантом Марии Стюарт. Сам спектакль по пьесе Л. Зорина "Царская охота" был решен Романом Виктюком в духе эпической драмы, конфликт которой проявлялся в столкновении чувств отдельных людей с неумолимыми законами власти и государства. Княжна Елизавета возомнила себя способной совместить одно с другим. Расплата последовала незамедлительно. Терехова играла на контрасте, превращая умную и талантливую интриганку в женщину, охваченную пламенем страсти, в этом пламени сгорающей и готовой все престолы мира отдать за один миг любви.

С Виктюком Терехова сделала и одну из лучших своих работ на телевидении - Манон Леско. Романтический сюжет о влюбленных наполнился страстью и обрел психологическую глубину. В своей Манон Терехова увидела извечный драматизм женской доли, противостоять которой не могут ни любовь, ни красота.

Центральное место в творчестве актрисы занимает фильм Андрея Тарковского "Зеркало". Зрителю предлагается задуматься об основах человеческого бытия, и Терехова даже в самых, казалось бы, бытовых моментах роли не теряет эпичности создаваемого на экране образа. Зеркало с незапамятных времен является женским символом, в значении которого переплелись красота и неотвратимость хода жизни.

Была у Тереховой встреча с Тарковским и на театральной сцене. Этого "Гамлета" сегодня помнят только специалисты-театроведы, а Терехова играла там Гертруду, и как жаль, что в ее репертуаре больше не было шекспировских ролей!

Сегодня Маргарита Терехова играет до обидного мало. На сцене родного Театра им. Моссовета, которому актриса хранит верность в течение многих лет, идет только один спектакль с ее участием - "Милый друг" по Мопассану в постановке Андрея Житинкина. Дуэт с Александром Домогаровым у Тереховой окрашен печальными тонами осени. Ее Виржини и рада бы не думать о Жорже Дюруа, но такова воля осенней поры жизни.

Чуть ли не единственная попытка поискать счастье в антрепризе оказалась у Тереховой на редкость удачной. К сожалению, мало кто видел инсценировку "Женщины в песках" Кобо Абэ, где актриса продемонстрировала блестящую профессиональную форму. Японская притча у Тереховой становилась понятной и человечески правдивой, сохраняя холодноватые интонации первоисточника.

Столь же мощно сыграна главная роль в фильме "Только для сумасшедших". Снова женская тема, но на сей раз в современном интерьере. Но Маргарита Терехова подчеркнула, что в наши дни несложившаяся судьба - нисколько не менее трагично, чем во времена королев и кавалеров.

Зеркало - не только символ женской красоты, но и символ все уносящего времени. И, может быть, поэтому для своего режиссерского дебюта актриса выбрала пьесу Ф.Г. Лорки "Когда пройдет пять лет", жанр которой определен - "легенда времени".

Критика не была благосклонна к этому спектаклю, где присутствовали все атрибуты так называемого "поэтического театра": высокие готические стулья, свечи, прозрачные занавеси. Стихотворный текст Лорки смешивался с ритмами фламенко, и сюжет о молодом поэте словно растворялся в тумане причудливых символов. И немудрено: "Когда пройдет пять лет" несет несомненные черты сюрреализма. Вряд ли вообще можно назвать хоть одну удачную постановку этой пьесы о сломанной судьбе.

А сложилась ли судьба самой Маргариты Тереховой? На этот вопрос ответ может дать, наверное, только она сама. У нее двое детей. Старшая дочь Анна - актриса, известная сегодняшнему зрителю почти так же хорошо, как и мама. И уж Анна Терехова никак не может пожаловаться на недостаток ролей.

Что же касается новых ролей для Маргариты Тереховой... Женщины с именем Маргарита умеют ждать.

Также в рубрике:

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;