Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 34 (7341) 22 - 28 августа 2002г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаЖенщины с именем Маргарита умеют ждатьПолина ХИМШИАШВИЛИ
Есть актеры, которым не надо напоминать зрителю о себе постоянно: сниматься в сериалах, мелькать в ток-шоу и на обложках глянцевых журналов. О них помнят и так. Любимые фильмы смотрят по телевидению или на видео. На немногочисленные театральные работы ходят по нескольку раз, бережно храня память о спектаклях прошлых лет. Эти актеры могут не давать интервью, в течение целого сезона не появляться на сцене, но любовь зрителей отдана им навсегда. Тот самый случай, когда оказывается неверной поговорка: "С глаз долой, из сердца вон". Именно к таким представителям актерской профессии, несомненно, принадлежит Маргарита Терехова. Роли Тереховой не нужно вспоминать, мучительно напрягая память. Любой, даже очень далекий от кино и театра человек сразу назовет: "Собака на сене", "Зеркало" и, разумеется, Миледи в "Трех мушкетерах". Кстати, именно Миледи почему-то вызывает больше всего нареканий у тех, кто не принадлежит к горячим поклонникам актрисы. "Ах, она не такая, как у Дюма". (А кто знает, какая Миледи у Дюма?) "Ах, Милен Демонжо сыграла Миледи лучше!" (По-другому - безусловно. Лучше - вопрос, вряд ли имеющий однозначный ответ). Но сколько мальчишеского озорства и одновременно женского кокетства в первой сцене с Ришелье! Миледи у Маргариты Тереховой прежде всего гениальная актриса. Она с блеском разыгрывает оскорбленную невинность с капитаном Фельтоном, очаровывает аббатису Бетюнского монастыря. Но странным образом сквозь эти маски прорывается трагедия несложившейся женской судьбы, которую вполне можно считать актерской темой Маргариты Тереховой. Терехова училась в студии Юрия Александровича Завадского. Ее броская красота, взрывной темперамент, текучая, "русалочья" пластика, шокирующее сочетание вызывающего аристократизма с неподдельной искренностью - все выдает в ней наследницу театральной культуры, ныне утраченной. Эта актриса могла бы играть и Турандот, и леди Макбет, и Саломею, и Маргариту Готье, и, само собой, Федру. Незаурядное трагическое дарование позволило актрисе по-особому почувствовать масштаб истории жизни княжны Таракановой, сделав ее своеобразным русским вариантом Марии Стюарт. Сам спектакль по пьесе Л. Зорина "Царская охота" был решен Романом Виктюком в духе эпической драмы, конфликт которой проявлялся в столкновении чувств отдельных людей с неумолимыми законами власти и государства. Княжна Елизавета возомнила себя способной совместить одно с другим. Расплата последовала незамедлительно. Терехова играла на контрасте, превращая умную и талантливую интриганку в женщину, охваченную пламенем страсти, в этом пламени сгорающей и готовой все престолы мира отдать за один миг любви. С Виктюком Терехова сделала и одну из лучших своих работ на телевидении - Манон Леско. Романтический сюжет о влюбленных наполнился страстью и обрел психологическую глубину. В своей Манон Терехова увидела извечный драматизм женской доли, противостоять которой не могут ни любовь, ни красота. Центральное место в творчестве актрисы занимает фильм Андрея Тарковского "Зеркало". Зрителю предлагается задуматься об основах человеческого бытия, и Терехова даже в самых, казалось бы, бытовых моментах роли не теряет эпичности создаваемого на экране образа. Зеркало с незапамятных времен является женским символом, в значении которого переплелись красота и неотвратимость хода жизни. Была у Тереховой встреча с Тарковским и на театральной сцене. Этого "Гамлета" сегодня помнят только специалисты-театроведы, а Терехова играла там Гертруду, и как жаль, что в ее репертуаре больше не было шекспировских ролей! Сегодня Маргарита Терехова играет до обидного мало. На сцене родного Театра им. Моссовета, которому актриса хранит верность в течение многих лет, идет только один спектакль с ее участием - "Милый друг" по Мопассану в постановке Андрея Житинкина. Дуэт с Александром Домогаровым у Тереховой окрашен печальными тонами осени. Ее Виржини и рада бы не думать о Жорже Дюруа, но такова воля осенней поры жизни. Чуть ли не единственная попытка поискать счастье в антрепризе оказалась у Тереховой на редкость удачной. К сожалению, мало кто видел инсценировку "Женщины в песках" Кобо Абэ, где актриса продемонстрировала блестящую профессиональную форму. Японская притча у Тереховой становилась понятной и человечески правдивой, сохраняя холодноватые интонации первоисточника. Столь же мощно сыграна главная роль в фильме "Только для сумасшедших". Снова женская тема, но на сей раз в современном интерьере. Но Маргарита Терехова подчеркнула, что в наши дни несложившаяся судьба - нисколько не менее трагично, чем во времена королев и кавалеров. Зеркало - не только символ женской красоты, но и символ все уносящего времени. И, может быть, поэтому для своего режиссерского дебюта актриса выбрала пьесу Ф.Г. Лорки "Когда пройдет пять лет", жанр которой определен - "легенда времени". Критика не была благосклонна к этому спектаклю, где присутствовали все атрибуты так называемого "поэтического театра": высокие готические стулья, свечи, прозрачные занавеси. Стихотворный текст Лорки смешивался с ритмами фламенко, и сюжет о молодом поэте словно растворялся в тумане причудливых символов. И немудрено: "Когда пройдет пять лет" несет несомненные черты сюрреализма. Вряд ли вообще можно назвать хоть одну удачную постановку этой пьесы о сломанной судьбе. А сложилась ли судьба самой Маргариты Тереховой? На этот вопрос ответ может дать, наверное, только она сама. У нее двое детей. Старшая дочь Анна - актриса, известная сегодняшнему зрителю почти так же хорошо, как и мама. И уж Анна Терехова никак не может пожаловаться на недостаток ролей. Что же касается новых ролей для Маргариты Тереховой... Женщины с именем Маргарита умеют ждать. Также в рубрике:
|