Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 34 (7341) 22 - 28 августа 2002г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Событие

Давай сделаем это по-быстрому

"Олигарх" Павла Лунгина

КИНО

Анастасия МАШКОВА


Кадр из фильма

Новый и - заметим! - широко разрекламированный проект снят "по мотивам" жизни и судьбы некоего - заметим! - очень известного человека. Олигарха, капиталиста, медийного персонажа. Думается, что каждый зритель данной картины уже успел составить мнение о прототипе. А посему речь пойдет не о прототипе, но о фильме, где известные обстоятельства подвергнуты авторской трактовке, не о Борисе Березовском, но об олигархе Платоне Маковском и об актере, исполнившем эту роль. Об актере отдельно: вся эта лента представляет собой героическое сражение Владимира Машкова с ролью, "списанной" с человека, категорически противоположного психофизике данного актера. Режиссер это обстоятельство учитывает вполне - весь сюжет "пригнан" на Машкова, весь переписан "под" него. Далее - данный продюсерский ход ведет за собой цепь преобразований, учиненных над литературным первоисточником, эпопеей ближайшего коллеги и сподвижника Бориса Березовского Юлия Дубова "Большая пайка" - те скрытые смыслы и неожиданные обертоны, что открываются в главном герое "Пайки" на экране, явлены, а вернее, даже заявлены жестко, категорично, одним появлением Машкова в кадре. Романтик и мачо, корсар, авантюрист и неисправимый, да, да, увы, неисправимый идеалист... Далее меняется вся структура первоисточника, подробного, житейски въедливого повествования о судьбах российских бизнесменов 80-х годов, вычеркивается весь тот пласт, что связан с бизнесом, но не с психологией некоего сверхуспешного бизнесмена, с историей частного предпринимательства в "новом" социуме. Вернее, остается пунктирно, на уровне нескольких изящных схем, осуществленных бизнесменом (не будем раскрывать их сути: согласитесь, весьма любопытно узнать, как можно делать деньги из ничего). Далее... Совершенно неизвестно, как заставить широкую публику сочувствовать герою-олигарху. И тогда буквально поверх хорошо знакомого всем жизненного сюжета вылезает классический литературный сюжет "победитель не получает ничего" (притом, заметьте, он, Олигарх, по сути, именно из этого "ничего" и делает свою финансовую империю) - зрители должны сочувствовать герою, который, имея деньги и власть, стремительно теряет любовь, дружбу, профессию в конце концов...

Но зачем же продюсерам и режиссеру Павлу Лунгину потребовался этот "забег в мешках"? Время, потребное для того, чтобы оценить - прошли или нет времена бизнесменов-олигархов, были ли они, олигархи, полезны обществу как некий закономерный этап роста и становления капитализма, - еще не прошло. Мы еще подбиваем итоги 90-х. Скорее, у режиссера и многочисленных продюсеров проекта наличествовало желание срубить кассу с весьма краткосрочной узнаваемости газетно-журнального, "новостийного" сюжета. В итоге появился ладно смонтированный и крепко сшитый фильм под названием "Олигарх", в коем совершенно нет ни одного откровения по части героя и окружения, вернее, ни одной интересной гипотезы, догадки, нет нерва и драмы. Герой в финале приходит к сокрушительному выводу: его никто не любит. И его действительно нельзя полюбить, хотя его невозможно не уважать. А ведь это очень талантливый и сильный человек. И почему, собственно, он, наделенный гениальной менеджерской хваткой, помноженной на гениальное же знание человеческой психологии, должен вызывать изначальное отторжение? Почему в логике своего и нашего времени он становится не идеальным оператором в мире виртуального капитала, но врагом народа? Он - преждевременный гений биржевых операций или, наоборот, циничный манипулятор на несовершенном отечественном экономическом пространстве? У нас что, экономика такая своеобразная или герой-олигарх, наоборот, использует ситуацию, от него не зависящую? Почему он принимает радикальное решение идти во власть? Он - мегаломан или, наоборот, нормальный человек, сражающийся с несовершенством экономических механизмов? И почему Платон идет на альянс с крестным отцом мафии - потому что так сложилось или, наоборот, неслучайно это сотрудничество возникло, иначе было никак нельзя? То есть, конечно, нам предъявлена на экране ситуация, в коей выход на сотрудничество с мафией, предложенный главному герою с весьма узнаваемым именем Платон Маковский, его новоявленным партнером грузинских кровей по имени Ларри (опять-таки очень "прозрачное" имя!) - единственный быстрый выход из кризисной ситуации. Хоть бы там еще кто-то все это отрефлексировал, объяснил, открыл... Ну вот не вышло потом у героя нормальной жизни в нормальной стране, а почему? Какие, в конце концов, были у этого условного "олигарха" и условного "вора в законе" отношения после одной конкретной сделки? Фильм - дай ответ! Нет, не дает ответа. В результате вместо харизматического Машкова с мальчиками кровавыми в глазах в фокусе зрительской симпатии появляется почти эпизодический следователь Шмаков (Андрей Краско), сильно пьющий, неистребимо интеллигентный, отважный и по-своему наивный персонаж в духе "национальных особенностей", расследующий предполагаемое убийство Олигарха. Он хотя бы понятен в логике бытового узнавания и экранной мифологии новейших, опять-таки порожденных Олигархом времен. Он, готовый выхватить из заветного чемоданчика компромат на первых лиц российского бизнеса и государства ("Что-то много ваш кооператив в 1986 году веников навязал! Где они, пардон, ваши веники?"), куда как симпатичнее народу, нежели Олигарх (вязал, вязал-таки он веники!) или его принципиальный противник, госчиновник Корецкий: видите ли, два мужика одну девушку не поделили, вот и свернула российская история на неправедные пути, началась война интересов олигархов и госструктур. А так - просто извините, за Россию обидно. У нас первые лица в государстве принимают решения, исходя из разнообразных психологических разногласий, в итоге упирающихся в давние амурные склоки и сословную нетерпимость. "Олигарх" не вполне убедителен как версия характера, подчас герой загадочен для самих авторов фильма. Впрочем, нельзя не заметить, что главным мотивом его жизни было желание быстрого, краткосрочного успеха. В результате его не полюбили ни красивая девушка Маша (Мария Миронова), ни, вероятно, олицетворяемая ею Россия: его ни та ни другая не сделали долгосрочным партнером, отвергли, лишили причастности к воспитанию наследников... Видимо, эта неспособность Олигарха к ровному и партнерскому участию в жизни и есть причина его глубинного, стратегического неуспеха: он все хотел сделать по-быстрому. Замечательный диагноз для всего проекта, равно как для всего проекта нового русского капитализма. И хотя бы за это - главное спасибо.

Также в рубрике:

КИНО

ОПЕРА

ЮБИЛЕЙ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;