Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 34 (7341) 22 - 28 августа 2002г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Под занавес

Человек, которого приятно ненавидеть

Киноодиссея Эриха Штрогейма

Анатолий КОЗАК


Э.Штрогейм в фильме "Великая иллюзия". 1937 г.

Давным-давно, еще в начале прошлого века в старой доброй Вене, в этом древнем городе фамильных замков, уютных кондитерских, веселых извозчиков и нищих музыкантов, неподалеку от ратуши находилась шляпная мастерская и при ней магазин-салон Бенно Штрогейма.

Ах, эти венские шляпы! О твердых идеальной формы котелках и обтянутых черным шелком цилиндрах и говорить нечего, заказы на них поступали сюда от самых знатных венцев, но шляпы женские... Это были не головные уборы - настоящие произведения искусства. Украшенные цветами, лентами и кружевами, вуалями и вуалетками, они так и просились украсить головки очаровательных жительниц столицы вальсов, раскинувшейся на берегу голубого Дуная...

Впрочем, поговаривали, что "к Штрогейму" кое-кто из представительниц прекрасного пола заглядывал не только в поисках новой шляпки или перчаток, но и ради того, чтобы пококетничать с изящным светловолосым Эрихом, помогавшим в магазине отцу.

Э.Штрогейм в фильме "Великая иллюзия". 1937 г.

А когда Эриха взяли на военную службу и он впервые приехал в отпуск, соседи только плечами пожимали: откуда у этих Штрогеймов такой сын - в ладном мундире, в высоких, начищенных до зеркального блеска сапогах, белые перчатки - настоящий австрийский офицер, гордость империи!

Эрих, правда, был всего-навсего рядовым и служил по интендантской части, но что касается выправки, осанки, умения носить шашку и отдавать честь - настоящий пруссак, военная косточка! Такому бы только адъютантом быть у самого легендарного Бисмарка!

Однако через несколько месяцев Эрих бежит из армии и некоторое время скрывается от военной полиции - дезертирство сурово каралось во все времена.

А вскоре в толпе измученных многодневным путешествием по океану эмигрантов, в большинстве своем из Польши, Литвы и Бессарабии, ступивших на каменный пирс нью-йоркского порта, можно было увидеть и Эриха Штрогейма...

Дж.Бенкрофт, К.Брук и Э.Брент в фильме "Подполье". 1927 г.

Что умел делать бывший продавец шляп? Ровным счетом ничего. Но парень он был энергичный, волевой - брался за любую работу. Исколесил Америку вдоль и поперек. Мыть посуду в дешевой забегаловке? Пожалуйста. Объезжать диких лошадей? Нет проблем. Быть лакеем? Помощником шерифа? Писать статейки в провинциальных газетках? Он брался и за это. Мало того - сочинил водевиль и выступил в нем как актер на сцене.

Неудивительно, что Эрих в конце концов появился в Голливуде, в этой новоявленной мекке поклонников Великого немого, только-только открывавшего миру свои целлулоидные черно-белые глаза...

Вначале он - каскадер.

Но вот Эрих знакомится с великим Дэвидом Гриффитом, которого впоследствии назвал своим единственным учителем. Гриффит берет шустрого австрийца в свою съемочную группу, и Эрих успешно в ней работает как администратор, снимаясь в то же время в небольших ролях.

Здесь необходимо остановиться и пролить свет на некоторые важные детали в биографии Штрогейма.

В Голливуде известно, что способный новичок, приехавший не так давно из Европы, - личность далеко не заурядная, а весьма и весьма значительная. Этот остроносенький блондинчик не просто эмигрант из Вены. Это особа, приближенная в прошлом к австрийскому императорскому двору. Конечно, в те времена никаких отделов кадров на киностудиях не было. Прошлым человека серьезно могли заинтересоваться только, если его разыскивала полиция. Но если существовало бы тогда досье на Эриха, в нем можно было бы прочитать следующее:

Имя: Эрих Освальд Ханс Карл Мария Штрогейм фон Норденвальд - потомок древнего аристократического рода.

Родители: отец - драгунский полковник. Мать - фрейлина при дворе австрийской императрицы.

Образование: высшее. Нейштадская военная академия, одно из самых престижных учебных заведений такого типа.

Воинское звание: лейтенант. В течение нескольких лет служил при дворе императора Франца-Иосифа.

Причина эмиграции: таинственные преследователи, возможно, агентура одной из спецслужб соседней страны вынудили офицера покинуть родину.

А как же еврейское происхождение? Шляпный магазин возле венской ратуши? Более чем скромные успехи в австрийской армии на фуражном складе овса и сена и позорное дезертирство?

Все это осталось там, в Вене, а здесь Эрих придумал себе новую биографию. В эту легенду верили. А почему бы нет? В те времена в Америке - стране, каждый гражданин которой оставил свое прошлое за океаном, можно было выдать себя за обнищавшего принца датского, за индийского раджу, несчастного русского цесаревича или потомка Наполеона Бонапарта. В отличие от Старого Света здесь уважали не титулы, а деньги, капитал, который стоял за вами, или ваши способности к его приобретению.

У Штрогейма не было капитала, но желания и, главное, способностей их заработать у него было достаточно.

Об удивительной биографии, которую придумал себе этот человек, пишут все киноведы. Но никто еще всерьез не попытался задуматься над вопросом: зачем нужна была эта мистификация?

Штрогейму дворянская приставка "фон" сослужила свою службу. В течение ряда лет мнимый "военспец" был главным консультантом всех батальных сцен, снимавшихся в Голливуде.

Создавал он себе и актерское имя.

Никто лучше "австрияка" не мог справиться с ролью офицера: прямая спина, каменное лицо, холодный, жесткий взгляд, характерная стрижка под бокс (он ей не изменял до конца жизни)...

Но не только роли военных удавались Эриху. Он и смокинг носил, как прирожденный лорд. Его манеры были безукоризненны. Амплуа негодяя, злодея, мерзавца, способного на любую подлость, не брезгующего насилием и убийством, словно прилипло к Штрогейму. "Человек, которого приятно ненавидеть" - так хлестко назвал его актерскую маску какой-то репортер, и эта меткая характеристика преследовала актера долгие годы.

И все-таки в историю мирового кинематографа этот выдающийся художник вошел прежде всего как режиссер. Да еще какой! Летописцы американского кино, виднейшие историки и теоретики этого искусства, постоянно ставят имя Штрогейма рядом с Гриффитом и Чаплином.

А тогда, после нескольких лет работы и учебы у великого Гриффита, молодой актер заключил свой первый контракт с кинокомпанией "Universal" на постановку фильма по своему сценарию. Это были "Слепые мужья" - водевильная история о неудачных браках, супружеских изменах, дешевеньких адюльтерах. Тема в те времена (впрочем, и во все времена) выигрышная, кассовая. Но если Голливуд обычно делал подобные киноленты в виде шоколадных оберток, то Штрогейм неожиданно представил на суд зрителя серьезную, драматическую историю, напрочь лишенную и тени сентиментальности. Еще более острой была его следующая картина "Глупые жены". Действие фильма происходит в Монте-Карло во время мировой войны. Герой картины - бывший российский офицер граф Карамзин, мошенник и распутник, - живет на деньги своих богатых любовниц. Волочась за каждой юбкой, негодяй в конце концов насилует психически больную девочку. Ее отец убивает насильника и выбрасывает труп в канализацию.

Даже краткого пересказа сюжета фильма достаточно, чтобы понять, как далеко зашел Штрогейм в разоблачении "высшего света", который рисовался до этого в кино только в розовых тонах. После премьеры фильма разыгрался скандал. Газеты писали, что чужак из Австрии оскорбил американцев, нанес тяжкую обиду американской нравственности, оскорбил всех американок и изменил стране, которая его приютила. Смешно, не правда ли? Америка, чьи фильмы сегодня не поносит только ленивый за безнравственность, пропаганду насилия и сексуальной распущенности, упрекала во всех этих грехах Эриха Штрогейма!

Как реагировал на это Штрогейм? "Если я вижу окружающую жизнь неприглядной, - прямодушно отвечал он репортерам, - почему ее надо показывать легкой и счастливой?"

Когда смотришь сегодня эти фильмы Штрогейма, наблюдая за похождениями прилизанного офицерика, без конца щелкающего каблуками, картинно покуривающего сигаретки, возникает еще одна мысль, которая, кажется, не пришла в голову журналистам, громившим тогда режиссера. Да ведь картины-то прежде всего антивоенные! Ведь главный герой, которого играет сам Штрогейм, и там, и здесь - офицер, человек, с гордостью носящий военную форму, представитель армии, ее воспитанник и ее гордость! А на самом деле это - карикатура, пустое, напыщенное существо, у которого, кроме вот этого мундира и начищенных сапог, ничего нет! Это не человек, это - пшик!

На протяжении многих лет киноведы мира упоенно рассказывают о том, как блистательно удавались Штрогейму роли офицеров. Да, это так. Но посмотрите - в каждом образе актер смотрит на своего героя с ухмылкой, он ему смешон, а порой и ненавистен.

В молодости Штрогейм ведь сам служил в армии. Что послужило причиной такой неприязни к военным, к офицерству? Может быть, это связано с его неожиданным дезертирством, вынудившим навсегда покинуть Вену, родной дом, немолодых родителей? Какая драма за этим скрывалась? Увы, этого уже не узнает никто. Ведь и о подлинном имени и самом заурядном происхождении, шляпном магазине и еврейских родителях стало известно только после его смерти.

Многие годы спустя, уже вынужденный покинуть негостеприимную Америку после целой серии скандалов с заправилами Голливуда, Штрогейм по приглашению Жана Ренуара, который его боготворил, снялся в "Великой иллюзии", вошедшей затем в золотой фонд мирового кино. Здесь он сыграл роль немецкого летчика-аса, сбившего французский самолет (время действия - Первая мировая война) и приглашающего уцелевших французских офицеров на обед. Надо видеть этот эпизод, в котором Штрогейм - майор фон Рауфенштайн - принимает гостей в своем штабе! Он входит, попыхивая своей неизменной сигареткой и первым долгом берет со стойки бара стопку шнапса.

Но как он это делает! Он не пьет, а опрокидывает, причем чуть приседает, закидывая голову. Так ловко, так ухарски может "принять дозу" только боевой летчик! А как он выглядит! От того хлипкого офицерика, которого он изображал в первых своих немых фильмах, не осталось и следа. Теперь это плотный, упитанный пруссак с бычьей шеей, выскобленной под "бокс", но по-прежнему ладно сидит на нем офицерский мундир и также сияют глянцем высокие сапоги. Но вот в выражении лица появилось что-то совсем новое. Нет, это уже не тот офицерик, который упивается своим мундиром, погонами, шашкой. С каким достоинством и даже приветливостью принимает он за своим столом французов, которых только что сбил, с которыми воюет его армия! Особенно заметна перемена в мимике и игре Штрогейма во второй части фильма, когда бывший летчик, израненный, закованный в корсет, стал комендантом лагеря для военнопленных.

- Мой позвоночник перебит в двух местах и скреплен серебряными скобками, - говорит он с грустью своему пленному другу-французу, - серебряный подбородок и серебряная коленная чашечка - вот все богатство, которое принесла мне война.

Так ставит окончательную точку Штрогейм в своем давнем поединке с армией, точнее с военщиной, не любимой им, как считали многие, а, напротив, ненавистной.

В этом еще раз легко убедиться, посмотрев картину Б.Уайльдера "Пять гробниц на пути в Каир", где Штрогейм сыграл роль немецкого фельдмаршала Роммеля. Фигура легендарного военачальника, получившего прозвище Лис пустыни за свои боевые операции в Северной Африке, изображалась в нескольких фильмах - везде это суховатый человек со строгим лицом, внешне достаточно невыразительный. Очевидно, таким был генерал и в жизни.

А вот каким "сделал" его Штрогейм. Это некрасивый короткий толстяк с бульдожьим лицом, в нелепых мотоциклетных очках, размахивающий стеком по делу и не по делу... Типичный персонаж из веселой венской оперетки!

Так распрощался бывший австрийский солдатик со своим далеким армейским прошлым.

Это случилось, когда Штрогейму уже было под шестьдесят.

А спустя пятнадцать лет, когда режиссера уже не было в живых, ведущие кинокритики мира собрались, чтобы определить двенадцать лучших фильмов "всех времен и народов". В эту почетную дюжину вошел фильм Штрогейма "Алчность", снятый в Голливуде в 1923 году.

Фильм этот по праву считается лучшим в режиссерском списке Штрогейма. И одним из самых скандальных в его карьере.

Если неискушенный читатель полагает, что главное в профессии режиссера - дар воображения, умение с помощью актеров, художников, операторов воплощать свой творческий замысел в одно целое - в то, что называется кинокартиной, он ошибается. Главное в профессии режиссера - характер. Воля. Настойчивость. Мужество. Упорство в отстаивании своего замысла. Несгибаемая вера в то, что он, постановщик фильма, сделает все именно так и никак не иначе!

Сколько раз продюсеры упрекали его за миллионные сметы на постановку фильмов! Но он стоял на своем: к чертям картонные декорации, в картине все должно быть настоящее! Тогда хозяева киноконцернов отстраняли Штрогейма от постановки и за него картину доснимали другие режиссеры.

Сняв свою знаменитую "Алчность", Штрогейм побил сразу несколько рекордов. Во-первых, это была самая длинная кинолента в истории тогдашнего немого кино - 42 части! Ее демонстрация продолжалась около восьми часов. Это дает нам право считать режиссера родоначальником киносериалов. Но в те времена Штрогейма заставили сократить картину. Лента стала почти вдвое короче, но опять ее надо было смотреть пять часов! Кто-то даже предлагал показывать фильм с перерывом для зрителей на обед. В конце концов Штрогейма отстранили от монтажа и поручили его случайному человеку, который безжалостно изрезал "Алчность"... Но и в изувеченном виде этот фильм был признан шедевром.

Еще одно новшество было связано с "Алчностью": спонсоры проекта стали регулярно рекламировать будущий "хит сезона", оповещая зрителей о сюжете фильма, астрономических расходах на его постановку, занятых в нем звездах...

Так родилась в Штатах кинореклама, представляющая в наши дни целую индустрию.

И еще одна особенность "Алчности": впервые на киноэкране появилась американская жизнь такой, какая она есть - суровая, бескомпромиссная, часто замешенная на крови, изматывающая борьба, война за Его Величество доллар, которая кончается не сладким поцелуем в диафрагму, а смертельной схваткой. Такого американский экран еще не знал! Но в этом как раз и было новаторство Штрогейма-реалиста.

Вне всякого сомнения, прославленные голливудские оскароносцы Форд, Пэнн, Капра, Видор, Поллак, Креймер, Люмет, Уайлер и Уайлдер, Коппола, Спилберг, Форман (список этот можно продолжать) знали драматическую историю Штрогейма, как говорится, с младых ногтей. Более того, перефразируя знаменитые слова Достоевского "все мы вышли из "Шинели" Гоголя", можно смело утверждать, что все эти мастера "вышли из "Алчности".

Странной все-таки была творческая судьба Штрогейма!

Талантливый самоучка, отлично справлявшийся не только с режиссурой, но сочинявший сценарии, оформлявший дизайн своих кинокартин, блистательно исполнявший в них главные роли... Как писали газеты, "он не выходит из павильона месяцами, работает днем и ночью, не вылезая из старых башмаков и заплатанного костюма". В награду Штрогейм получил славу самого расточительного, капризного и своевольного режиссера. Его оскорбляли, ему сокращали гонорары. Но кинокомпании снова и снова заключали с ним контракты, потому что это был "кассовый" режиссер, только одно его имя на афишах обеспечивало спонсорам фильма прибыль.

Неслучайно он называл себя "пасынком Америки".

В этом смысле его судьба поразительно схожа с судьбой Чаплина, тоже вынужденного покинуть Штаты из-за целой серии скандалов.

Но во время Второй мировой Штрогейм вынужден был вернуться в Америку - неровен час, могла случайно всплыть информация о венском шляпном магазинчике, его еврейских корнях.

Знаменитый "Сансет бульвар" Билли Уайлдера был последней картиной, в которой Штрогейм принял участие.

Этой замечательной работе стареющего мастера посвящено не одно исследование, об этой роли с восторгом пишут все без исключения киноведы мира. Если можно употребить в данном случае такое сравнение, то это был реквием актера, заключительный аккорд его кинематографической одиссеи.

Здесь Штрогейм сыграл самого себя - прославленного когда-то голливудского режиссера, теперь доживающего свой век в должности лакея у постаревшей кинозвезды, никак не желающей смириться с тем, что она уже никому не нужна...

Штрогейм умер в 1957 году в своем загородном доме под Парижем. Незадолго до этого Франция (не Америка!) удостоила его высокой награды, о которой он давно мечтал. На белой подушечке вслед за гробом несли орден Почетного легиона.

"Его похороны, - вспоминал Жан Ренуар, - соответствовали этому экстравагантному человеку. Впереди траурного кортежа, состоявшего из знаменитостей французского кино, шли цыганские музыканты из ночного кабаре. Они играли венские вальсы".

Также в рубрике:

ПОД ЗАНАВЕС

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;