Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 34 (7341) 22 - 28 августа 2002г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

ПАВЕЛ НИКОНОВ: "Чтобы в России добиться признания, нужно жить долго"

Беседу вел Евграф КОНЧИН
Фото ИТАР-ТАСС


П.Никонов

Павел НИКОНОВ - фигура легендарная в отечественной живописи. Он был одним из признанных лидеров знаменитого бунта молодых "шестидесятников". Его первые картины "Наши будни", "Штаб Октября" и "Геологи", написанные в так называемом "суровом стиле", вызвали яростную критику партийных властей и официального искусствоведения. Понадобилось более сорока лет, чтобы его творчество было наконец-то оценено высшей официальной наградой - Государственной премией России.

    

- Вы были уверены, что получите эту премию?

- Ну, конечно, полной уверенности не было.

    

- Долгое время вы находились в опале. Уже потом, за последние годы стали и народным художником России, и действительным членом Академии художеств, и вот удостоились Государственной премии России... Как вы вообще относитесь к официальным наградам и отличиям?

- Когда проходила процедура награждения - в зале Кремля премии вручал Президент России Владимир Владимирович Путин, - я вдруг вспомнил, что в этом же зале мне пришлось уже побывать. Именно здесь проходила встреча Хрущева с представителями творческой интеллигенции, и тогда Никита Сергеевич резко изругал мои картины, в частности "Геологов". Парадокс? Но в нем есть какой-то смысл нашей жизни в России - чтобы в ней добиться признания, нужно долго жить.

Вообще я считаю, что художника-современника оценить сегодня очень трудно. Только время покажет, кто останется в истории искусства, а кто забудется, уйдет в небытие.

    

- В таком случае ваши картины "Наши будни", "Штаб Октября" и "Геологи" выдержали испытание временем, они, с моей точки зрения, уже вошли в классику отечественной живописи того периода. А как вы сами относитесь сейчас к ним?

- "Наши будни" были написаны в 1960 году. За четыре года до этого я окончил Московский художественный институт имени Сурикова. Мой диплом - картина "Октябрь", она экспонировалась на выставке в честь VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, получила золотую и серебряную медали.

Но что делать дальше? Над чем работать? И чиновник из Министерства культуры Андрей Константинович Лебедев, страшный консерватор, но которому я лично благодарен, посоветовал мне поехать в Сибирь, в Братск. То, что я там увидел, произвело сильное впечатление - масштабностью, величественностью, какими-то мощными ритмами.

Но писал я "Наши будни" трудно, в конце концов зашел в тупик и холст изрезал. Натянул новый холст, времени оставалось уже мало, и я очень торопился. Поэтому в картине есть "сырые места"... И еще признаюсь - писал с некоторой оглядкой на известное полотно Александра Дейнеки "Оборона Петрограда". Когда показал свою картину на зональной выставке, ее увидел Александр Александрович. Спросил у меня: "Откуда у вас этот немецкий экспрессионизм?.." Я был очень огорчен его замечанием, тем более что тогда никакого немецкого экспрессионизма я не знал.

Словом, "Наши будни" разругали вовсю, признали "творческой неудачей" и "сослали" картину в музей в Алма-Ату. Больше я ее не видел.

Сегодня мое отношение к "Штабу Октября" сложное, двойственное. С одной стороны, она не вписывается в мое нынешнее творчество. С другой - в ней есть несомненные авторские черты. История же картины "Геологи" очень странная. Ее тогда также посчитали творческой неудачей. И мне пришлось с этим согласиться, чтобы закрыть договор с Министерством культуры и не выплачивать аванс: материальная сторона тогда для меня имела большое значение. Когда я работал над картиной, я думал о великом Джотто. В девяностых годах побывал в Италии и увидел подлинные произведения великого итальянского мастера XIV века, и тогда я понял: "Геологов" нужно было бы писать совершенно по-иному. Я бы даже переписал задний план картины. Но сейчас она находится в постоянной экспозиции Третьяковской галереи "ХХ век".

    

- Государственную премию вы получили за "Деревенский цикл"...

- Да. За две большие картины - "Пожар" и "Похороны", а также за "Зимнее солнце", "Праздник", "Трое". Они выполнены за последние десять лет. Сюжеты увидены мною в деревне Алексино, близ Калязина, в Тверской области, куда я постоянно езжу уже тридцать лет. Меня давно интересует жанр социального конфликта, поэтому, например, мне близко творчество передвижников. Именно в деревне, на деревенском материале многие социальные процессы выявляются острее, явственнее. Человек в нашей сегодняшней деревенской среде, в нашей неброской природе как бы растворяется, превращается в какой-то одушевленный натюрморт. Это очень интересно и в пластическом, живописном отношении.

В своих "деревенских" работах я хочу интерпретировать средневековое иконописное искусство, особенно "северных писем", уловить стилистическую, образную, пластическую связь между северными примитивами и моими размышлениями о месте и предназначении человека.

    

- Что общего между, положим, "Нашими буднями", и нынешним "Деревенским циклом"? Ведь они, по-моему, так не похожи друг на друга?..

- Между ними есть общее. В самом подходе к работе, сам метод познания натуры, четкая ее документальность. Хотя внешне эти картины кажутся такими разными...

    

- Направление "шестидесятников", в котором вы были одним из лидеров, совсем ушло в историю или продолжает жить сегодня?

- В историю оно не ушло. Остается в лучших произведениях бывших "шестидесятников". К ним я отношу творчество недавно ушедшего из жизни Николая Ивановича Андронова и Андрея Васнецова. Они сохранили духовно-нравственные позиции "шестидесятников", которые, быть может, именно теперь более важны и злободневны, чем в те годы. В частности, и в своих пластических живописных решениях, и в большой смысловой нагрузке, смысловом подтексте и, конечно, в высокой профессиональной культуре. Как, например, у Андрея Васнецова, который внес огромный вклад в развитие нашей традиционной живописи.

    

- Над чем вы сейчас работаете, кроме постоянной деревенской тематики?

- Хочу написать 4 - 5 картин "Таежного цикла" на большом материле, собранном еще в шестидесятые годы в Братске, на БАМе. Вернусь и к Москве, продолжу тему, которую я затронул в картине "Москва праздничная".

Но сейчас у меня возникла какая-то пауза, вызванная большой персональной выставкой, которая состоялась в залах Российской академии художеств на Пречистенке. Любой такой "выход в большой свет" выбивает меня из привычной рабочей колеи, которую я для себя избрал и которой стараюсь придерживаться.

    

- Вы - профессор Московского художественного института имени Сурикова. Каково ваше мнение о нынешнем состоянии художественной школы?

- Общее ее состояние я воспринимаю достаточно негативно. Когда я учился в сороковые годы в специальной художественной школе, а потом - в институте, нашими преподавателями были известные, прекрасные художники. Поэтому мы получили превосходную профессиональную подготовку. Сейчас же, к сожалению, в художественных учебных заведениях, особенно начального и среднего звена, сложилась совершенно другая, подчас удручающая ситуация. Крупные художники туда не идут. Отсюда и невысокий уровень профессиональной подготовки, а главное - резкое снижение интеллектуального потенциала, общей интеллектуальной культуры. Словом, художественная школа переживает серьезный кризис.

    

- А каково общее состояние сегодняшнего изобразительного искусства?

- Вопрос очень сложный, и в двух словах на него не ответишь. Традиционное, реалистическое искусство очень неоднородно, и оно как бы расползается во все стороны. Другое большое направление - так называемое актуальное искусство. Есть еще направление, в котором лидерствуют Шилов и Андрияка. Между всеми этими группами идет борьба за влияние и поддержку официальных властей, Министерства культуры, от которого зависят и заказы, и закупки работ. Оно сейчас, по моему мнению, больше благоволит к актуальному искусству, что я считаю несправедливым.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;