Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 34 (7341) 22 - 28 августа 2002г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14  
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

СЕРГЕЙ АРЦИБАШЕВ: "Криков и свиста пока не слышу"

Беседу вела Ирина АЛПАТОВА
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


С.Арцибашев

В течение двух минувших сезонов в шести крупных московских театрах сменилось художественное руководство. Последним стал Театр имени Маяковского, многолетний худрук которого Андрей Александрович Гончаров ушел из жизни в сентябре 2001 года. Обсуждение новых кандидатур несколько затянулось, в прессе муссировались имена режиссеров-"претендентов", сам театр предлагал внутреннюю актерскую альтернативу. Вопрос решился в самом конце прошлого года - художественным руководителем театра был назначен Сергей АРЦИБАШЕВ, занимавший аналогичную должность в созданном им Театре на Покровке. Кстати, и с Театром имени Маяковского у него уже существовали творческие связи: в 80 - 90-е годы Арцибашев поставил там три спектакля, в одном из которых был занят и как актер. А в нашумевшей покровской "Женитьбе", удостоенной Государственной премии России, принимали участие Игорь Костолевский и Михаил Филиппов. Обновленной версией "Женитьбы" откроется новый сезон Театра имени Маяковского.

    

- Сергей Николаевич, какой прием вам оказал коллектив Театра имени Маяковского?

- Криков и свистов пока не слышу, как, впрочем, и особого ликования. Встретили меня в принципе достаточно доброжелательно. Хотя, наверное, кому-то я и не нравлюсь, кому-то хотелось увидеть на этом посту другого человека. Но мне лично это высказано не было. Те, кто со мной работал раньше, восприняли мое назначение с удовольствием. Настороженность остальных понятна: неизвестное будущее всегда вызывает тревогу, ожидание перемен, которые могут затронуть личные интересы каждого.

    

- Сегодня многие театры Москвы похожи друг на друга. Обладает ли, на ваш взгляд, Театр имени Маяковского неким своеобразием? Можете ли вы сформулировать, в чем заключаются его неповторимые особенности?

- Сейчас об этом трудно говорить. Прежнее лицо театра определял Андрей Александрович Гончаров, когда он был в силе, ставил много спектаклей. В его постановках действительно существовал неповторимый почерк, свой стиль. Но в последние годы черты этого "лица" стали размываться. Поэтому на сегодняшний день я бы ничего такого не сформулировал.

    

- Вы считаете важным сохранить прежний стиль или собираетесь строить новый театр?

- Когда мне предлагали возглавить Театр имени Маяковского, наверное, понимали, что у меня есть собственное мировоззрение, мироощущение, большой опыт работы, наконец. Поэтому ни о каком повторении или возврате речь не идет. Я не могу ставить так, как Гончаров. У меня свой почерк и своя принципиальная позиция. Куда бы меня ни приглашали на постановку, будь то Театр сатиры или Новая Опера, я никогда не ставил задачи угождать этому театру, раскланиваться перед актерами. Наверное, меня и звали-то затем, чтобы я принес в театр свое видение и заразил труппу своими методами работы, художественными решениями. Хотя иногда мне говорили: ставьте спектакль, но помните, в каком вы театре. От подобных предложений я либо отказывался, либо оговаривал, что буду работать так, как я умею и чувствую. Я - режиссер, а не стилист. И моя задача, или, как сейчас говорят, кредо - сделать живой театр, с тесным контактом сцены и зрительного зала. Чтобы и актеры, и публика понимали, что разговор ведется на нормальном человеческом языке, о понятных и близких проблемах. Притом, что должен существовать интересно придуманный сценический рисунок, дающий возможность для настоящей театральной игры.

    

- Вы предлагаете реформы или революцию?

- Мне бы не хотелось устраивать революции, потому что это ни к чему хорошему никогда не приводило. Хочу попробовать эволюционный путь. Это более длительный процесс, результаты проявятся не вдруг. Вдруг ничего не возникает, кроме бесовщины.

    

- Удалось ли вам за эти несколько месяцев досконально изучить нынешнее состояние театра, наметить основные проблемы, с решения которых следует начать реформы?

- Конечно, в первую очередь меня интересует творческий процесс и состояние труппы. Труппа большая. Плотно заняты, как и везде, немногие актеры. Публика любит узнаваемые лица, поэтому большая посещаемость на спектаклях с участием звезд. В последние годы и в этом театре, в контексте общего процесса, действуют центробежные силы. Все разбегаются по антрепризам, рекламам, сериалам и прочим халтурам. Этот процесс, конечно, разрушителен для стационарного театра, театра-дома. Вот одна из проблем. Я - сторонник репертуарного театра. Считаю его отечественным достижением при всех существующих минусах. Репертуарный театр воспитывает актеров, заботится об их профессиональном росте. Антреприза же просто использует имидж артиста, наработанный в стационаре.

Впрочем, на сегодняшний день в театре все настолько взаимосвязано, что нельзя отрывать творческие проблемы от работы административно-хозяйственного аппарата, который занимается и рекламой, и продажей билетов, и организацией зрителя. Здесь проблема сложнее, потому что и хозяйство более рутинное, привыкшее жить по другим меркам. А время уже не то, надо быстро перестраиваться, быстро улавливать какие-то перемены.

    

- Вы возьмете основную постановочную нагрузку на себя или откроете двери театра для разных режиссеров?

- С одной стороны, постараюсь побольше на себя взвалить, поскольку мне хочется познакомиться со всеми актерами лично, причем в работе - никого не обижая, не подбирая себе "команду". Мне важно понять, насколько мы друг другу созвучны. С другой стороны, даже с моей работоспособностью я не смогу охватить всех. Тем более что у нас есть филиал и Малая сцена. Поэтому работа найдется и для очередных режиссеров - Леонида Хейфеца, Татьяны Ахрамковой, Юрия Иоффе, и для приглашенных. То есть практически двери открыты всем. Я ужасно нервничаю и переживаю, если репетиционные комнаты пустуют. Это меня жутко раздражает и мучает, поскольку бурная творческая жизнь должна кипеть во всех уголках театра.

    

- Режиссеры свободны в своих действиях или подвержены контролю со стороны художественного руководителя?

- Контроль, конечно, предполагается. И не только с моей стороны, но и со стороны худсовета. Я сам на этом вырос и другим режиссерам посоветовал бы не бояться показов худсовету. Важно ведь не прогадать и на каком-то этапе либо утвердиться в своем решении, либо что-то поменять. Ведь сейчас все связано не только с творческими поисками, но и с деньгами. Затраты у театра большие, и добываются средства достаточно сложно. К сожалению, вокруг Театра имени Маяковского за эти годы не образовалось группы спонсоров и меценатов, которые помогали бы театру, рискуя своими деньгами. Мы существуем благодаря финансированию Комитета по культуре Москвы и тем средствам, которые зарабатывает сам театр. И тут, мне кажется, надо быть очень осторожным.

    

- Как вы предполагаете сочетать коллективизм и единоначалие в работе театра? Предположим, худсовет не одобрит вашу постановку.

- Пока такой коллизии не возникало. Хотя в Театре на Покровке бывали случаи, когда худсовет не принимал моего спектакля. Но я всегда поступал так, как считал нужным. У худрука есть такое право.

    

- То есть последнее слово остается за вами?

- Да. Но я надеюсь, что в худсовете Театра имени Маяковского собрались люди, способные услышать доводы и руководителя, и режиссера. Надеюсь, что все мы заинтересованы в том, чтобы появлялись интересные работы, а вокруг театра формировалась бы творческая, энергичная аура, в которую хотелось бы войти и зрителям, и тем же спонсорам.

    

- Вы рассчитываете на силы конкретной труппы или собираетесь обновлять актерский состав?

- Мне хотелось бы в первую очередь определить творческий потенциал этого коллектива. В труппу я никого не взял, даже ни одного из показывавшихся выпускников театральных вузов. Не потому, что они мне не понравились. Просто я еще не до конца выяснил возможности нашей молодежи. Не стоит раздувать труппу. Я смотрю на вещи реально: если ты кого-то приглашаешь, значит, несешь за него ответственность и должен обеспечить работой. Плохо, если актер годами выходит только в эпизодах или массовках. Хотя, конечно, если возникнет острая творческая необходимость, я могу пригласить актера на роль. При условии, если не найду нужного мне исполнителя в театре или у него не будет возможности участвовать в спектакле по причине большой занятости.

    

- Какова дальнейшая судьба Театра на Покровке?

- Пока этот театр я никому отдавать не собираюсь, буду совмещать художественное руководство двумя коллективами. Там попроще, поскольку есть обширный репертуар, который востребован публикой. Хотя понятно, что сейчас основные мои мысли, мечты, тревоги, стремления связаны с Театром имени Маяковского. На Покровку же буду привлекать других режиссеров для новых спектаклей, иногда ставить сам, курировать общий процесс.

    

- Как-то сблизить эти театры вам не хочется по примеру чеховского МХАТа и Табакерки?

- Никакого объединения не намечаю. На Покровке другая атмосфера - камерная, домашняя. Хотелось бы, чтобы все это сохранилось.

    

- Что готовит Театр имени Маяковского к новому сезону?

- На основной сцене Леонид Хейфец репетирует спектакль под рабочим названием "Синтезатор любви" по пьесе английского драматурга А.Эйкборна. В филиале работу над своей пьесой "Рамки приличия" начал Андрей Максимов. Это будет легкая стилизация под французские любовно-романтические сюжеты. Я сам собираюсь приступить к достаточно серьезному проекту - спектаклю "Братья Карамазовы" по роману Ф.Достоевского. Владимир Малягин сделал новую инсценировку, которая мне очень нравится, особенно жанровый подзаголовок "Симфония страстей". Надеюсь занять в спектакле как можно больше ведущих артистов. Хочется, чтобы постановка не вышла скучной, чтобы в ней было как можно меньше "достоевщины".

    

- А свои актерские опыты вы намерены продолжать на новой сцене?

- Пока нет. Хотя я очень люблю играть и за мной остаются мои роли в Театре на Покровке. Душу буду отводить там. Здесь же надо дать как можно больше возможностей поиграть другим.

Также в рубрике:

ТЕАТР

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;