Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 34 (7341) 22 - 28 августа 2002г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Информация

Ожившие солдатики, или Игра в рыцари

В России мастера реконструкции сражений до сих пор никому не нужны

Анна МАРТОВИЦКАЯ
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


"Живая история, или Реконструкция сражений" - так называется движение энтузиастов, изучающих историю различных воинских подразделений и в наглядной форме показывающих фрагменты исторических сражений. Все это можно увидеть и в кино, скажете вы. Главное отличие реконструированных сражений от фильмов, - конечно же, в атмосфере мероприятия. Вы будто попадаете в далекое прошлое: слышите стрельбу из настоящих пушек, видите, как сизый дым заволакивает Бородинское поле...

Вообще "униформистика" - не российское изобретение. Задолго до нас в странах Европы и в США для участия в исторических праздниках стали приглашать людей в старинных мундирах, умеющих разыгрывать батальные сценки. В России к историческому военному костюму впервые обратились в дни празднования столетия Отечественной войны 1812 года. На Бородинское поле вышли и офицеры, и рядовые, одетые в мундиры той эпохи. Существуют даже фотографии казаков и военнослужащих разных частей в форме 1812 - 1814 годов... Что же касается новейшего времени, то сейчас уже трудно точно сказать, кто и когда впервые надел старую форму, когда образовались военно-исторические объединения. В восьмидесятые годы энтузиасты начали собираться на праздник "День Бородино" и устраивать небольшие "сражения" эпохи Наполеоновских войн. Инициатива эта нашла поддержку у руководства Бородинского музея и даже у комсомольских лидеров. Каждый год число участников увеличивалось, постепенно стали приезжать и представители других стран. Россияне реконструировали сражения других битв - например, под Малоярославцем и Смоленском, впервые отправились побывать на международных праздниках и реконструкции исторических сражений - Аустерлиц, Ватерлоо, Лейпциг... И действительно, немалую поддержку, в том числе и финансовую, оказывал клубам ЦК ВЛКСМ, полагая, что развитие здорового и культурного времяпрепровождения молодежи является государственной задачей. Помогала и Советская армия, выделявшая палатки для проживания, старую военную форму...

Сегодня военно-исторический клуб (а правильнее - "Военно-исторический клуб такого-то полка или дивизии") - это, как правило, группа энтузиастов-волонтеров численностью от 10 до 40 человек, тщательно изучающая историю данного полка, изготавливающая его военную форму и снаряжение, а также принимающая участие в совместной с другими клубами реконструкции исторических сражений. Кроме формы, для наиболее достоверного отображения происходящих событий структура полка, воинские чины, команды, действия в сражении военно-исторического клуба максимально соответствуют выбранному историческому периоду. Прически, парики, команды, музыкальные инструменты, устав - все это тщательно изучается и "реконструируется". Обычно членами клубов являются коллекционеры, историки, художники, писатели, военнослужащие и все, кому интересно заниматься военной историей "вживую", а не только по книгам.

Участники игр в реконструкцию нередко подвергаются критике: мол, зачем современные молодые (и не очень молодые) люди наряжаются в военную форму, которую носили наши предки сто, двести лет тому назад? Ведь, чтобы правильно носить военный мундир давно прошедшего времени, нужно в этом времени родиться и жить... Но члены военно-исторических клубов эти претензии с негодованием отвергают. Вот что говорит Петр Александров, основатель одного из московских клубов: "Военно-историческое движение - одна из форм проведения свободного времени, увлечение культурных, высокообразованных людей, которым интересна история. Каждый из нас сам выбирает свою эпоху. Кому-то ближе Петр Первый, кому-то - Суворов, кому-то - 1812 год. Работая над воссозданием сражений, мы пытаемся понять наших предков, встать на их место, быть достойными их. И когда мы надеваем военный мундир определенной эпохи, наша жизнь протекает по уставам этой эпохи. Поэтому, прежде чем надеть мундир, все очень много работают - и не только над бумагами, но и над собой..."

Как правило, в клубе состоят очень разные люди. Одни восстанавливают мундиры, делая все стежки с точностью до миллиметра, другие изучают историю по книгам и сохранившимся документам, третьи осваивают военную технику. Безусловно, есть и те, кого просто привлекает "костюмированный" туризм, возможность сняться в кино- и видеофильмах наряду с профессиональными актерами.

"Мы изучаем историю на своей собственной шкуре, - продолжает П.Александров. - Мы либо доказываем истину, либо опровергаем все домыслы, легенды и мифы, придуманные впоследствии историками и литераторами. Один из таких примеров, уже ставших классическими, - рассказы про двадцать кавалерийских атак за день и двухчасовые рубки. Это немыслимо! Так называемый кавалерийский бой может длиться не больше 15 минут. Больше пяти атак - хороших, настоящих атак - человек физически не может выдержать".

О проблемах сегодняшних военно-исторических клубов можно говорить очень долго. Как правило, это добровольные объединения, не имеющие никакого юридического статуса. Естественно, и помощи от государства они не получают. Им остается только завидовать своим западным коллегам. В Польше, например, большинство военно-исторических клубов материально поддерживает Министерство национальной обороны, в Германии деньги выделяют мэрии городов, а во Франции, Великобритании и США существуют целевые программы финансирования таких объединений. "Почему же тогда у нас о ратной славе России вспоминают только 23 февраля и 9 Мая?" - восклицают руководители российских клубов. Чтобы хоть как-то прокормить себя, они вынуждены заниматься изготовлением сувениров, соглашаться на участие в любых корпоративных праздниках и торжествах.

"Особенно тяжело дается общение с военными инстанциями, - рассказывает Олег, настоящий гусар. - Известно, что на складах полно шинелей, сапог - того, что уже не нужно армии и что очень бы пригодилось нам. Но большинство армейских структур согласны сотрудничать с нами, только если мы работаем над периодом Великой Отечественной войны. Более раннее время никого не интересует. А ведь воспитывать солдата нужно на примере его предков! Вспомните, при царе-батюшке практически в каждом полку был собственный музей. Там и мундиры хранились старинные, и оружие, и портреты шефов полка, командиров, героев... Вот и мы хотим показать, что в Русской армии до 1917 года было очень много такого, что напрасно не используется сейчас. Обращение к традициям позволило бы скорее возродить нашу армию... Но пока нас, увы, никто не слышит".

Также в рубрике:

ИНФОРМАЦИЯ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;