Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 34 (7341) 22 - 28 августа 2002г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ИнформацияОжившие солдатики, или Игра в рыцариВ России мастера реконструкции сражений до сих пор никому не нужны Анна МАРТОВИЦКАЯ "Живая история, или Реконструкция сражений" - так называется движение энтузиастов, изучающих историю различных воинских подразделений и в наглядной форме показывающих фрагменты исторических сражений. Все это можно увидеть и в кино, скажете вы. Главное отличие реконструированных сражений от фильмов, - конечно же, в атмосфере мероприятия. Вы будто попадаете в далекое прошлое: слышите стрельбу из настоящих пушек, видите, как сизый дым заволакивает Бородинское поле... Вообще "униформистика" - не российское изобретение. Задолго до нас в странах Европы и в США для участия в исторических праздниках стали приглашать людей в старинных мундирах, умеющих разыгрывать батальные сценки. В России к историческому военному костюму впервые обратились в дни празднования столетия Отечественной войны 1812 года. На Бородинское поле вышли и офицеры, и рядовые, одетые в мундиры той эпохи. Существуют даже фотографии казаков и военнослужащих разных частей в форме 1812 - 1814 годов... Что же касается новейшего времени, то сейчас уже трудно точно сказать, кто и когда впервые надел старую форму, когда образовались военно-исторические объединения. В восьмидесятые годы энтузиасты начали собираться на праздник "День Бородино" и устраивать небольшие "сражения" эпохи Наполеоновских войн. Инициатива эта нашла поддержку у руководства Бородинского музея и даже у комсомольских лидеров. Каждый год число участников увеличивалось, постепенно стали приезжать и представители других стран. Россияне реконструировали сражения других битв - например, под Малоярославцем и Смоленском, впервые отправились побывать на международных праздниках и реконструкции исторических сражений - Аустерлиц, Ватерлоо, Лейпциг... И действительно, немалую поддержку, в том числе и финансовую, оказывал клубам ЦК ВЛКСМ, полагая, что развитие здорового и культурного времяпрепровождения молодежи является государственной задачей. Помогала и Советская армия, выделявшая палатки для проживания, старую военную форму... Сегодня военно-исторический клуб (а правильнее - "Военно-исторический клуб такого-то полка или дивизии") - это, как правило, группа энтузиастов-волонтеров численностью от 10 до 40 человек, тщательно изучающая историю данного полка, изготавливающая его военную форму и снаряжение, а также принимающая участие в совместной с другими клубами реконструкции исторических сражений. Кроме формы, для наиболее достоверного отображения происходящих событий структура полка, воинские чины, команды, действия в сражении военно-исторического клуба максимально соответствуют выбранному историческому периоду. Прически, парики, команды, музыкальные инструменты, устав - все это тщательно изучается и "реконструируется". Обычно членами клубов являются коллекционеры, историки, художники, писатели, военнослужащие и все, кому интересно заниматься военной историей "вживую", а не только по книгам. Участники игр в реконструкцию нередко подвергаются критике: мол, зачем современные молодые (и не очень молодые) люди наряжаются в военную форму, которую носили наши предки сто, двести лет тому назад? Ведь, чтобы правильно носить военный мундир давно прошедшего времени, нужно в этом времени родиться и жить... Но члены военно-исторических клубов эти претензии с негодованием отвергают. Вот что говорит Петр Александров, основатель одного из московских клубов: "Военно-историческое движение - одна из форм проведения свободного времени, увлечение культурных, высокообразованных людей, которым интересна история. Каждый из нас сам выбирает свою эпоху. Кому-то ближе Петр Первый, кому-то - Суворов, кому-то - 1812 год. Работая над воссозданием сражений, мы пытаемся понять наших предков, встать на их место, быть достойными их. И когда мы надеваем военный мундир определенной эпохи, наша жизнь протекает по уставам этой эпохи. Поэтому, прежде чем надеть мундир, все очень много работают - и не только над бумагами, но и над собой..." Как правило, в клубе состоят очень разные люди. Одни восстанавливают мундиры, делая все стежки с точностью до миллиметра, другие изучают историю по книгам и сохранившимся документам, третьи осваивают военную технику. Безусловно, есть и те, кого просто привлекает "костюмированный" туризм, возможность сняться в кино- и видеофильмах наряду с профессиональными актерами. "Мы изучаем историю на своей собственной шкуре, - продолжает П.Александров. - Мы либо доказываем истину, либо опровергаем все домыслы, легенды и мифы, придуманные впоследствии историками и литераторами. Один из таких примеров, уже ставших классическими, - рассказы про двадцать кавалерийских атак за день и двухчасовые рубки. Это немыслимо! Так называемый кавалерийский бой может длиться не больше 15 минут. Больше пяти атак - хороших, настоящих атак - человек физически не может выдержать". О проблемах сегодняшних военно-исторических клубов можно говорить очень долго. Как правило, это добровольные объединения, не имеющие никакого юридического статуса. Естественно, и помощи от государства они не получают. Им остается только завидовать своим западным коллегам. В Польше, например, большинство военно-исторических клубов материально поддерживает Министерство национальной обороны, в Германии деньги выделяют мэрии городов, а во Франции, Великобритании и США существуют целевые программы финансирования таких объединений. "Почему же тогда у нас о ратной славе России вспоминают только 23 февраля и 9 Мая?" - восклицают руководители российских клубов. Чтобы хоть как-то прокормить себя, они вынуждены заниматься изготовлением сувениров, соглашаться на участие в любых корпоративных праздниках и торжествах. "Особенно тяжело дается общение с военными инстанциями, - рассказывает Олег, настоящий гусар. - Известно, что на складах полно шинелей, сапог - того, что уже не нужно армии и что очень бы пригодилось нам. Но большинство армейских структур согласны сотрудничать с нами, только если мы работаем над периодом Великой Отечественной войны. Более раннее время никого не интересует. А ведь воспитывать солдата нужно на примере его предков! Вспомните, при царе-батюшке практически в каждом полку был собственный музей. Там и мундиры хранились старинные, и оружие, и портреты шефов полка, командиров, героев... Вот и мы хотим показать, что в Русской армии до 1917 года было очень много такого, что напрасно не используется сейчас. Обращение к традициям позволило бы скорее возродить нашу армию... Но пока нас, увы, никто не слышит". Также в рубрике:
|