Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 40 (7347) 3 - 9 октября 2002г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Обратная связь

Загадочна русская душа: хотят, но не идут

Алексей СОКОЛОВ
кинорежиссер
доктор искусствоведения
профессор
Москва
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


Эта полоса написана нашими читателями, теми, кто счел необходимым и возможным поделиться с "Культурой" тем, что их волнует. Письма разные, о разном и написаны разными людьми - и известными деятелями культуры, учеными, и начинающими поэтами... Но, конечно, есть нечто, что их объединяет. Все они - представители современной российской интеллигенции, поскольку основное ее качество - НЕРАВНОДУШИЕ ко всему, из чего складывается наша жизнь, нежелание жить по принципу "моя хата с краю...". А значит - о каких сложных проблемах ни шла бы речь, у нас есть шанс их решить...

2 августа 2002 года ведущий Андрей Максимов собрал на канале РТР могучую кучку российских кинематографистов, критиков и прокатчиков. На повестке дня - сакраментальный русский вопрос: "что делать?" с национальным кино.

Все участвующие в обсуждении - люди умные и достойные, талантливые и уважаемые. Их положительные качества сомнению не подлежат.

Передача шла в стандартном телевизионном стиле с интерактивным опросом зрителей, так, чтобы отдельные здравые рассуждения потонули в море пустословия и обилия ничего не говорящих по существу вопроса фактов. Ну один думает так, другой иначе, третий совсем по-другому, а в общем итоге все вместе - получается никак. Крыловский квартет - лучший образец современного телевидения: говорить много без всяких выводов. Поговорили и разошлись.

Первый раз разговор споткнулся на ответах телезрителей, которые хотят видеть русские фильмы, и факте, что как раз отечественные "киношедевры" российский зритель игнорирует в кинотеатрах. Они не приносят дохода прокатчикам. Возник "загадочный" вопрос: почему эти самые зрители хотят видеть отечественные фильмы, а в кино на них ходить не хотят?

И действительно загадочна русская душа: хотят, но не идут!

Сидят "могучие" и молчат в ответ...

Лишь через паузу самый молодой догадывается, что это разные зрители. Те, которые голосуют в телевизионном опросе, в кинотеатры уже не ходят и вряд ли будут ходить. А те, что не хотят видеть в кинотеатрах российские фильмы и тратить на них деньги, телевидение не смотрят и в опросе не участвуют.

Ну вот, можно подумать, сейчас-то и пойдет настоящий разговор с пониманием сути вопроса. А не тут-то было! Молодого не поддержали, а передали слово могучему представителю могучих американских кинокомпаний в России. Он-то и объяснил, что в год в нашем прокате показывается сто с лишним лучших американских фильмов, что работа с российскими прокатчиками идет серьезная и успешная, что ничего особенного он в этом не видит, ибо американские фильмы наднациональны. Вопрос был затерт и исчез из поля зрения разговора.

А ответ на этот вопрос - как раз один из главных корней провала нашего национального кино и его нынешнего упадка.

С детского возраста всей стране семьдесят лет внушалось, что все показанное по телевидению и написанное в газетах доподлинная правда, что этому всему нужно верить без сомнения. И эта психологическая установка крепко сидела в сознании подавляющего большинства российского населения.

Поток чуждых ценностей и критериев жизни обрушился на незащищенную собственной критической оценкой психику молодого поколения страны в период конца перестройки и последующего развала Советского Союза.

Любой мало-мальски грамотный психолог знает, что формирование личности, закладка основных жизненных установок и формирование вкусов, происходит у человека в возрасте до 14 - 16 лет. И те, кому было от 7 до 16 лет в тот момент, впитали в себя все худшее, что лилось на них со всех экранов.

Милиция тут же начала констатировать факты подростковой преступности, в деталях повторяющей экранные примеры. Малолетние сами рассказывали следователям, из какого фильма они взяли образец. И так продолжается до сих пор. Избиение и убийство человека в экранном варианте молодым человеком воспринимаются как рядовое и нормальное жизненное событие. Таким оно становится и в сознании подростка в его собственной реальной жизни.

Мера внушаемости в возрасте до 14 лет колоссальна. С семи лет террористы успешно готовят добровольных самоубийц, которые по очереди почти каждый день взрывают себя в Израиле, ни на секунду не сомневаясь в абсолютной добродетельности своих поступков.

Точно так же и нашему юному зрителю внушили "что такое хорошо и что такое плохо" по видению западного и американского кинематографа, им привили вкус к насилию и крови на экране, к сексу и торжеству тупой силы. А повзрослевший зритель уже не меняет своих пристрастий. И не хочет смотреть русские фильмы. И не будет их смотреть, как бы красиво и умно ни рассуждали с экрана телевизора знаменитые кинематографисты.

И был второй вопрос, на котором споткнулась передача. Он-то, собственно, и был главным: "что делать?".

Лейтмотивом рассуждений стала реплика одного из участников беседы: "Холера развивается нормально". Хотя точно так же померла немецкая кинематография, итальянская кинематография, ну и наша переживает временные трудности в предсмертных муках. Но, может быть, все-таки не помрет. Большое удовлетворение выразили два представителя крупнейших американских кинокомпаний. Их вполне устраивает работа на российском кинорынке.

Между прочим, кто-то вскользь упомянул Францию, в которой процветает национальная кинематография. Во французских кинотеатрах на 40 процентов репертуар заполнен французскими фильмами, а в России пока только на 2 процента.

Даниил Дондурей обнадежил всех, что через три года малые кинозалы с ценой билета в 300 рублей заполонят всю Россию и тогда, может быть, следует надеяться, начнется возрождение российского кино. Предлагали еще ввести квоты на показ американских фильмов, запретить...

Так ни с чем и разошлись. Получилась обычная телевизионная пустышка - пососали и выплюнули.

И что? На самом деле никто не знает, почему Франция смогла защитить свою национальную культуру и национальный кинематограф от нашествия агрессивного американского кино?

При всем моем глубоком уважении к великой кучке разрешите мне не поверить!

В 1990 году, когда во всей остроте уже проявилась проблема нашествия низкопробных фильмов Нового Света и возник вопрос, как защитить российского зрителя и наш кинематограф, Гильдия кинорежиссеров СССР пригласила в Россию генерального делегата (председателя) французского профсоюза работников кино и телевидения г-на Стефана Поздерека. Он подробно и даже досконально объяснил членам гильдии, а потом и руководству Союза кинематографистов СССР, как и с помощью каких экономических механизмов Франции удалось выстоять и сберечь национальное кино. Он предлагал Союзу кинематографистов тесное и глубокое сотрудничество в этом вопросе, раскрыл свои планы, как привлечь к этому важному делу и другие страны Европы, чтобы коллективными международными усилиями противостоять экспансии голливудского кино. В числе изучавших французский феномен был и автор этой статьи. Никаких тайн и секретов, французы ничего не скрывали.

Французский механизм прост и ясен. Законодательно установлено, что каждый билет на зарубежные фильмы в кинозалах облагается дополнительным налогом в 17 процентов. Весь налог идет на поддержку национального кино и делится пополам: 8,5 процента на производство новых фильмов, а вторая половина - на поддержку проката. Государство из этих денег на свои нужды не получает ничего. Государство живет за счет других всеобщих налогов, в том числе и от кинопроцесса. Распределяет деньги независимый общественный совет из деятелей культуры (писателей, художников, композиторов, артистов и кинематографистов) по результатам оценки представляемых проектов. Чтобы не возникло ситуации по русскому образцу, когда рука руку моет, каждый год полностью обновляется весь состав совета. Для телевидения действительно установлена квота: в эфире не должно быть более 50 процентов зарубежной экранной продукции. За нарушение - штраф.

И вот настало время решительных действий уже Российского союза кинематографистов. В 1992 - 93 годах критическое положение дел в отечественном кино стало более чем очевидным. Рухнула вся замечательная научно-популярная кинематография, рухнула вся блистательная российская документалистика, при смерти лежало игровое кино с еле заметными признаками пульса с большими перебоями. Государственной думе и Правительству России нужны были предложения для принятия законов о кино.

Французский вариант, предлагаемый Гильдией кинорежиссеров, не поддержали. Вместо открытого и всестороннего обсуждения готовящегося закона руководители СК и Госкино в хорошо закрытых кулуарах разработали вариант закона с небольшой государственной поддержкой, обозванной кинематографистами кормушкой, которая целиком находилась бы в руках руководства Госкино и Секретариата союза.

А теперь мы разводим руками на телевизионной передаче и тяжело вздыхаем при мысли, что получили потерянное поколение зрителей, полумертвые остатки великого российского кино и отсутствие реальных надежд на его возрождение.

Внедрить французскую экономическую модель в России можно и сегодня. Ничто не мешает. Было бы только желание. Тогда у отечественной культуры хватит средств и на документалистику, и на просветительский кинематограф, и на детское кино всех видов, включая мультипликацию, и на кино для телевидения.

Прошу читателей простить меня за неакадемический стиль. Боль души сама выплеснулась на бумагу.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;