Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 40 (7347) 3 - 9 октября 2002г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Обратная связьЗагадочна русская душа: хотят, но не идутАлексей СОКОЛОВ Эта полоса написана нашими читателями, теми, кто счел необходимым и возможным поделиться с "Культурой" тем, что их волнует. Письма разные, о разном и написаны разными людьми - и известными деятелями культуры, учеными, и начинающими поэтами... Но, конечно, есть нечто, что их объединяет. Все они - представители современной российской интеллигенции, поскольку основное ее качество - НЕРАВНОДУШИЕ ко всему, из чего складывается наша жизнь, нежелание жить по принципу "моя хата с краю...". А значит - о каких сложных проблемах ни шла бы речь, у нас есть шанс их решить... 2 августа 2002 года ведущий Андрей Максимов собрал на канале РТР могучую кучку российских кинематографистов, критиков и прокатчиков. На повестке дня - сакраментальный русский вопрос: "что делать?" с национальным кино. Все участвующие в обсуждении - люди умные и достойные, талантливые и уважаемые. Их положительные качества сомнению не подлежат. Передача шла в стандартном телевизионном стиле с интерактивным опросом зрителей, так, чтобы отдельные здравые рассуждения потонули в море пустословия и обилия ничего не говорящих по существу вопроса фактов. Ну один думает так, другой иначе, третий совсем по-другому, а в общем итоге все вместе - получается никак. Крыловский квартет - лучший образец современного телевидения: говорить много без всяких выводов. Поговорили и разошлись. Первый раз разговор споткнулся на ответах телезрителей, которые хотят видеть русские фильмы, и факте, что как раз отечественные "киношедевры" российский зритель игнорирует в кинотеатрах. Они не приносят дохода прокатчикам. Возник "загадочный" вопрос: почему эти самые зрители хотят видеть отечественные фильмы, а в кино на них ходить не хотят? И действительно загадочна русская душа: хотят, но не идут! Сидят "могучие" и молчат в ответ... Лишь через паузу самый молодой догадывается, что это разные зрители. Те, которые голосуют в телевизионном опросе, в кинотеатры уже не ходят и вряд ли будут ходить. А те, что не хотят видеть в кинотеатрах российские фильмы и тратить на них деньги, телевидение не смотрят и в опросе не участвуют. Ну вот, можно подумать, сейчас-то и пойдет настоящий разговор с пониманием сути вопроса. А не тут-то было! Молодого не поддержали, а передали слово могучему представителю могучих американских кинокомпаний в России. Он-то и объяснил, что в год в нашем прокате показывается сто с лишним лучших американских фильмов, что работа с российскими прокатчиками идет серьезная и успешная, что ничего особенного он в этом не видит, ибо американские фильмы наднациональны. Вопрос был затерт и исчез из поля зрения разговора. А ответ на этот вопрос - как раз один из главных корней провала нашего национального кино и его нынешнего упадка. С детского возраста всей стране семьдесят лет внушалось, что все показанное по телевидению и написанное в газетах доподлинная правда, что этому всему нужно верить без сомнения. И эта психологическая установка крепко сидела в сознании подавляющего большинства российского населения. Поток чуждых ценностей и критериев жизни обрушился на незащищенную собственной критической оценкой психику молодого поколения страны в период конца перестройки и последующего развала Советского Союза. Любой мало-мальски грамотный психолог знает, что формирование личности, закладка основных жизненных установок и формирование вкусов, происходит у человека в возрасте до 14 - 16 лет. И те, кому было от 7 до 16 лет в тот момент, впитали в себя все худшее, что лилось на них со всех экранов. Милиция тут же начала констатировать факты подростковой преступности, в деталях повторяющей экранные примеры. Малолетние сами рассказывали следователям, из какого фильма они взяли образец. И так продолжается до сих пор. Избиение и убийство человека в экранном варианте молодым человеком воспринимаются как рядовое и нормальное жизненное событие. Таким оно становится и в сознании подростка в его собственной реальной жизни. Мера внушаемости в возрасте до 14 лет колоссальна. С семи лет террористы успешно готовят добровольных самоубийц, которые по очереди почти каждый день взрывают себя в Израиле, ни на секунду не сомневаясь в абсолютной добродетельности своих поступков. Точно так же и нашему юному зрителю внушили "что такое хорошо и что такое плохо" по видению западного и американского кинематографа, им привили вкус к насилию и крови на экране, к сексу и торжеству тупой силы. А повзрослевший зритель уже не меняет своих пристрастий. И не хочет смотреть русские фильмы. И не будет их смотреть, как бы красиво и умно ни рассуждали с экрана телевизора знаменитые кинематографисты. И был второй вопрос, на котором споткнулась передача. Он-то, собственно, и был главным: "что делать?". Лейтмотивом рассуждений стала реплика одного из участников беседы: "Холера развивается нормально". Хотя точно так же померла немецкая кинематография, итальянская кинематография, ну и наша переживает временные трудности в предсмертных муках. Но, может быть, все-таки не помрет. Большое удовлетворение выразили два представителя крупнейших американских кинокомпаний. Их вполне устраивает работа на российском кинорынке. Между прочим, кто-то вскользь упомянул Францию, в которой процветает национальная кинематография. Во французских кинотеатрах на 40 процентов репертуар заполнен французскими фильмами, а в России пока только на 2 процента. Даниил Дондурей обнадежил всех, что через три года малые кинозалы с ценой билета в 300 рублей заполонят всю Россию и тогда, может быть, следует надеяться, начнется возрождение российского кино. Предлагали еще ввести квоты на показ американских фильмов, запретить... Так ни с чем и разошлись. Получилась обычная телевизионная пустышка - пососали и выплюнули. И что? На самом деле никто не знает, почему Франция смогла защитить свою национальную культуру и национальный кинематограф от нашествия агрессивного американского кино? При всем моем глубоком уважении к великой кучке разрешите мне не поверить! В 1990 году, когда во всей остроте уже проявилась проблема нашествия низкопробных фильмов Нового Света и возник вопрос, как защитить российского зрителя и наш кинематограф, Гильдия кинорежиссеров СССР пригласила в Россию генерального делегата (председателя) французского профсоюза работников кино и телевидения г-на Стефана Поздерека. Он подробно и даже досконально объяснил членам гильдии, а потом и руководству Союза кинематографистов СССР, как и с помощью каких экономических механизмов Франции удалось выстоять и сберечь национальное кино. Он предлагал Союзу кинематографистов тесное и глубокое сотрудничество в этом вопросе, раскрыл свои планы, как привлечь к этому важному делу и другие страны Европы, чтобы коллективными международными усилиями противостоять экспансии голливудского кино. В числе изучавших французский феномен был и автор этой статьи. Никаких тайн и секретов, французы ничего не скрывали. Французский механизм прост и ясен. Законодательно установлено, что каждый билет на зарубежные фильмы в кинозалах облагается дополнительным налогом в 17 процентов. Весь налог идет на поддержку национального кино и делится пополам: 8,5 процента на производство новых фильмов, а вторая половина - на поддержку проката. Государство из этих денег на свои нужды не получает ничего. Государство живет за счет других всеобщих налогов, в том числе и от кинопроцесса. Распределяет деньги независимый общественный совет из деятелей культуры (писателей, художников, композиторов, артистов и кинематографистов) по результатам оценки представляемых проектов. Чтобы не возникло ситуации по русскому образцу, когда рука руку моет, каждый год полностью обновляется весь состав совета. Для телевидения действительно установлена квота: в эфире не должно быть более 50 процентов зарубежной экранной продукции. За нарушение - штраф. И вот настало время решительных действий уже Российского союза кинематографистов. В 1992 - 93 годах критическое положение дел в отечественном кино стало более чем очевидным. Рухнула вся замечательная научно-популярная кинематография, рухнула вся блистательная российская документалистика, при смерти лежало игровое кино с еле заметными признаками пульса с большими перебоями. Государственной думе и Правительству России нужны были предложения для принятия законов о кино. Французский вариант, предлагаемый Гильдией кинорежиссеров, не поддержали. Вместо открытого и всестороннего обсуждения готовящегося закона руководители СК и Госкино в хорошо закрытых кулуарах разработали вариант закона с небольшой государственной поддержкой, обозванной кинематографистами кормушкой, которая целиком находилась бы в руках руководства Госкино и Секретариата союза. А теперь мы разводим руками на телевизионной передаче и тяжело вздыхаем при мысли, что получили потерянное поколение зрителей, полумертвые остатки великого российского кино и отсутствие реальных надежд на его возрождение. Внедрить французскую экономическую модель в России можно и сегодня. Ничто не мешает. Было бы только желание. Тогда у отечественной культуры хватит средств и на документалистику, и на просветительский кинематограф, и на детское кино всех видов, включая мультипликацию, и на кино для телевидения. Прошу читателей простить меня за неакадемический стиль. Боль души сама выплеснулась на бумагу. Также в рубрике:
|