Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 40 (7347) 3 - 9 октября 2002г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Краски мира

ФЕРНАНДО АРРАБАЛЬ: "Меня устраивают свобода и равенство"

Беседу вел Дмитрий САВОСИН


Ф.Аррабаль

"А вы знаете, что у истоков дадаизма стоял Ленин? Нет? Вот как это было. Однажды в начале прошлого века он сидел вечерком в парижском кафе. И вот туда зашел Тристан Тцара, еще только начинающий поэт-скандалист. Он был почти голый - в одних прозрачных покрывалах, и начал исполнять танец живота.

Шокированная публика закричала: non, non, non! И только Ленин радостно крикнул по-русски: да, да!.. Это так понравилось Тристану Тцара, что он назвал себя дадаистом. Не верите? Я всего лишь рассказал вам историю, а вы уж думайте, вычитал я ее где-нибудь или придумал, чтобы вас развлечь", - под общий смех и аплодисменты собравшихся в Тургеневской библиотеке поклонников своего творчества заключил Фернандо Аррабаль.

Шутка вполне в духе Аррабаля - знаменитого испано-французского писателя, драматурга и кинорежиссера, приехавшего в Москву, чтобы встретиться с читателями: в издательстве "Текст" вышел его роман "Красная мадонна" и готовится к выпуску второй - "Необычайный крестовый поход влюбленного кастрата" (оба в переводе Н.Хотинской). Этот невысокий испанец в черном, со знаменитой седеющей бородкой и мягкими голубыми глазами, пользуется в Европе, как в свое время и Тристан Тцара, славой скандалиста, - при этом говорит, что ненавидит скандалы. Впрочем, он яростно утверждает и другое - что он вне политики и политика ничуть его не интересует, а ведь его жизнь связана с политической историей второй половины ХХ века трагически неразрывными узами. Сын арестованного в годы франкистской диктатуры офицера, он уехал во Францию, там учился, начал свой творческий путь романиста и театрального драматурга, а когда вернулся, сам был арестован, и только открытое письмо Франко, подписанное в 1968 году Франсуа Мориаком, Сэмюэлем Беккетом и Эженом Ионеско, спасло его от расправы. Он - автор огромного количества пьес, семи фильмов, нескольких романов, он один из тех знаменитых основателей театра Пана - имена его друзей Алехандро Ходоровски и Роланда Топора давно стали культовыми для нового поколения современной российской интеллигенции, обожающей "Святую кровь" Ходоровски и мультипликационную историю маркиза де Сада, снятую Топором. И только Аррабаль по сей день широкой публике практически неизвестен. В советские годы наша критика (то есть немногие счастливцы, имевшие возможность познакомиться с творчеством одного из ярчайших представителей западной культуры последней четверти ушедшего века) высокомерно поругивала его за модернистскую эстетику.

Поистине поразительно, как слова преуспевавших в 70-е годы советских искусствоведов перекликаются с уничтожающими определениями, которые выносила в те же самые годы творчеству Аррабаля франкистская цензура! А во Франции, ставшей его второй родиной, писателя называли Гойей в кинематографе и Сальвадором Дали в литературе... Мастер эпатажа, чье творчество всегда вызывало споры. Аполитичный пророк и мудрец (на мой вопрос о его отношении к событиям 11 сентября Аррабаль только рассмеялся: "Ах, вы про это? Давным-давно я написал роман - там в конце в высоченную башню попадает молния..."), и, что ни говори, он - ярчайший политический сатирик, которого ненавидел сам Франко. Страстный поклонник Набокова, Кафки и Джойса, гуманист и философ из той плеяды, к которой принадлежали Ионеско, Беккет и Сартр, Фернандо Аррабаль, как истый человек театра, никогда не совпадает с самим собою. За веселой историей "на публику" следует сложнейший философский монолог. И вдруг - неожиданное признание: "Эти интервью полезнее мне, чем журналистам. Вам может показаться, что я абсолютно уверен во всем, что говорю. Это не так. На самом деле я постоянно во всем сомневаюсь. То, что я говорю, не нужно воспринимать как определения. Я назвал бы это церемонией сомнения, сомнения в своей правоте, которое является, к сожалению, сутью всей моей жизни".

Итак, первый вопрос Фернандо Аррабалю:

    

- Вот вы в России. Что вы можете сказать тем, кто двадцать пять лет назад жестко критиковал ваши произведения с позиций советской цензуры?

- Я написал огромное количество пьес для театра, маленьких и больших. Целых двадцать два тома за пятьдесят с лишним лет! Там можно найти пьесы на любой вкус - надо просто их прочесть и выбрать. Кстати, уже мой первый фильм имел большой успех у широкой публики. Это был фильм 1971 года "Да здравствует смерть", и должен сказать, что его успех был для меня большой неожиданностью, - картина очень трудна для восприятия.

    

- В истории новейшей российской литературы видное место занимает тема изгнанничества: Солженицын, Бродский, Аксенов... Вы тоже из "поэтов-изгнанников". Что общего между вами, писателями, лишенными родной земли, корней?

- Я вынужден был уехать из Испании - ведь Франко запретил мое творчество, мое имя, даже саму мою личность. И мы уехали. Но - в этом что-то загадочное - я часто вижусь именно с писателями-эмигрантами из разных стран. Например, с Миланом Кундерой. Я часто встречался с Беккетом, Ионеско, Адамовым. Все четверо - эмигранты. Да ведь и Пикассо тоже был эмигрантом! Кто-то из них принял чужое гражданство. Я его не принял. Но в нас только одно общее - мы чувствуем себя эмигрантами. Мы не французы, не испанцы, не парижане - мы все эмигранты. Нас лишили корней - но у каждого из нас есть ствол.

    

- Кундера ваш друг?

- Да, можно так сказать. Он написал обо мне три текста. Это было для меня очень важно. Сейчас во Франции успешно продается его новый роман "Незнание" - он написал его по-французски.

    

- Алехандро Ходоровски, Роланд Топор - о ваших друзьях по "паническому театру" российский зритель имеет представление, скажу даже, что знатоки и поклонники кино очень полюбили их произведения. Как был основан этот знаменитый театр Пана?

- О, это история начала шестидесятых. В ней мне видится что-то таинственное, необычное: авангард оказался так же готов принять меня, как и я готов был принять в себя авангард. С 1960 по 1963 год я состоял в группе сюрреалистов Андре Бретона. Там же были и Топор, и Ходоровски. Мы все втроем были очень "панические", вели себя "панически". Дело в том, что сюрреалисты запрещали дискуссии. У них не принято было спорить, обсуждать. Вообще я потом понял, что в сюрреализме есть много большевистского: они любят прямые линии, не признают полутонов. А мы приехали из стран, где так или иначе были диктаторские режимы. И вот мы основали эту группу "панического театра" - своего рода бунт против догм большевизма, Ватикана... Группа "панического театра" очень интересовалась наукой - например жизнью муравьев, пластикой металла, философией, новыми открытиями. В 1963 году мы ушли от сюрреалистов. Но - удивительное дело! - Октавио Пас незадолго до смерти сказал мне: "Именно эти три года были вашей настоящей школой мастерства".

    

- Герой вашего первого фильма "Да здравствует смерть" ищет исчезнувшего отца. Ни одна ваша биография, даже почти ни одна статья о вас не обходится без упоминания о вашем отце. Скажите несколько слов об этой истории, оказавшей на вас такое влияние...

- Мой отец был арестован и приговорен к расстрелу в первый же день Гражданской войны. Много лет спустя я пытался найти его следы и для этого приезжал сюда, в Москву, встретиться с Пассионарией в надежде найти имя отца в списках расстрелянных по приказу Франко. Но она не смогла мне помочь отыскать его следы, я так и не знаю ничего о его судьбе. Могу только фантазировать...

    

- В одном из интервью вы рассуждаете об уходящей "эпохе титанов", имея в виду политиков ХХ столетия. Вот "титаны" ушли. Каким вам видится будущее?

- Литература должна отвечать на те вопросы, которые прямо и четко ставит перед ней истина. Это впервые сказал еще Аристотель. Истина открывается в момент экзальтации, озарения. Есть даже такой философский термин - "иллюминация" (внезапное озарение, открытие истины). А вот Ницше предложил другую теорию: искусство - это маска, под которой необходимо спрятать истину. То есть истина столь страшна, что ее необходимо скрывать под маской изящного. Те, кого я называю титанами, - Сталин, Франко, Муссолини, - эти ужасные гиганты-диктаторы, придя к власти, хотели делать добро. Но в определенном смысле они оказались учениками Ницше. Мне же представляется, что в наши дни, когда происходит определенный ренессанс культуры и литературы, можно наблюдать отход от этой теории Ницше. А значит, культура вновь становится орудием "иллюминации", внезапного интуитивного озарения, в котором открывается истина.

    

- Что вы думаете о чрезвычайно распространенной точке зрения, будто влияние литературы на общество сильно ослабело, если не свелось к нулю?

- Да, я знаю об этой точке зрения. И вправду - возьмите, например, последний номер самого влиятельного еженедельника во всем мире - нью-йоркского "Тайм": вопросам культуры там отведены только две страницы. Тридцать лет назад никто не мог подумать, что ведущие периодические издания мира будут уделять искусству так мало места: тогда в журнале "Экспресс", где я сотрудничаю по сей день, работали целых два театральных критика! (Фернандо Аррабаль - большой любитель шахмат, в "Экспрессе" он пишет не о театре и не о литературе, а анализирует шахматные задачи). Но культура не нуждается в журнале "Тайм". Да, сейчас мы переживаем момент, когда искусство словно бы оказалось в катакомбах. Оно не занимает видного места на полосах ведущих печатных изданий, но оно на пути к тому, чтобы изменить мир.

    

- У нас можно услышать и такую точку зрения: отсутствие свободы стимулирует художника к творчеству, к изобретению. Что вы думаете об этом?

- Безусловно, нет.

    

- Является ли свобода абсолютной ценностью для человечества?

- Французская революция была рождена двумя ценностями - Свободой и Равенством. Братства не было до тех пор, пока "гигант мысли" Робеспьер не заявил, что свободы и равенства недостаточно и надо создать нечто вроде религии - только поклоняться нужно не тому Богу, который был у человечества до сих пор, а богине Разума. И это объединит всех. Так было создано триединство: свобода, равенство, братство. Меня устраивают свобода и равенство. В той тайной лотерее, какой является жизнь, такие люди, как я, оказались в привилегированном положении. Свобода и равенство - это прекрасно. А вот братство - совсем другое дело. Понятие братства угрожает понятию свободы. Оно возвращает нас к истокам дадаизма, мыслям Сократа, рассуждениям Августина и теориям Ленина. Это их философией было братство. Но если бы оно могло реально существовать - не понадобилось бы придумывать ГУЛАГ.

Также в рубрике:

КРАСКИ МИРА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;