Комедия строгого режима
Лариса ДОЛГАЧЕВА
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ
 |
"Чикагцы" |
Винтик, шестеренка, вперед, назад - все работает как часы, ни слова втуне, ни ноты про туманну даль, шаг в сторону - прощай, команда. "Чикаго" - отличная машина. Неудивительно, что столько лет на ходу, что немерено наград, что пережила 17 постановок по миру. Восемнадцатая - в Москве. И Москве она ко двору. При только формирующемся мюзикл-рынке свободных ниш предостаточно. Теперь над одной из них будет высечено золотом (уж Алла с Филиппом как продюсеры постараются): первый бродвейский мюзикл в ряду европейских и отечественных и первый мюзикл-сатира в ряду сентиментальных и драматических.
Либретто - бред. Но что морщить нос, в этом "Чикаго" - близнец чуть не всех опер мира. Изложенное со всей серьезностью на трех компьютерных листах, вкратце оно выглядит так: бедовая девчонка Рокси стреляет в любовника. Тюрьма. Репортеры. Слава, за которую не стыдно и горло перегрызть сокамерницам. Но, увы, всегда находится кто-то, кто еще круче расправляется с особями мужского пола. Первое место не за Рокси, но свой куш она у жизни выхватила. От уголовной звезды до звезды шоу-бизнеса путь ведь совсем пустяшный... Далее тень оперы тревожить не станем, потому как бог и царь там музыка, посредством которой бред и превращается если не в шедевр, то в удобоваримый продукт. В мюзикле эта функция у режиссера с хореографом (часто выступающих в одном лице). В "Чикаго" это лицо - легендарный Боб Фосс. Труд композитора Джона Кандера, ненавязчивый, как регтаймы 20-х годов, но и небесцветный, как всякое ретро, - только фон для эскапад постановщика, пара из которых - настоящие комедийные шедевры, остальные - качественный мюзик-холльный драйв, местами отдающий анахронизмом (будь Фосс жив, как пить дать при восстановлении "Чикаго" в 1996-м кое-что переставил бы). Актеру здесь раздолье. Можно не только лихо крутануть бедром, взять высокую ноту и обслюнявить манишку зрителя сентиментальными страданиями. В "Чикаго" есть что поиграть. Комедия все-таки, хоть и в железных рамках жанрового режима. Но тут мюзиклу не повезло.
Две главные героини-соперницы по тюремной славе оказались пусть не на одно лицо, но на один голос. Закрой глаза - не отличишь. Открой - схожая вульгарная пластика. Разница в одном: Анастасия Стоцкая - Рокси чуть женственнее, чем Лика Рулла - Велма. Все. Актерская индивидуальность спит, причем во всех исполнителях, включая суперстар Киркорова и поп-диву Лолиту. Они, разумеется, "прибрали" самые аппетитные, самые характерные роли мюзикла. Но сыграли самих себя, перевоплотившись ровно настолько, насколько это принято в обыкновенном шоу. Им, как всегда, не откажешь в обаянии, энергетике, таланте. Но что была бы за сказка роль, к примеру, Лолиты (неофициальная хозяйка тюрьмы "мамаша" Мортон), появись в ней актриса типа Ароновой. Или Пугачева - но это уж язык не поворачивается сказать. Во-первых, прима и без подсказок догадалась, что была бы в этой роли супер и уже обещала в ней появиться, как только мюзикл начнет сдавать. Во-вторых, в тот миг, когда это случится, "Чикаго" погибнет. Столь могучая фигура не развалит целое, если только обоснуется на месте героини, и только при наличии в спектакле пусть не столь феерических, как она но - индивидуальностей. Да что прикидывать, и то и другое - пустая мечта.