Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 41 (7348) 10 - 16 октября 2002г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаФилософия танцаВ Москве дебютировал Владимир Юровский Михаил ФИХТЕНГОЛЬЦ
Парадоксально, но имя Владимира Юровского гораздо больше на слуху у западного меломана, нежели в Москве. Когда два года назад крупнейший фестиваль Европы, Глайндбурнский оперный, назвал его своим главным дирижером, из крошечных газетных заметок мы узнали, что "такой есть". Между тем к моменту этого знаменательного события Юровский уже давно не был неоперившимся юнцом, успев для своих 27 (сейчас ему 30) поработать на самом именитом оперном фестивале Италии - Флорентийском музыкальном мае, в брюссельском театре Ла Монне, его фамилия появлялась и в афише лондонского Ковент-Гарден. Поэтому удивляться, что карьерный рост столь скоро привел его в Москву, на сцену Большого зала консерватории, не стоит. Неудивительно и то, что Российскому национальному оркестру Юровский смог дать за один концерт гораздо больше, нежели иные его коллеги, чьи выступления с РНО не приносили ни лавров, ни творческого удовлетворения. Во-первых, Юровский предложил восхитительно логичную и компактную программу, в которой не только отдал дань классикам ХХ века, но и прочертил свой собственный сюжет, связанный с таким понятием, как танец. Танец в ушедшем столетии - символ, значение которого для каждого различно: кто-то связывает его исключительно с балетом ("Весна священная" Стравинского и "Игры" Дебюсси - два знаковых балета, созданных для "Русских сезонов" Сергея Дягилева), а кто-то - с оперой (Танец председателя из оперы американца-минималиста Джона Адамса "Никсон в Китае"). Наконец, для кого-то танец обозначает философию жизни - таков Астор Пьяццола, в чьем Концерте для бандонеона с оркестром манящий пульс жаркого танго является основой, на которой отныне зиждется самая что ни на есть стандартная форма концерта. Что обозначает танец для Юровского? Прежде всего упоение движением, незаметные градации темпа, прихотливую смену ритмических орнаментов в Стравинском, и настойчивое моторное perpetuum mobile в сочинении Адамса. Жест дирижера всегда понятен, он не колдует руками, показывая музыкантам лишь самые основы, но никогда не упуская из виду колоритных деталей. Он интересен и как интерпретатор - особенно в сочинении Пьяццолы, где вместе с темпераментным и виртуозным солистом Пером Арве Глорвигеном внимательно изучал светотени пряных гармоний и логику фактурных бликов, найдя в этой, казалось бы, очень однозначной музыке множество скрытых подтекстов и смысловых отточий. Эта интересная пара - академичный дирижер и бесшабашный, с миниатюрным бандонеоном наперевес солист - ввергли зал в состояние счастливого транса, и Пьяццола, пожалуй, стал "гвоздем программы". Возвращаясь к стихии танца, хочется узнать, что вкладывают в это слово оркестранты, которым предоставилась возможность поработать с двумя незаурядными музыкантами и настоящими профессионалами. Рискну предположить, что прославленные артисты РНО вообще не задавали себе этого вопроса. Зная не понаслышке (хотя именно что понаслышке!) о том, сколь хорошо может играть РНО, смею утверждать, что оркестр оказался к приезду Юровского далеко не в лучшей своей форме, демонстрируя пресловутое "среднее качество" - то есть все как бы очень складно, но постоянно случаются какие-то мелкие оплошности, которые слух уже почти не фиксирует, так как они стали для РНО обыденностью. Трудно понять, почему концертмейстер первых скрипок играет тему широким смычком, а его собрат на четвертом пульте - уже в полсмычка. Ей-Богу, господа, вам в силу неплохого финансового благосостояния дан шанс поработать с одним из представителей сегодняшней дирижерской элиты, который не ленится, пытаясь добиться от вас настоящего результата. А в ответ получает снисходительную лень, основанную на амбициях десятилетней давности, когда аббревиатура РНО обозначала "знак качества". Также в рубрике:
|