Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 41 (7348) 10 - 16 октября 2002г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияЗастывший фестиваль"Зодчество-2002" стартовал в Москве АРХИТЕКТУРААнна МАРТОВИЦКАЯ Уже стало доброй традицией на Всемирный день архитектуры проводить в Москве фестиваль "Зодчество". В этом году крупнейший отечественный архитектурный смотр отмечает свое десятилетие. Казалось бы, чем не повод продемонстрировать миру свои последние достижения в области проектирования общественных и жилых зданий, градостроительства и ландшафта? Однако организаторы "Зодчества-2002" пошли другим путем... Фестиваль, по традиции, проводится в Центральном выставочном зале "Манеж". И, как и в прежние годы, все внутреннее пространство знаменитого творения Осипа Бове занято экспозицией. Бесконечные планшеты и макеты кое-где разбавлены мониторами, на которых демонстрируются трехмерные модели. По центру зала пролегла настоящая зеленая улица. Это ландшафтники постарались: затейливые клумбы сочетаются с мохнатыми голубыми елями и кучерявыми кустарниками. То тут то там до уха доносится журчание фонтанчиков ("превратите свой участок в настоящее имение!" - ей-Богу, как будто одной струей воды можно облагородить утыканный башенками кирпичный особняк). Если вы уже устали, то отдохнуть можно в диковатого вида беседке, украшенной деревянной бабочкой исполинских размеров. На открытии фестиваля в ней сидел оркестр, а теперь она доступна всем посетителям, и, пожалуй, только слепой не подошел к монстрообразному насекомому и не ткнул в него пальцем. Я столь подробно описываю клумбы и беседки лишь по одной причине. Ничего более зрелищного в "Манеже" мне обнаружить не удалось. Казалось бы, архитектура - одно из самых презентабельных искусств, но организаторы об этом, похоже, забыли. Фестиваль представляет собой сухой отчет Москвы и регионов о спроектированном и построенном. Наверное, таковым архитектурный форум и должен быть, но тогда проводить его нужно в Центральном доме архитектора, а не в крупнейшем выставочном зале столицы. Ярко и образно поданы лишь стенды детского творчества. Люстры в виде башни Татлина, корабли, несущие вместо мачт творение Эйфеля и главное украшение Останкина, бумажные дворцы, Гулливер, проснувшийся среди зданий-лилипутов... Особого внимания заслуживают работы юной звезды Алисы Мешковой из Волгограда, которая в 6 с половиной лет является обладательницей нескольких российских и международных наград. Что же еще мы видим в отчете? Экспозиция поделена на два больших раздела: смотр-конкурс и выставка-конкурс. В первом соревнуются проекты и объекты, во втором - экспозиции ("Архитектура и бизнес", "Архитектура и туризм"), но если не читать указатели, вы не отличите один раздел от другого. "Зодчество" всегда ругают за однотипность выставленных проектов: высоченные жилые дома, раскрашенные нелепо и увенчанные шпилями, неопределенной формы автостоянки, аляповатых интерьеров клубы... Но что поделать - такова наша архитектура. То, что проектировалось в Москве два-три года назад, наконец докатилось до провинции. В Вологде архитектор Б.Маевский создает квартиры в мраморе, в Сарове проектировщики С.Тимофеев и Д.Февралев строят спортивно-культурный комплекс, неуловимо похожий на столичные как бы хай-тековские банки, в Альметьевске из стеклянных конусов и внушительных блочных балконов В.Нилов и Р.Гарифуллин собрали лечебницу "Ромашка". Лаконична бело-бордовая столовая санатория "Янган-Тау" (Республика Башкортостан, архитекторы Д. Винкельман и Т. Калимуллин): всего один малюсенький конус. Внушителен многоквартирный жилой дом по улице Большая Садовая в Ростове-на-Дону (С.Клижов и Д.Лобанов): портики похожи на первые ступени космических ракет. В номинации "Малоэтажные жилые дома" радуют глаз домик С.Клижова, выполненный в форме половинки гриба и особняк а-ля Шехтель (но только очень а-ля) В.Абросимова из Волгограда. В деле реставрации и реконструкции мы, как всегда, впереди планеты всей: стенд Московского управления охраны памятников занимает почетное место в московской экспозиции, а история восстановления главного дома усадьбы "Суханово" замыкает фестиваль. Этот финальный аккорд не может не впечатлить: фотографии почти разрушенного Дома творчества архитекторов и его нынешние цветущие интерьеры очень контрастируют. И наверное, неслучайно именно эти фотографии закрывают экспозицию "Зодчества": спасаемая усадьба Волконских вселяет хоть какую-то надежду на наших архитекторов. Хорошо, что у государства и инвесторов все же нашлись средства на то, чтобы памятник не развалился. Ну а новые памятники... они тоже когда-нибудь будут, обязательно. Ведь "Зодчеству" всего десять лет. Также в рубрике:
|