Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 31-32 (7338) 8 - 14 августа 2002г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаКое-что об "огне, мерцающем в сосуде"Юрий БЕЛЯВСКИЙ Август в новейшей российской истории - месяц сложный. В сонном, отпускном его покое примолкли музы, но подковерные страсти кипят, не теряя своего накала. Только-только затих скандал, связанный с приходом в Госоркестр в качестве его художественного руководителя Марка Горенштейна, как поползли, извините, подобно лесному пожару, слухи о притязаниях на "горенштейновское" наследство. Действительно, оркестр "Молодая Россия", созданный и выпестованный Марком Борисовичем, сегодня один из редких в стране симфонических коллективов, находящихся в приличном рабочем состоянии, то, что называется, "на ходу". Понятно, что с уходом такого мощного и энергичного маэстро, как Горенштейн, судьба молодого и хорошего оркестра вызывает тревогу. Тонкое и сверхчувствительное образование, каким является симфонический оркестр, создается годами, причем в результате величайшего эмоционального и творческого напряжения, а рухнуть может в одночасье. Поэтому очень важно, чтобы коллектив возглавил маэстро, способный поддержать "огонь, мерцающий в сосуде", а не загасить его одним мановением своей дирижерской палочки. И с этим нынче полная беда. Свободных дирижеров настоящей, высокой пробы в стране просто не осталось. Это вовсе не секрет, просто эта тема тонет в массе других проблем, сотрясающих отечественную культуру. Множество хороших дирижеров, выращенных русской музыкальной школой, плотно осели за рубежом и в ближайшее время возвращаться на Родину не собираются. Каждый раз, когда в России открывается крупная дирижерская вакансия, люди, отвечающие за ее замещение, изводят сотни долларов на международные телефонные звонки и факсы, приглашая знаменитых соотечественников принять руководство знатнейшими некогда коллективами. Ответы получают уклончивые, в том смысле, что уклоняются маэстро от предложенной им чести. Говорят, что "Молодую Россию" готов был бы возглавить живущий в Англии Дмитрий Ситковецкий. Говорят опять-таки, что это был бы прекрасный выбор. За спиной у 47-летнего музыканта блестящая скрипичная карьера, а в 1990 году он создал весьма известный на Западе камерный оркестр "Новые европейские струнные", с 1996 года в течение пяти лет возглавлял Ольстерский национальный симфонический оркестр Северной Ирландии. То есть и опыта хватает, и таланта не занимать, да и возраст позволяет говорить о поре той замечательной музыкальной зрелости, когда наличие творческих идей сочетается со способностью к их реализации. Впрочем, говорят, что "Молодую Россию" официально Ситковецкому пока не предлагали. Кадровые назначения и перемещения в России всегда дело загадочное и решающееся "на небесах". Но при всей загадочности всегда находятся люди, которые все знают. Так вот, эти знающие люди в один голос утверждают, что руководство оркестром "Молодая Россия" отойдет к величайшему альтисту всех времен и народов Ю.Башмету. Что ж, Юрий Башмет - исполнитель, конечно, выдающийся, а в какие-то моменты просто гениальный, но вот опыта руководства крупными оркестрами в его послужном списке пока не значится. Интересно, хватит ли у блистательного солиста прежде всего терпения, чтобы окунуться в многомесячную, часто нудную, рутинную работу с огромным, но, увы, малобюджетным, а потому и многопроблемным коллективом? Однако августовское кипение кадровых страстей касается не только музыкантов. У кинематографистов кадровые проблемы решаются не менее кипуче. На днях секретариат Союза кинематографистов просто вышвырнул Юлия Гусмана с должности директора московского Дома кино, которую тот занимал более 15 последних лет. Я пишу "вышвырнул", потому что нельзя иначе назвать экстренное увольнение человека, вкладывавшего в этот самый киношный Дом всего себя, а в момент увольнения находящегося на лечении за рубежом. Что говорить о морально-этических тонкостях, для решительных кинематографических начальников их, судя по всему, не существует, а как насчет КЗОТа? Может, он для кинематографа какой-нибудь другой, учитывая выдающийся масштаб личности людей, ныне российское кино возглавляющих? Ю.Гусман как раз из породы людей, редкостно умеющих поддерживать "огонь, мерцающий в сосуде". В его Доме кино было интересно, тепло и весело. Правда, по словам разделавшихся с ним киноначальников, там не работал кондиционер и плохо ездили лифты. Они, начальники, обещают построить на месте Дома кино пятнадцатиэтажный офис с подземными гаражами. А что, построят запросто. И кондиционеры там будут кондиционировать, и лифты скоростные будут нести кого-то к горним вершинам. Только боюсь, что огонь в этом новом "сосуде" мерцать не будет. Во всяком случае, для тех, кто не только руководит кино, но отчаянно и безрезультатно пытается его делать. А вообще-то, август, - конечно, месяц тихий, особенно, если без путчей и дефолтов. Также в рубрике:
|