Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 31-32 (7338) 8 - 14 августа 2002г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Первая полоса

Кое-что об "огне, мерцающем в сосуде"

Юрий БЕЛЯВСКИЙ


Август в новейшей российской истории - месяц сложный. В сонном, отпускном его покое примолкли музы, но подковерные страсти кипят, не теряя своего накала. Только-только затих скандал, связанный с приходом в Госоркестр в качестве его художественного руководителя Марка Горенштейна, как поползли, извините, подобно лесному пожару, слухи о притязаниях на "горенштейновское" наследство. Действительно, оркестр "Молодая Россия", созданный и выпестованный Марком Борисовичем, сегодня один из редких в стране симфонических коллективов, находящихся в приличном рабочем состоянии, то, что называется, "на ходу". Понятно, что с уходом такого мощного и энергичного маэстро, как Горенштейн, судьба молодого и хорошего оркестра вызывает тревогу. Тонкое и сверхчувствительное образование, каким является симфонический оркестр, создается годами, причем в результате величайшего эмоционального и творческого напряжения, а рухнуть может в одночасье. Поэтому очень важно, чтобы коллектив возглавил маэстро, способный поддержать "огонь, мерцающий в сосуде", а не загасить его одним мановением своей дирижерской палочки. И с этим нынче полная беда. Свободных дирижеров настоящей, высокой пробы в стране просто не осталось. Это вовсе не секрет, просто эта тема тонет в массе других проблем, сотрясающих отечественную культуру. Множество хороших дирижеров, выращенных русской музыкальной школой, плотно осели за рубежом и в ближайшее время возвращаться на Родину не собираются. Каждый раз, когда в России открывается крупная дирижерская вакансия, люди, отвечающие за ее замещение, изводят сотни долларов на международные телефонные звонки и факсы, приглашая знаменитых соотечественников принять руководство знатнейшими некогда коллективами. Ответы получают уклончивые, в том смысле, что уклоняются маэстро от предложенной им чести.

Говорят, что "Молодую Россию" готов был бы возглавить живущий в Англии Дмитрий Ситковецкий. Говорят опять-таки, что это был бы прекрасный выбор. За спиной у 47-летнего музыканта блестящая скрипичная карьера, а в 1990 году он создал весьма известный на Западе камерный оркестр "Новые европейские струнные", с 1996 года в течение пяти лет возглавлял Ольстерский национальный симфонический оркестр Северной Ирландии. То есть и опыта хватает, и таланта не занимать, да и возраст позволяет говорить о поре той замечательной музыкальной зрелости, когда наличие творческих идей сочетается со способностью к их реализации. Впрочем, говорят, что "Молодую Россию" официально Ситковецкому пока не предлагали. Кадровые назначения и перемещения в России всегда дело загадочное и решающееся "на небесах". Но при всей загадочности всегда находятся люди, которые все знают. Так вот, эти знающие люди в один голос утверждают, что руководство оркестром "Молодая Россия" отойдет к величайшему альтисту всех времен и народов Ю.Башмету. Что ж, Юрий Башмет - исполнитель, конечно, выдающийся, а в какие-то моменты просто гениальный, но вот опыта руководства крупными оркестрами в его послужном списке пока не значится. Интересно, хватит ли у блистательного солиста прежде всего терпения, чтобы окунуться в многомесячную, часто нудную, рутинную работу с огромным, но, увы, малобюджетным, а потому и многопроблемным коллективом?

Однако августовское кипение кадровых страстей касается не только музыкантов. У кинематографистов кадровые проблемы решаются не менее кипуче. На днях секретариат Союза кинематографистов просто вышвырнул Юлия Гусмана с должности директора московского Дома кино, которую тот занимал более 15 последних лет. Я пишу "вышвырнул", потому что нельзя иначе назвать экстренное увольнение человека, вкладывавшего в этот самый киношный Дом всего себя, а в момент увольнения находящегося на лечении за рубежом. Что говорить о морально-этических тонкостях, для решительных кинематографических начальников их, судя по всему, не существует, а как насчет КЗОТа? Может, он для кинематографа какой-нибудь другой, учитывая выдающийся масштаб личности людей, ныне российское кино возглавляющих?

Ю.Гусман как раз из породы людей, редкостно умеющих поддерживать "огонь, мерцающий в сосуде". В его Доме кино было интересно, тепло и весело. Правда, по словам разделавшихся с ним киноначальников, там не работал кондиционер и плохо ездили лифты. Они, начальники, обещают построить на месте Дома кино пятнадцатиэтажный офис с подземными гаражами. А что, построят запросто. И кондиционеры там будут кондиционировать, и лифты скоростные будут нести кого-то к горним вершинам. Только боюсь, что огонь в этом новом "сосуде" мерцать не будет. Во всяком случае, для тех, кто не только руководит кино, но отчаянно и безрезультатно пытается его делать.

А вообще-то, август, - конечно, месяц тихий, особенно, если без путчей и дефолтов.

Также в рубрике:

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;